Режиссер документалки «Эмодзи. Язык картинок» Марта Шейн — о том, какие эмодзи действуют расслабляюще, а какие срочно надо изменить
В Москве стартовал третий кинофестиваль The Art Newspaper Russia, в рамках которого в Московском Мультимедиа Арт Музее покажут фильм «Эмодзи. Язык картинок». Режиссеры ленты Йен Чейни и Марта Шейн рассказывают историю уже существующих смайликов и пристально изучают создание новых, ведь эмодзи сегодня — не только способ улыбнуться собеседнику, отправить воздушный поцелуй или пригласить на бокал вина. Разноцветные иконки на экране смартфона — своего рода отпечаток времени, отображение мировой культуры во всем ее разнообразии. Каких эмодзи не хватает? Какие политические убеждения стоят за ними? Можно ли считать, что эмодзи — новый универсальный язык, понятный абсолютно всем? Все эти вопросы BURO. задало режиссеру ленты Марте Шейн.
Эмодзи — это что-то обычное и необычное одновременно. Когда вы поняли, что разноцветные картинки — идеальная тема документального фильма?
Идея фильма родилась в голове нашего невероятного продюсера Дженнифер Ли. Еще в 2015 году она заметила, что в раскладке Emoji не хватает знака для обозначения пельменя. Она глубоко погрузилась в мир Unicode — некоммерческой организации, чья работа — это стандарт кодирования символов. Добившись первого успеха, Дженнифер решила, что ее борьба станет интересной основой для документального кино. Мне эта тема тоже очень близка. Помню, как только появились эмодзи, я использовала их везде. Я испытывала невероятное удовольствие, пытаясь расшифровать сообщения друга или закодировать события моего дня, используя ограниченный набор символов. Это был своеобразный способ изучения эмодзи как самостоятельного языка. Именно поэтому меня сразу заинтриговала идея снять такой фильм.
В фильме три основных сюжетных линии: девушка из Германии, которая боролась за смайлик «девушка в хиджабе», группа аргентинских активисток, выступающих за эмодзи для чая мате, и активистки из Англии, которые хотят добавить эмодзи для обозначения менструации. Кто вам понравился больше всего и почему?
Невозможно выбрать, я всех их полюбила! Было удивительно наблюдать за созданием эмодзи «девушка в хиджабе», потому что им занималась одна молодая женщина. Над смайликом «мате» работала пара женщин, и за их отношениями было действительно интересно наблюдать. Наконец, над эмодзи для месячных — всего лишь над одним смайлом — трудилась большая команда. Чтобы Unicode утвердил новый символ, нужен сопроводительный текст на 20 страниц, подкрепленный масштабным исследованием. Так что честь и хвала всем, кто работает над ними.
Как вы выбрали героев для своего фильма?
И снова Дженни Ли, наш продюсер, сыграла решающую роль. Будучи глубоко вовлеченной во все аспекты эмодзи, она рассказывала нам о новых смайликах, которые были еще в процессе разработки. В конечном счете мы выбрали три конкретных эмодзи в фильме: мы хотели показать многообразие мира, проиллюстрировать основные социальные движения.
Эмодзи — универсальный язык: все понимают, что они значит. Их популярность — еще один шаг в глобализации, и она имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Как вы думаете, какие?
Самое полезное в смайликах — это то, что они усиливают оттенок текста, который может сначала показаться холодным или трудным для восприятия. Например, любое предложение станет дружелюбнее, если в конце его вы поставите значки улыбка, радугу и дельфинчика! Сегодня мы пишем больше, чем когда-либо. Поэтому нам необходим инструмент для эмоций.
Недостаток эмодзи в том, что мы рассматриваем их как глобальный язык. Многие люди действительно думают, что смайлики все понимают одинаково. Это не так: люди в разных местах и кругах общения используют эмодзи по-разному. Поэтому единственный способ точно интерпретировать их — быть лично знакомым с адресатом или адресантом. Мне очень нравится одно американское исследование: оказывается, что смайлик с улыбающимся дьявольским лицом несет более кокетливый или сексуальный оттенок в Нью-Йорке, тогда как в Чикаго этот эмодзи используют в более угрожающей или агрессивной манере. Таким образом, нужно быть близко знаком с человеком, чтобы понять смысл отправленного им символа.
Почему, по вашему мнению, эмоджи стали такими популярными? Почему ими пользуются все владельцы смартфонов?
Быстрый рост популярности смайликов связан с ростом количества текстов и популярности интернета в целом. В современном мире текстовые сообщения настолько распространены, что иногда разница между ответами «Хорошо» и «Хорошо с эмодзи» может кардинально изменить настроение получателя. Это делает эмодзи невероятно мощным инструментом. Кроме того, смайлики выглядят весело, красочно и игриво, так что это еще одна причина их популярности. Например, когда я увидела первый раз эмодзи с тако, то сразу захотела его съесть.
Может быть, их популярность — просто дань моде? Что может заставить нас забыть разноцветные лица и картинки на экране телефона?
Цифровое общение постоянно меняется и развивается. Я думаю, что эмодзи будут существовать еще несколько десятилетий, а потом их популярность спадет. Уже сейчас гифки во многом превзошли смайлики как способ более конкретного, часто смешного и креативного ответа. Каждый новый язык общения в Сети — смайлики, эмодзи или гифки — был изначально предназначен для личного общения. Только потом они проникли в профессиональную коммуникацию. Интересно, что еще изобретут люди в интернете!
В вашем фильме один из лингвистов объясняет, почему эмодзи еще не стало официальным языком. Как вы думаете, получит ли смайлик когда-либо этот статус?
Я не верю, что эмодзи когда-нибудь будет признан официальным языком. С другой стороны, они уже стали способом общения со своим собственным набором правил и даже грамматикой, поэтому в примитивном смысле эмодзи можно считать языком. Эмодзи — это не традиционный язык, это не пунктуация, это совершенно новый способ общения.
А какой эмодзи хотели бы добавить лично вы и почему?
Раньше я говорила, что хочу эмодзи для роликов, но Unicode уже успели их добавить! Но если серьезно, то нам нужно добавить смайлики для обозначения межрасовых семей. Я осознаю всю техническую сложность процесса, но уверена, что Unicode решит эту проблему.
Какие эмодзи вы используете чаще всего?
Я чаще всего использую эмодзи для пальмового дерева. Это благодаря Джереми Берджу, создателю Emojipedia. В нашем фильме он произносит замечательную фразу: «Никому не нравится получать электронные письма, но если вы добавляете в конце несколько пальмовых веток, то в ответ точно получите комплимент». Смайлик пальмового дерева правда работает на очень тонком уровне, снижая давление и создавая ощущение расслабленности и беззаботности.
А какие эмодзи раздражают?
Эмодзи «человек в парной комнате». Вначале этот смайлик был придуман финнами для обозначения сауны, но, к сожалению, картинка с мужчиной или женщиной в полотенце, окруженные паром, вовсе не похожа на сауну. Это просто человек, который вышел из душа. Из уважения к первоначальному замыслу я считаю, что этот смайлик должен быть изменен.
Другие истории
Подборка Buro 24/7