В честь 70-летия Примадонны вспоминаем, как она перевернула советскую эстраду, и документируем ее неповторимый стиль
15 апреля исполняется 70 лет Алле Борисовне Пугачёвой, фигуре для российского шоу-бизнеса практически архетипической. Несколько десятилетий она была главной певицей страны, воплотив на советской и российской земле глобальную мифологему поп-королевы. Пугачёва покоряла аудиторию то образом чувствительной женщины, искренне поющей о том, что у неё на сердце, то перевоплощением в юмористическую артистку с забавными песнями и концентрированной самоиронией — на сохранившихся видеозаписях её встречи со зрителями, где певица отвечает на вопросы из зала, похожи на обаятельный стендап, только Пугачёва, как правило, шутит, сидя на стуле (в конце аудитория обязательно даёт залп продолжительных оваций).
Тот факт, что эта артистка отпечатана в подсознании среднестатистического россиянина, подтверждает недавний пример с популярным сериалом Netflix «Матрёшка»: как только в Сети появились фотографии актрисы Наташи Лионн в образе главной героини — программистки Нади с русскими корнями, — то из-за её копны кудрявых рыжих волос в Рунете стали часто называть шоу не иначе, как «тот сериал с Пугачёвой».
Сейчас кажется, что Алла Пугачёва была вечной, на деле же её путь к славе был долог и даже не раз имел шансы оборваться. К юбилею Примадонны российской эстрады вспоминаем главные события жизни и карьеры певицы и документируем эволюцию ее культового образа в нашей съемке.
1949
Начало
Алла Пугачёва родилась 15 апреля в Москве в семье отслуживших во Вторую мировую войну Бориса Михайловича Пугачёва и Зинаиды Архиповны Одеговой. Всё детство Алла Пугачёва прожила в районе площади Крестьянская Застава, в Зонточном переулке. Там, если верить биографам, её отцу дали квартиру на втором этаже деревянного дома, позже павшего жертвой высотного строительства. Борис Пугачёв мечтал стать цирковым артистом, но, потеряв в бою глаз, пошёл работать в обувную промышленность. Вместе с глазом, однако, он не растерял артистичности, которая перешла по наследству дочери, и играл в любительском театре. Зинаида Одегова отучилась в техникуме на педагога, но обладала хорошим голосом и во время войны попала в концертную бригаду, с которой ездила поднимать боевой дух солдат. Выйдя замуж, Зинаида Пугачёва оказалась в роли домохозяйки, мечтавшей воплотить свои музыкальные амбиции в дочери. Помимо занятий музыкой к будущей звезде от матери, судя по фотографиям и видео, отошла диастема — щербинка между передними зубами, ставшая характерной чертой внешности Пугачёвой (впрочем, когда певица добралась до работы в кино, там эту щербинку не оценили, и напрасно).
1954
Первые занятия музыкой
Родители отдали пятилетнюю Аллу в музыкальную школу № 31 при музыкальном училище имени композитора Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова на Воронцовской улице. Тогда школа была совсем новой, а сегодня учиться там и потом продолжить образование в училище, ставшем институтом, считается престижным. В первый же год учёбы Алла стала участницей сборного концерта и впервые вышла на сцену в колонном зале Дома Союзов. Летом, в каникулы, мать заставляла будущую Примадонну советской и российской эстрады отрабатывать навыки игры на пианино на даче в Подмосковье.
1956
Формирование характера
1 сентября Алла Пугачёва пошла в первый класс школы № 496 в Лавровом переулке на Таганке. Сохранилась любительская киноплёнка, запечатлевшая десятилетнюю Пугачёву, на ней она — тоненькая девочка в платье, очках и с толстой косой (запись попала в документальный фильм о Пугачёвой «Жди и помни меня» режиссёра Юрия Занина). Кажется, так может выглядеть только тихоня, и отчасти это правда: по воспоминаниям одноклассников, матери и самой Пугачёвой, поначалу она была застенчивым ребёнком, но проводила так много времени с хулиганистыми дворовыми мальчишками, что скоро и сама стала похожа на них характером и запросто могла дать сдачи, а, став смелее, начала чаще проявлять и свою артистичность. В старших классах в подражание друзьям Пугачёва даже начала курить и долго придерживалась этой привычки, уже будучи знаменитой, чем повергала в ужас партийных служащих разных рангов, регулярно обвинявших её в очернении образа советской женщины. Бойцовский характер и дворовые повадки, приобретённые Пугачёвой в школе, певица потом ещё не раз проявила в самых разных ситуациях и даже спровоцировала не один скандал.
В первый же год учёбы Алла стала участницей сборного концерта и впервые вышла на сцену в колонном зале Дома Союзов.
1964
Первые гастроли
После школы Алла Пугачёва поступила в Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова на дирижёрско-хоровое отделение, что означало: Пугачёва решила всерьёз переключиться на вокал и отказаться от идеи стать пианисткой. Тут Пугачёва будет учиться до 1969 года с перерывом на первые в жизни гастроли: осенью 1965-го, в 16 лет, певица решила прогулять занятия с подругой, они случайно забрели в клуб, где проходило прослушивание, и Пугачёва нахально приняла в нём участие, выучив отрывок нужной песни по исполнению других девушек, участвовавших в отборе, и прошла. Это была песня «Робот» Левона Мерабова на стихи Михаила Танича, и прослушивание было поиском вокалистки в ансамбль Мерабова. Гастроли не принесли Алле Пугачёвой ни денег, ни славы, зато дали ей опыт и песню «Робот».
1965
Первый успех и первое появление на радио
Первое выступление на радио и первая популярность Пугачёвой стали косвенным следствием её гастролей: певицу пригласили в воскресную радиопередачу «С добрым утром!», где в декабре 1965 года она исполнила ту самую песню «Робот». После эфира слушатели передачи писали в редакцию радиостанции письма с просьбой дать начинающей певице исполнить что-нибудь ещё, и одновременно с этим интерес к ней проявил малоизвестный на тот момент композитор Владимир Шаинский. Шаинский хотел отдать свою песню «Как бы мне влюбиться» какому-нибудь знаменитому исполнителю, но таких музыкантов композитор без громкого имени не интересовал, поэтому он решил искать среди новичков. Пугачёва записала эту песню для радио и опять получила шквал похвалы от аудитории.
1969
Начало профессиональной карьеры
После окончания училища у Аллы Пугачёвой началась профессиональная карьера. В Советском Союзе это означало, что музыкант вместе со своей трудовой книжкой должен быть обязательно приписан к какому-то официальному ансамблю или учреждению культуры — иначе считался тунеядцем. Пугачёва пошла солисткой и концертмейстером в Государственное училище циркового и эстрадного искусства, где познакомилась с цирковым клоуном Миколасом Орбакасом — её будущим мужем и отцом их дочери Кристины Орбакайте (пара поженилась 8 октября того же года). Став профессиональной певицей, Пугачёва за несколько лет сменила несколько ансамблей: была солисткой ВИА «Новый электрон» при Липецкой филармонии, потом перешла в Московскую областную филармонию, в 1971-м на пару месяцев присоединилась к ВИА «Москвичи», в январе 1972-го перешла в Государственный эстрадно-джазовый оркестр под управлением Олега Лундстрема. С каждым из этих ансамблей Пугачёва постоянно гастролировала по СССР и так побывала в самых отдалённых поселениях страны, а с коллективом Лундстрема даже ездила за границу — в Варшаву и в тур по Польше. После Лундстрема певица ещё несколько раз меняла «порты приписки», иногда возвращаясь к прежним коллегам. Должность солистки не подразумевала постоянного нахождения в центре внимания: певица могла быть и на бэк-вокале, а сольных номеров иметь всего пару-тройку за весь концерт. Путь наверх для Пугачёвой выдался долгим, но она оказалась достаточно выносливой и целеустремлённой, чтобы его пройти.
1975
Конкурс «Золотой Орфей»
и песня «Арлекино»
В начале этого года Аллу Пугачёву выбрали представительницей СССР на XI международном болгарском песенном конкурсе «Золотой Орфей», где выступали вокалисты из стран Союза и дружественных государств. Весной Пугачёва начала готовиться и, согласно правилам конкурса, выбрала одну песню болгарского автора — она остановилась на «Арлекино» Эмила Димитрова, к которой придумали новую аранжировку и сделали перевод текста на русский язык. Болгарская публика пришла в восторг от исполнения Пугачёвой и была так щедра на овации, что певице пришлось выйти и спеть эту композицию ещё раз. Выступление транслировали по центральному телевидению СССР, а поскольку это было одним из главных развлечений советской аудитории, певица вернулась домой уже обладательницей огромного фан-клуба. Триумф Пугачёвой дополнил первый сольный релиз —мини-альбом, на котором были «Арлекино» и ещё несколько её песен. Пластинка разошлась тиражом около 14 миллионов экземпляров, Пугачёва же стала стала чаще получать предложения выступить за границей, которыми пользовалась, несмотря на трудности, которые тогда испытывали все советские люди, желавшие выехать из родной страны.
1977
Учёба в ГИТИСе и начало сольной карьеры
Этот год стал знаменательным для Пугачёвой. Она была первокурсницей в ГИТИСе, куда поступила в 1976 году, чтобы изучать эстрадную режиссуру. У преподавателей были довольно низкие ожидания от певицы, им казалось, что она будет «звездить», но Пугачёва проявила себя лучшим образом: прилежно готовилась к сессиям, подстраивала график выступлений под экзамены и успешно выпустилась в 1981 году. При этом почти одновременно с началом учёбы она занялась сольной карьерой: в 1977 году она дала большой сольный концерт в «Лужниках» и получила от Москонцерта разрешение на сольные выступления в СССР и за границей — наконец-то она официально могла быть главной звездой шоу, которые благодаря учёбе в ГИТИСе в будущем смогла сама ставить как режиссёр. Впрочем, к тому времени Пугачёва уже и так была очень популярна, хотя чиновники, отвечавшие за культуру, её недолюбливали: она отказывалась петь идеологически правильные патриотичные песни в отличие от своей конкурентки Софии Ротару, переносила на сцену свои школьные хулиганские повадки и насмешливость и раздражала многих манерой пения в духе «тлетворных» западных звёзд. В том же году началась работа над фильмом «Женщина, которая поёт».
1978
Первый сольный альбом
и «Женщина, которая поёт»
К началу сольной карьеры в дискографии Пугачёвой не было ни одного полноформатного студийного сольного альбома, и, конечно, она мечтала о записи такой пластинки. В феврале 1978-го она выпустила двойной альбом «Зеркало души» с 16 треками, ставший одной из самых продаваемых музыкальных записей в СССР. В тот же год на волне популярности Пугачёвой в ограниченный прокат вышла многострадальная драма «Женщина, которая поёт», где Пугачёва сыграла главную роль — эстрадную певицу Анну Стрельцову. Примадонна превратила производство фильма в настоящее поле боя: она смеялась над сценарием и заставляла его переделывать, рассорилась с модельером Вячеславом Зайцевым, в результате отказавшимся заниматься костюмами, и обидела работавшего над «Женщиной» композитора Александра Зацепина, чьи песни, как посчитала Пугачёва, не подходили ей. В итоге костюмы для героини Пугачёва выбирала сама, выбив себе доступ к закрытому магазину иностранной одежды в Москве, и написала большую часть музыки сама под псевдонимом Борис Горбонос. В партийных комитетах по кино «Женщину» сначала не приняли и отправили на переделку: пришлось доснимать сцену выступления главной героини перед рабочими на настоящем концерте Пугачёвой, чтобы добавить идеологичности. В итоге фильм получил третью категорию, то есть очень ограниченный прокат, но это не помешало ему стать прокатным хитом: поклонники певицы штурмовали кинотеатры, пока критики ломали копья в спорах о талантах Пугачёвой. Позже певица участвовала в других кинопостановках, но ни одна из них не смогла даже приблизиться к успеху «Женщины, которая поёт».
В феврале 1978-го она выпустила двойной альбом «Зеркало души»
с 16 треками, ставший одной из самых продаваемых музыкальных записей в СССР.
1980
Начало сотрудничества
с композитором Раймондом Паулсом и поэтом Ильёй Резником
В 1980 году Пугачёва впервые поработала с Паулсом и Резником, когда понадобилась песня для «Голубого огонька». В ночь с 31 декабря 1980-го на 1 января 1981-го вся страна впервые услышала песню «Маэстро», ставшую одним из главных хитов певицы. Трио из Пугачёвой, Паулса и Резника продолжило работать вместе, и в результате появились песни-визитные карточки Пугачёвой — «Старинные часы», «Возвращение», «Без меня», «Делу время» и другие.
1981
Впервые стала ведущей новогоднего телешоу
В конце 1981-го Пугачёва впервые стала ведущей новогоднего телешоу. Это был «Новогодний аттракцион», где номера советских эстрадных звёзд смешивали с выступлениями циркачей. Её соведущим стал фокусник Игорь Кио. Надо сказать, что атмосфера цирка очень подходила Пугачёвой с её чувством юмора и театральным артистизмом, да и цирки долгое время были одними из главных концертных площадок страны. Позже Пугачёва стала регулярно участвовать в телепередаче, и именно в своём эфире в 1982 году она представила очередной суперхит «Миллион алых роз», а в 1984-м — «Айсберг», ставший результатом её знакового сотрудничества с Игорем Николаевым в качестве композитора (до этого Николаев был клавишником её ансамбля, а как композитор он написал для Пугачёвой несколько десятков песен). Накануне развала Советского Союза Пугачёва вспомнит об опыте «Новогоднего аттракциона» и возьмётся за создание собственного условно новогоднего музыкального шоу «Рождественские встречи».
1982
Концерт в парижской «Олимпии»
Алла Пугачёва оказалась одной из самых часто гастролирующих за границей советских звёзд. 28 июня 1982 года она выступила в Париже в легендарном концертном зале «Олимпия». В том же году певица выступала в Италии, Венгрии, Румынии, Югославии и ГДР. В 1984-м и 1985-м она будет вовсю гастролировать по Скандинавии и весной 1985-го даже выпустит в Швеции англоязычный альбом «Watch Out», а ещё через несколько лет проведёт успешные гастроли в США, но всё-таки именно «Олимпия» была её давней заветной мечтой.
1986
«...Счастья в личной жизни!» и сотрудничество с Владимиром Кузьминым
В 1986 году Алла Пугачёва выпустила свой восьмой студийный альбом «...Счастья в личной жизни», музыку для которого полностью написал Игорь Николаев — его фото поместили на обложку пластинки вместе со снимком Пугачёвой. В «...Счастье» вошли две известные песни певицы — «Паромщик» и «Две звезды». Последнюю она исполняла в дуэте с Владимиром Кузьминым, фронтменом и идеологом рок-группы «Динамик». К 1986 году «Динамик» уже распалась, и Пугачёва дала Кузьмину возможность продолжать заниматься музыкой: она пригласила его гитаристом в свой ансамбль, брала его с собой на телевидение и давала ему возможность устраивать сольные гитарные «запилы» в её концертной программе. Помимо творческого тандема у них случился небольшой роман, с удовольствием обсуждавшийся поклонниками и прессой. Тогда живые выступления Пугачёвой стали более рок-н-рольными, как и её образ: она сильно подводила глаза и могла выйти на сцену в кожаной куртке с бахромой. Вместе с Кузьминым Пугачёва постоянно гастролировала: они побывали и на песенном фестивале в итальянском Сан-Ремо, и на концерте для ликвидаторов Чернобыльской аварии в нескольких километрах от ещё не защищённого саркофагом атомного реактора. Раймонд Паулс в интервью латвийскому телевидению, происходившему как раз во время сотрудничества Пугачёвой и Кузьмина, сказал, что сейчас певица переживает «молодёжный период».
1988
«Театр песни Аллы Пугачёвой»
и «Рождественские встречи»
В 1988-м Алла Пугачёва открыла «Театр песни» — собственный творческий коллектив, впоследствии ставший её бизнес-единицей. С помощью «Театра» Пугачёва искала молодых композиторов и исполнителей и помогала им на пути к славе. В тот же год Примадонна занялась «Рождественскими встречами» — сборными концертами, которые снимали в декабре, а потом транслировали в январе накануне православного Рождества. «Встречи» стали для Пугачёвой ещё одним инструментом для продвижения молодых талантов, которые она брала под своё покровительство. «Театр песни» существует и сейчас, а «Рождественские встречи» нерегулярно проходили до 2012 года. Два этих предприятия, устроенные Пугачёвой, снискали ей славу крёстного отца российской эстрады.
«Встречи» стали для Пугачёвой ещё одним инструментом для продвижения молодых талантов, которые она брала под своё покровительство.
1994
Брак с Филиппом Киркоровым
Брак с Филиппом Киркоровым — не первое официальное супружество Аллы Пугачёвой, но три предыдущих мужа — Миколас Орбакас, кинорежиссёр Александр Стефанович и её концертный директор Евгений Болдин — никогда не выпячивали своё семейное положение на публику, во многом потому, что у Пугачёвой был продуманный образ одинокой женщины с ребёнком, открывающей душу публике. Считалось, что к такой певице аудитория будет испытывать больше эмпатии. Кроме того, в советские времена партийное руководство не хотело видеть главную певицу страны разведёнкой. Киркоров и Пугачёва отпраздновали помолвку 13 января и поженились 15 марта 1994-го. Журналисты часто писали, что это пиар-акция, жёлтые газеты постоянно придумывали какие-то подробности личной жизни пары, и народ с удовольствием за ней следил. Наверное, самым запоминающимся моментом в истории этого супружеского союза стала песня «Зайка моя», посвящённая Киркоровым супруге, и клип на неё, который крутили по телевидению по несколько раз каждый день. Сама Пугачёва снялась в видео, хотя тогда уже взяла творческий отпуск. Пара развелась в 2005 году, и на тот момент, по признанию обоих, они уже только изображали счастливую семейную жизнь, потому что у Пугачёвой был роман с шоуменом Максимом Галкиным.
1997
Собственная коллекция обуви, «Позови меня с собой» и возвращение на сцену
В 1997-м Алла Пугачёва решила вернуться на сцену, но начала год с выпуска своего самого успешного коммерческого проекта вне музыки — совместной коллекции обуви с брендом «Эконика». Певица говорила в интервью, что сразу поняла, что обувь — это занятие для неё, ведь её отец когда-то работал в обувной промышленности. Ещё одной премьерой от Пугачёвой стал хит «Позови меня с собой», песня поэтессы и композитора Татьяны Снежиной, погибшей в 23 года в 1995 году в автомобильной катастрофе. Версия Пугачёвой стала одной из главных песен 1997-го и в 1998-м вышла на её новом альбоме «Да!». Пугачёва вернулась не только к музыке, но и к концертам.
1999
Обложка русского Vogue
Российская версия журнала Vogue запустилась в 1998 году, и это было важной вехой в жизни ещё такой молодой капиталистической страны, только-только вступившей на путь консьюмеризма и приобщения к глобальной моде и вкусам. Главным редактором стала Алёна Долецкая, она выбирала героев обложки, и почти никогда этот выбор не падал на российских знаменитостей. Как объясняла позже Долецкая, у нас почти нет звёзд масштаба Vogue. Одной из таких редких знаменитостей стала Алла Пугачёва, получившая обложку и специальную съёмку в честь своего 50-летия. По воспоминаниям очевидцев, на съёмке Пугачёва была очень придирчива, но осталась довольна результатом.
2008
Последний
студийный альбом
«Приглашение на закат» — семнадцатый и последний студийный альбом Аллы Пугачёвой. Едва ли за ним что-то последует — в 2012 году в интервью Владимиру Познеру певица сказала, что ей это больше не интересно. В 2009-м она также объявила, что больше не будет гастролировать, и держит слово. В начале 2010-х Пугачёва ещё некоторое время занималась поиском молодых талантов на телевизионных шоу соответствующей тематики, хотя, как можно было заметить, никого выдающегося она так и не нашла. Официальный сайт Пугачёвой не обновляется с 2011 года, как и сайты многих её фан-клубов.
Сегодня, говоря об Алле Пугачёвой, мы чаще всего вспоминаем её до 1990-х, до развала Советского Союза. Тогда она в противовес политическому режиму и обществу была женщиной необыкновенной внутренней свободы, которая позволяла себе дерзко шутить на концертах, отстаивала собственную линию творчества, идя наперекор партии, и создала свой собственный, очень индивидуальный образ. Как пишет энциклопедия «Британника», Пугачёва — это «уникальная смесь славянской музыкальной чувствительности и западной музыкальной эстетики». И такой она была не только в музыке, но вообще во всём.
Кажется, теперь образ Пугачёвой навечно застыл в янтаре ностальгии, потому что релевантной сегодняшнему дню она уже не станет. Во-первых, Примадонна российской эстрады и не пытается, в отличие от своей коллеги Мадонны, соответствовать тенденциям нового времени, которое она своей личной свободой и так опередила, и, во-вторых, время уже не способствует формированию примадонн такого масштаба. Музыка стала более сегментированной благодаря интернету, и одному артисту сложно аккумулировать такую большую аудиторию, как раньше. Теперешний слушатель имеет слишком широкий выбор и пользуется этим, да и у российской аудитории, в отличие от советской, есть доступ к западным артистам.
Пугачёва больше не влияет на успешность или неуспешность новых артистов, хотя эстрадные «обломки» её «Рождественских встреч» и «Театра песни» всё ещё бороздят музыкальное пространство России. Тем не менее мы ещё долго будем жить с её образом, плотно впечатанным в подкорку мозга с детства и юности, потому что за все эти десятилетия в нашей стране так и не нашлось никого, способного затмить Аллу Пугачёву, а какая-нибудь Бейонсе — это классно, но всё-таки не про русскую душу.
Фотограф: Анастасия Рябцова
Видео: Богдан Натахин
Визажист: Мария Хренихина
Креативный продюсер: Софья Дозорец
Ассистент продюсера: Аня Малафей
Стилист: Ира Фирсова
Модель: Юлия, Names Models
Стилист по волосам: Евгений Зубов, независимый стилист authentica club
Другие истории
Подборка Buro 24/7