«Создать на основе негативных эмоций что-то светлое»: композитор Никола Мельников — о новом альбоме Last Hope

25 апреля Никола Мельников презентует новый альбом Last Hope: композитор-неоромантик выступит с симфоническим оркестром LS Orchestra на сцене Театра на Таганке. Расспросили Николу о симфонической музыке, кризисе среднего возраста и Японии как источнике вдохновения.


Название альбома — Last Hope (в переводе с английского — «Последняя надежда») — звучит довольно меланхолично. На что последняя надежда осталась у вас?

Этот альбом я начал собирать в период множества отмен и ограничений, еще в ковидное время, отсюда и название. Тогда, после двух лет после концертов, желание показать миру творчество достигло катарсиса. Но моя вера помогла найти в себе силы и создать на основе негативных эмоций что-то, наоборот, светлое.


Как долго писали альбом и что чувствовали в процессе?

Писал его почти девять лет, альбом состоит из композиций разного периода моего творчества, но именно в 2023 году решил масштабировать аранжировку до размера симфонического оркестра и записал его в декабре. Сложно описать, что чувствовал в течение всего этого времени — столько всего произошло. Наверное, можно охарактеризовать все словом поток. Из него, кажется, никогда не выпадал.


Известно, что сценография, которую увидим на презентации альбома, вдохновлена путешествиями по Японии. Услышим ли в самих композициях японские мотивы?

Сама постановка и сценография действительно будут вдохновлены Японией, но в музыкальном плане я остаюсь верен своей гармонии. Скорее, коллаборации будут связаны с природой, поэзией и живописью Японии. Эта страна и есть само вдохновение, там все буквально дышит историей и искусством, абсолютно магическое место.


Как случилась коллаборация с моделью и каллиграфом Чери Джеррерой? Как вы познакомились и что стало результатом сотворчества?

Друзья-музыканты Geju познакомили с их приятелем Юсуке, который помогал им во время гастролей в Токио. Мы путешествовали по Японии с другом — режиссером и оператором Максимом Кленовым — и в тот момент искали модель для клипа. Случайно оказалось, что девушка, которую для музыкального видео предложил наш новоиспеченный товарищ, оказалась художником-каллиграфистом. В ту же ночь написал сценарий ролика, где решил отобразить сопоставление двух разных культур Японии через одного персонажа. С одной стороны, светлый, японский аутентичный стиль — кимоно, японский сад и живопись, а с другой — неспокойный, неспящий, неоновый ночной Токио. Результат увидите уже 19 апреля с выходом альбома.


Выбор площадки не случаен? Почему вам кажется, что Театр на Таганке — идеальная локация для презентации альбома?

Вы знаете, Новая сцена театра повидала столько разных перформансов от таких гениев режиссуры и постановок, как Юрий Любимов или Владимир Высоцкий, что, когда я первый раз поднялся на сцену, ощутил некое благословение. Еще на встрече с директором театра Ириной Апексимовой летом прошлого года я точно понял, что хочу здесь создать один из своих перформансов. Большая сцена, на которой можно разместить огромный оркестр, прекрасное техническое оснащение, возможности для декораций и самое главное — карт-бланш на творчество со стороны театра. Я думаю, здесь все сложилось само собой.


25 апреля вы выступаете с оркестром LS Orchestra. Являетесь ли вы сами поклонником симфонической музыки? Если да, вспомните, с чего началась эта любовь.

Безусловно, ведь с четырех лет мы, еще со времен обучения в Школе Гнесиных, были погружены в симфоническую музыку. Я помню первый поход в Большой театр на оперу «Хованщина». Моя крестная мама меццо-сопрано Марина Шутова исполняла партию Марфы. Как известно, опера начинается со сцены рассвета над Москвой-рекой и ею и заканчивается. И вот, выдержав четыре действия оперы, маленький Никола, увидев эту сцену в финале, встал и закричал: «Что, опять сначала?» Кажется, я до сих пор помню тот безумный хохот всего зала.


Недавно вы перешагнули 30-летие, и альбом в какой-то степени стал осмыслением этого. Коснулся ли вас кризис?

Если вы имеете в виду кризис среднего возраста, то я чувствую себя лет на 20, поэтому мне сложно рассуждать на эту тему.


А какой совет дали бы тем, кого коснулся?

Думаю, людям стоит заниматься всецело тем, что им нравится, и вставать каждое утро, думая о том, как бы они хотели поскорее вернуться к своему любимому делу (это, кстати, одно из правил базовой японской философии Икигай).


Опишите идеального, по вашему мнению, зрителя — для тех, кто планирует прийти на концерт.

Думаю, каждый человек в своем роде идеален, скорее, это моя задача как композитора — посеять ту самую мысль в их душу, которая могла бы что-то изменить в них в лучшую сторону. Попросил бы зрителя просто остановиться и открыться мне в эти два часа концерта. И я сделаю все, чтобы вечер остался для них незабываемым.