И как его организаторы учат посетителей эко-осознанности и работают с инклюзивностью
На прошлых выходных бывшая электростанция Сувилахти в Хельсинки принимала Flow Festival. За 15 лет камерная джазовая тусовка разрослась до одного из крупнейших музыкальных событий мира: в этом году его посетили 83 тысячи человек. С чем сравнить такие цифры в России? Например, с Пикником «Афиши», который в 2018 году собрал 50 тысяч слушателей. Или с протестным митингом на проспекте Сахарова в прошлую субботу, где насчитали 60 тысяч. Или, наконец, с рекордсменом лета — фестивалем «Шашлык Live» с вымышленными 305 тысячами мясоедов.
Гораздо труднее сравнивать Flow по уровню организации и составу артистов: представить себе в России фестиваль, на который разом приехали Соланж, Tame Impala, Blood Orange, The Cure и еще несколько сотен артистов, пока невозможно. Девять сцен, еще больше лавок с местной едой, где можно попробовать мишленовский хот-дог с икрой, арт-инсталляции — все это едут увидеть даже японские туристы. Их не останавливает даже жесткий джет-лаг. Что еще слушали, смотрели и ели в Хельсинки в этом году — в отчете BURO.
Flow, в отличие от многих российских фестивалей, объявляет лайн-ап задолго до старта. В этом году его должна была возглавить Карди Би, но к сожалению, рэп-дива отменила все свои европейские концерты. Правило хорошего тона для добросовестных организаторов — менять ранее заявленного артиста на равноценного по масштабам популярности. Вместо Карди в Хельсинки прилетела Соланж — певица, может, и не такая громогласная, но точно не менее заметная. На главной сцене она исполнила песни с последнего альбома «When I Get Home», но без проверенных хитов тоже не обошлось: на закрывающий ее выступление «Losing you» подтянулись гости даже с самых дальних уголков Сувилахти.
Во второй день на главной арене пела шведка Сейнабо Сей, чей хит «Younger» года четыре назад звучал отовсюду. И группа Tame Impala: австралийских рокеров во главе с Кевином Паркером гости фестиваля упоминали особенно часто. В воскресенье программу главной сцены закрывали The Cure, которых московские гости Flow Festival успели послушать на Пикнике «Афиши» всего неделей раньше.
Flow Festival не только возит зарубежных артистов. Организаторы системно поддерживает местных музыкантов, отдавая финским исполнителям козырное время на главной сцене. В этом году на Flow пела Alma, подписанная лос-анджелесским отделением Universal Music. В 2013 году она заняла пятое место в финской версии шоу талантов Idols. Обычно имена победителей таких поп-смотров никто не помнит, но для Альмы-Софии Миеттинен эта победа обернулась удачным стартом в карьере.
Финскую музыку трудно представить без рокеров-тяжеловесов вроде The Rasmus, Nightwish, HIM (Вилле Валло, кстати, в этом году тоже выступал). Их дело продолжает молодежь — например, группа Henrik!, выступавшая в субботу. В белых костюмах и с крыльями за спиной они плясали так, что, казалось, в какой-то момент ненароком грохнутся. Местные поклонники выступали не менее рьяно: они устроили в центре площадки Seat Black Tent хард-рок-хоровод.
Интереснее всего было следить за андеграундом. В пятницу гости плясали под выступление Бернардино Фемминиэлли, похожего на вечно пьяного киногероя из не снятого американского фильма 1950-х. Вслед за ним на сцену Red Garden поднялись дуэт Fecal Matter, с которыми BURO. незадолго до фестиваля сделали большое интервью. После них — House of Disappointments, под музыку которых публика соревновалась в вог-танцах. Сцена «Красный сад», которую основатель телеграм-канала «Психо Daily» Паша Вардишвили окрестил «самой честной площадкой фестиваля», все три дня собирала ослепительно публику — стразы на щеках обычных гостей блестели едва ли не ярче нарядов местных дрэг-див. Приятно, что послушать музыку андеграундных диджеев приходили не только поклонники сериала «Поза»: гости, одетые в скромный европейский кэжуал, плясали под ремиксы Шер и Бритни так же бойко.
На Flow Festival невозможно остаться голодным: вся территория — один большой фудкорт. Кроме упомянутого хот-дога от ресторана с мишленовской звездой, на Flow можно было найти все прочее — от поке с тунцом до веганских бургеров. Разнообразие в еде важно для Flow Festival не только с гастрономической точки зрения. Веганскую и вегетарианскую диету сегодня люди выбирают не только по этическим, но и по экологическим причинам. По последним данным, лактовегетарианство, то есть растительная пища плюс молочные продукты, — самая безопасная диета с точки зрения урона природе.
Финляндия — одна из передовых стран в мире по части экологии. О природе тут заботятся не только фонды и активисты, но все население. Поставщиков продуктов на фестиваль строго контролируют, а отходы — перерабатывают: подробнее о том, как Flow делает свою публику более сознательной, читайте по этой ссылке.
Покупая билеты на Flow, вы обязательно ставите галочку о том, что соглашаетесь с правилами фестиваля. Одно из них — запрет на любые проявления ксенофобии. На фестивале в Хельсинки царят свобода самовыражения, свобода любви и свобода от стереотипов. Даже если вы решите повторить знаменитый выход Билли Портера на Met Gala-2019, вряд ли хоть кто-то на вас косо посмотрит. Скорее, наоборот: попросят селфи и отметят прекрасный костюм. Молодежь обоих полов на Flow без стеснения носила яркий мейк-ап, прозрачные топы и обтягивающие брюки из винила за пределами «Красного сада».
Перед главной сценой выстроили специальный помост для людей на креслах-колясках так, чтобы вид им не загораживали чужие головы. Пандус соорудили даже для так называемой Gold Area, куда пускали по заранее купленному золотистому браслету. Сначала такое внимание приятно удивляет; потом, когда видишь сколько людей с инвалидностью посетило фестиваль, и как они были довольны, понимаешь, что это просто нормально.
Flow Festival — хороший способ оказаться в обществе будущего хотя бы на три дня. Праздник вполне совместим с повседневностью, свобода самовыражения — с принятием окружающих, а потребление — с экологичностью. Всего этого Flow добился всего за 16 лет.
16.08.19, 13:39
Другие истории
Подборка Buro 24/7