Фестиваль актуальной музыки Sound Up с момента основания стал пространством для музыкальных и культурных обменов: мэтры здесь вступают в диалог с молодыми артистами, умные поп-музыканты и образцовые академисты наводят мосты между полярными звуковыми мирами, а визуальное искусство и мультимедиа становятся неотъемлемой частью музыкальных событий.
Поддерживая концепцию фестиваля, участники музыкальной резиденции Sound Up в «Рихтере» специально для BURO. составили авторские плейлисты «Контекст», в которых их собственные произведения дополняют и по-новому раскрывают треки музыкантов, конгениальных духу Sound Up.
На мой взгляд, Gong — один из самых важных музыкальных феноменов 1970-х. Группа, волшебно сочетающая в себе прогрессив-рок, джаз-фьюжен и авангард, со временем стала не просто культовой, а превратилась в музыкальное содружество, до сих пор выпускающее интересные работы. Одна из них отразилась отчасти и на моей музыке, за что им огромное спасибо.
Мой альбом был посвящен персонажу, который видит в своих снах один и тот же незнакомый ему дом. Спустя некоторые время, путешествуя по заброшенным коридорам и лестницам, становится понятно, что этот дом — проекция внутреннего я. А сон — попытка разобраться в себе и отыскать ответы на вопросы, от которых многие из нас убегают в обычной жизни. Для меня это состояние лучше и ближе всего передают два Дэвида — Линч и Сильвиан.
Мне всегда интересно находить необычные ритмические решения в музыке и рассматривать различные сочинения с точки зрения их формы. Иногда можно представить музыкальный поток в виде цепочки ДНК, который бесконечно интересно расшифровывать. Именно такой образ представляется мне в этом фортепианном треке Сакамото, и похожую идею я попытался воплотить в финале одного из своих треков.
Метафора «голод пространства» принадлежит поэту Велимиру Хлебникову: он испытывал постоянную потребность в перемещении и большую часть жизни провел в странствиях. Голод по пространству испытали все мы во время локдауна.
Пьеса «Голод пространства. Персия» строится на сопоставлении политональных аккордов, которые привносят восточный колорит. Ключевой момент — хроматический нисходящий ход в басу, который определяет движение гармонии всей композиции и отсылает к пассакалье (провожальная песня и танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с празднества. — Прим. BURO.).
Пьеса Ascend исландского композитора Дэвида тор Йонссона, напротив, представляет собой движение гармонии вверх, которое происходит на протяжении всего произведения. Мне очень нравится минималистичная манера этого музыканта, а также его бережное отношение к звуку.
«Lullaby for a Black mother» — колыбельная, написанная на текст поэта Лэнгстона Хьюза (Langston Hughes)
Хьюз известен как борец за права темнокожего населения, а также как один из ведущих писателей культурного «Гарлемского ренессанса» и первооткрыватель «джазовой поэзии». Вот почему я решил противопоставить своей академической пьесе джазовую композицию моей любимой афроамериканской певицы Билли Холидэй.
Прелюдия E minor (ми минор) вступает в диалог с ми-минорной прелюдией Шостаковича. Мне всегда нравились статичность и созерцательность этой музыки у Дмитрия Дмитриевича. На записи Шостакович играет сам, что помогает понять истинный замысел композитора.
«Humble In Heart» — второй сингл с моего нового альбома «Surrender», который выходит 31 июля. Моя музыка обычно достаточно тихая и неритмичная, но в новой работе я вдохновлялся тональной перкуссией типа маримбы и ксилофона, которая преображается в руках минималистов вроде Стива Райха и Терри Райли. Я выбрал трек «Heptapod B» именно в академической аранжировке как позднее переосмысление минимализма, где он проявлен не в лоб, а как нечто вторичное. Того же я хотел достичь в своем треке: сложные гранулярные эффекты, реверберации, резкая смена формы не совсем свойственны минимализму, но все эти дополнения обогащают ровную гипнотизирующую пульсацию.
Произведение «Wandering» является одним из немногих, где образ и замысел родился у меня прежде, чем я написал первую ноту. Обычно у меня все происходит наоборот — я осмысляю свою работу задним числом, и это всегда для меня интереснейший опыт, отчасти это даже имеет психотерапевтический эффект.
В «Wandering» я хотел создать ощущение потерянности, некого блуждания по темному лесу души: струнный квартет на протяжении произведения проходит через все 12 тональностей, не находя опоры ни в одной из них. Сейчас я ощущаю, что в записи не хватает еще большей отстраненности и постности, поэтому работа Арво Пярта, мастера аскетичной композиции, помогает подсветить «Wandering» под другим углом.
Меня всегда тянуло к очень простым гармониям и мелодиям, которые повторяются как некий напев или мантра. «Output Three» был записан в процессе импровизационной сессии, я его немного стеснялся, и только потом с большой радостью обнаружил «Secret Garden» Брюса Спрингстина, ставший большим хитом. Тут используются ровно те же ходы, что и в «Output Three»: просто три аккорда по кругу и некий рефрен поверх. В обоих треках это работает и это круто.
В «Garage» я использовал аналоговый эхо-дилей, полуработающие аналоговые синтезаторы. Я никак не монтировал и не чистил запись, чтобы было ощущение максимальной непосредственности, чего-то неровного, сырого. Пожеванная пленка, неидеальность микрофонов и звуковой техники — это мое все. Поэтому для меня Бибио, особенно ранние работы, — это просто чудо.
Хотя эти два трека немного разные в плане жанров (у Black Chamber все-таки живой джаз с импровизацией), мне кажется, здесь есть стопроцентное попадание в настроение: теплое, утреннее, умеренно солнечное.
Неторопливая, выдержанная и возвышенная главная тема и в первом, и во втором треках — это медитативный полдень на берегу холодного горного озера.
А это уже прокуренная городская полночь. Наш трек сделан как прямой оммаж творчеству Телониуса Монка.