Русский рок — неотъемлемое явление нашей культуры. Однако, если не брать в расчет Янку Дягилеву и главную подружку всех рокеров 1980-х Джоанну Стингрей, то это был сугубо мужской клуб. Странно ждать гендерного равноправия от музыки, которая предполагала жизнь в андеграунде с преследованиями властей, липовой работой в кочегарках, пьянках на квартирниках и прочими суровыми радостями. Однако увидеть нежные черты в сермяжном русском роке оказалось возможно в 2020-м вместе с приложением FaceApp, которое обновило свои алгоритмы и стало еще лучше превращать мужчин в женщин. Писательница и главный редактор журнала Supamodu Катя Казбек помогла этой фантазии реализоваться.
писательница и главный редактор журнала Supamodu
Сделала я эти картинки с помощью приложения FaceApp, как только там появилась функция переключить гендер. Для обработки фото себя и друзей я его не рекомендую, потому что все изображения потом окажутся у компаний, собирающих данные для распознования лиц: и так уже живем в мире постоянного наблюдения. Мои друзья это знают и переключали гендер американским и бразильским политикам, особенно гомофобам и мизогинам, чтобы их позлить. Соцсети стали полниться изображениями актеров и персонажей Гарри Поттера, а я решила обработать звезд русского рока, потому что это для меня важный культурный пласт. Мой папа устраивал концерты рокерам в советское время, я на их музыке росла. Но при этом еще много делаю исследований на тему и даже занимаюсь переводом самых авангардных и важных текстов на английский: надеюсь, когда-нибудь получится издать. Выбирала музыкантов только самых, на мой взгляд, узнаваемых и масштабных, тех, у кого тексты и музыка важны для истории, плюс Бориса Белокурова-Усова из «Соломенных енотов», так как он мой самый любимый поэт и я хотела, чтобы о нем узнали побольше людей.
То, что русский рок очень мужская сцена, — это безусловно. Я включила Янку, потому что она столп, но помимо нее кого можно назвать из женщин? Настя Польна, Колибри, Ольга Арефьева, Умка, Джоанна Стингрей еще была — но мне кажется, их с первого взгляда никто не узнает, да еще и с переключенным гендером. Дуня Смирнова узнаваема, она была в панк-коллективе «Тупые», но об этом мало кто знает, ну и она номенклатурный все же персонаж. А так одни дядьки, причем, даже несмотря на заигрывание с песнями от лица женщин, не готовые далеко уйти от гендерной бинарности. Как это влияет на общее восприятие женского, мужского и чего-то между в стране, где последние несколько декад все на песнях Цоя и Шевчука? Понятно, что королева в советской и российской музыке — это Алла Пугачева, но что было бы, если бы у нас было побольше всяких Патти Смит и Дебби Харри, то есть не гламурных икон, а именно бунтовщиц, тех, кто не просто умеет красиво, а может страшно и вопреки? Как Янка, которая ужасно рано умерла.
Реакции на проект были разные. Кому-то весело, кому-то нравится, кто-то сразу оценивает рок-звезду по размеру груди. Появились обиженные: как это великий Цой, и вдруг женщина? Писатель Роман Сенчин хотя младше моих родителей, по-стариковски возмутился, потому что я «фальсифицирую пол». И это, наверное, самый главный вывод: гендер — вещь взрывная.
Зато мой приятель, американский писатель Александр Чи, увидел портреты и, ничего не зная о советской музыке, принял их за чистую монету. Говорит, Катя, пиши про этих крутых женщин серию эссе, ужасно интересно! Мне кажется, миру не хватает историй о классных героинях, и, чтобы в дальнейшем их не приходилось «фальсифицировать», надо отдавать маленьких девочек в секцию гитары, покупать барабаны и давать слушать «Гражданскую оборону» с детства. Панки, хой!
Вита Цой
Лета Егор
Алекса Баш
Петра Мамонова
Варвара Гребенщикова
Юлианна Шевчук
Ольга Гаркуша
Слава Бутусова
Сестры Самойловы
Тетя Федора
Лиля Мурлыкина
Юля Хой
Ян Дягилев
Другие истории
Подборка Buro 24/7