Русский рок — неотъемлемое явление нашей культуры. Однако, если не брать в расчет Янку Дягилеву и главную подружку всех рокеров 1980-х Джоанну Стингрей, то это был сугубо мужской клуб. Странно ждать гендерного равноправия от музыки, которая предполагала жизнь в андеграунде с преследованиями властей, липовой работой в кочегарках, пьянках на квартирниках и прочими суровыми радостями. Однако увидеть нежные черты в сермяжном русском роке оказалось возможно в 2020-м вместе с приложением FaceApp, которое обновило свои алгоритмы и стало еще лучше превращать мужчин в женщин. Писательница и главный редактор журнала Supamodu Катя Казбек помогла этой фантазии реализоваться.
писательница и главный редактор журнала Supamodu
Сделала я эти картинки с помощью приложения FaceApp, как только там появилась функция переключить гендер. Для обработки фото себя и друзей я его не рекомендую, потому что все изображения потом окажутся у компаний, собирающих данные для распознования лиц: и так уже живем в мире постоянного наблюдения. Мои друзья это знают и переключали гендер американским и бразильским политикам, особенно гомофобам и мизогинам, чтобы их позлить. Соцсети стали полниться изображениями актеров и персонажей Гарри Поттера, а я решила обработать звезд русского рока, потому что это для меня важный культурный пласт. Мой папа устраивал концерты рокерам в советское время, я на их музыке росла. Но при этом еще много делаю исследований на тему и даже занимаюсь переводом самых авангардных и важных текстов на английский: надеюсь, когда-нибудь получится издать. Выбирала музыкантов только самых, на мой взгляд, узнаваемых и масштабных, тех, у кого тексты и музыка важны для истории, плюс Бориса Белокурова-Усова из «Соломенных енотов», так как он мой самый любимый поэт и я хотела, чтобы о нем узнали побольше людей.
То, что русский рок очень мужская сцена, — это безусловно. Я включила Янку, потому что она столп, но помимо нее кого можно назвать из женщин? Настя Польна, Колибри, Ольга Арефьева, Умка, Джоанна Стингрей еще была — но мне кажется, их с первого взгляда никто не узнает, да еще и с переключенным гендером. Дуня Смирнова узнаваема, она была в панк-коллективе «Тупые», но об этом мало кто знает, ну и она номенклатурный все же персонаж. А так одни дядьки, причем, даже несмотря на заигрывание с песнями от лица женщин, не готовые далеко уйти от гендерной бинарности. Как это влияет на общее восприятие женского, мужского и чего-то между в стране, где последние несколько декад все на песнях Цоя и Шевчука? Понятно, что королева в советской и российской музыке — это Алла Пугачева, но что было бы, если бы у нас было побольше всяких Патти Смит и Дебби Харри, то есть не гламурных икон, а именно бунтовщиц, тех, кто не просто умеет красиво, а может страшно и вопреки? Как Янка, которая ужасно рано умерла.
Реакции на проект были разные. Кому-то весело, кому-то нравится, кто-то сразу оценивает рок-звезду по размеру груди. Появились обиженные: как это великий Цой, и вдруг женщина? Писатель Роман Сенчин хотя младше моих родителей, по-стариковски возмутился, потому что я «фальсифицирую пол». И это, наверное, самый главный вывод: гендер — вещь взрывная.
Зато мой приятель, американский писатель Александр Чи, увидел портреты и, ничего не зная о советской музыке, принял их за чистую монету. Говорит, Катя, пиши про этих крутых женщин серию эссе, ужасно интересно! Мне кажется, миру не хватает историй о классных героинях, и, чтобы в дальнейшем их не приходилось «фальсифицировать», надо отдавать маленьких девочек в секцию гитары, покупать барабаны и давать слушать «Гражданскую оборону» с детства. Панки, хой!
Вита Цой
Лета Егор
Алекса Баш
Петра Мамонова
Варвара Гребенщикова
Юлианна Шевчук
Ольга Гаркуша
Слава Бутусова
Сестры Самойловы
Тетя Федора
Лиля Мурлыкина
Юля Хой
Ян Дягилев