25 ноября актер Риналь Мухаметов выпустит клип на собственную песню «Запах эвкалипта». Режиссером выступил он сам: так получился музыкальный рассказ о любви и дружбе, в центре которого — подопечные фонда «Подари жизнь». 26 ноября для Риналя тоже важная дата — в этот день выйдет его альбом «Силуэт», эксперимент с голосом и нотами и способ рассказать правду о самом себе.
Говорю честно: не было никаких сомнений, что снимать нужно именно там. Я давно и плотно связан с фондом «Подари жизнь», подопечные которого проходят лечение в центре Дмитрия Рогачева. Сначала был другом, потом амбассадором, теперь попечителем фонда (хотя на этом слове я постоянно заикаюсь, оно для меня сложное).
И я долго думал, как возможно правильно подать написанную песню «Запах эвкалипта», чтобы передать ее суть. Она воздушная, легкая, несмотря на музыкальную терпкую обработку. Она лирическая, но в звучании есть динамика и напор. И эта песня о простом, важном и истинно ценном. В мире сейчас много иллюзий на тему любви и дружбы, все как-то легко к этому относятся, иногда и со снобизмом. А для меня это важно. Сказать слово «друг» — важно, сказать «люблю» — важно. Это не инфантилизм. Сегодня быть наивным — вызов. А я являюсь в чем-то наивным.
И ребята, подопечные фонда, каждый, кто проходит непростой путь в центре Дмитрия Рогачёва, как никто, знают и — более того — ценят дружбу, любовь, мечты, внимание.
Поэтому видео снималось там. Другой локации и быть не могло. Там место сильных людей, которые наполнены любовью и вниманием к миру. И на первом знакомстве с ними я почувствовал — мы друг друга в этом плане понимаем. Я видел их глаза, улыбки, осознанный взгляд. Думаю, многим до этой осознанности и не добраться.
Точно, взрослея, мы этот завет теряем. Прямо ответить на эти вопросы невозможно — многие ответов избегают или маскируют истину. Сегодня к этим понятиям относятся скептически, а для меня они многое значат, вокруг них существует все: кино, жизнь, театр, живопись, искусство в целом. Все базируется на этих простых и важных темах.
Да, но и еще была одна важная мотивация — ребятам им самих показать. В центре Рогачева проходят лечение и девочки, и мальчики, они меняются внешне из-за болезни, многие комплексуют из-за этого. Я очень хотел показать им самим, насколько они красивые, прекрасные, необычные. Они — дети чистого искусства, они могут на себя таким взглядом посмотреть тоже: столько линий, столько нюансов в их лицах, в каждой жилке — мысль и суть природная. Конечно, в видео заложено то, что мы обсудили: любовь, дружба, ценность времени. Но я благодарен ребятам, нашим артистам, подопечным фонда Соне и Егору, что они согласились участвовать. Только благодаря им получилась эта прекрасная, сильная, живая история.
Ох, мы очень много разговаривали — на самые разные темы, так сразу конкретные моменты и не вспомнишь. Егор и Соня — творческие люди. Соня — актриса, училась в драматическом кружке, Егор — гитарист школьной группы. 26 ноября на дне рождения фонда «Подари жизнь» (ему исполняется 15 лет) Егор выйдет со мной на сцену — будем исполнять «Запах эвкалипта». В общем, разговаривать с ними было безумно интересно. И, наверное, я немного лукавлю: конечно, я помню, о чем эти разговоры были — просто не все хочется афишировать, это было очень ценно.
Кстати, я вспомнил, как мы перед съемками собрались с нашей прекрасной командой — обсуждать план. И меня спросили: «Почему именно в центре Рогачева, почему именно с этими ребятами?» Я помню, что ответил: начнем снимать — вы все поймете. И во время съемок все все поняли. Есть потрясающие артисты, которые смогли бы все, что было задумано, показать. Но так было важно обратиться к первоисточнику.
Иногда думаю, что все потому, что очень много людей, которые сами в помощи нуждаются. И когда их просят помочь, вполне справедливо, что первоначальные эмоции эти просьбы у них вызывают негативные. Наверное, многие пробелы, проблемы должно закрывать государство. Отчасти оно это делает, но как бы хотелось, чтобы в больших масштабах. А пока помогают простые люди. Никита (Никита Кукушкин, актер. — Прим. BURO.), например, открыл недавно прекрасный проект «Помощь», поддерживающий пожилых людей. Есть те, кто с головой в помощь другим ныряют, — им за это огромнейшее спасибо.
Про помощь правда говорить непросто. Важно никого не задеть, подобрать правильные слова — здесь я даже смотрю сквозь собственную призму. Но угол, сленг меняются. Сегодня помощь — это модно, помощь — это современно, помощь — это молодежно. Помощь — это правильно.
И фондов сегодня очень много — им можно и нужно помогать. Правда, иногда так хочется, чтобы их было меньше или не существовало вообще — чтобы никто в них не нуждался, чтобы все были здоровы.
Начинайте. Можно познакомиться со списком фондов, которые есть. Что касается нашего фонда «Подари жизнь», то все просто: заходите на сайт, там все расписано детально: как начать, чем и кому помочь. Очень важно желание. Если оно появляется у людей, значит, все возможно. Помогать сегодня легко и просто — как сделать заказ еды в приложении. Очень просто, очень доступно.
И еще: помощь — это прекрасный вклад в собственную душу. Помогая фондам, вы помогаете собственной душе, как бы это пафосно ни звучало. Это лечит.
Отличный вопрос, на самом деле. У меня так много ответов сразу в голове. Музыка — это самая широкая платформа для высказывания моих собственных мыслей. Мое понимание мира, мой стиль — музыка, как ничто, чисто и быстро может передать мою личность как художника. И для меня это очень важно. В кино ты выполняешь просьбы режиссера, а иногда в кино влезают продюсеры и сопродюсеры — и ты вынужден (именно вынужден — ужасное слово) находить общий язык, чтобы нравилось всем. Но моя музыка — абсолютно чистый я, мое подсознание, мои мечты, мои сны, моя фантазия, мое мышление, мое размышление, моя шутка. Это мое на сто процентов, я за это полностью отвечаю — и от этого так радостно. И даже если кому-то не понравится, я совершенно спокоен.
И, кстати, когда мы снимали клип, я испытывал восторг оттого, что все делаю сам. От написания музыки до продумывания истории и итоговой съемки. Музыка приводит тебя к своей правде. Многие любят цитировать фразу из фильма Балабанова «Брат», которую произносит герой Сергея Бодрова с полным пониманием: «Сила в правде». И действительно так. Правда мысли, любви, дружбы, действий, правда, не сказанная только, а правда твоего существования — это очень важно. Музыка — это портал правды к моим собственным мыслям, моему языку.
И не могу не добавить: если в вас родилось желание помогать — это истинная правда тоже. Заметьте это вовремя в себе.
В моем случае, на моей художественной платформе — да. Но именно в отношении меня. Кино, театр, цирк, другое искусство — это то, что я люблю с невероятной силой. Но мне очень понравилось создавать, а не только исполнять.
Я смотрю почти на все сквозь музыкальную призму: на кино, на постановки. Для меня даже текст — это всегда музыкальный ингредиент, через который можно передать свою мысль.
Я работаю в театре, и благодаря Кириллу Семеновичу Серебренникову мы ставили много экспериментов. И сейчас понимаю: важна не фактическая музыка, саундтрек как таковой, музыкальное сопровождение, но чувство музыки внутри вас. Диалог — это ведь тоже музыка. Там есть свои паузы, начало, вступление, кульминация. Это все музыка.
Это интересный диалог. Я разговаривал со многими режиссерами: мы спорим по поводу форм, какая форма искусства более честная или нечестная вовсе. На самом деле, та форма, которая меня притягивает, — это и есть форма моей правды. В этом правда я, в этом правда, моя суть. Яркая, резкая, несуразная, громкая, странная. Я это делаю не специально — это я и есть. И, возможно, что не заикаюсь в эти моменты я потому, что спокойно себя в этом чувствую, а не потому, что каким-то выдуманным образом прикрываюсь. Здесь есть честность с самим собой — и от этой правды уходит заикание. Музыка дает мне возможность открыть душу, лететь, погрузиться в мечты, показывать жизнь такой, какой я ее в мечтах представляю.
Я цитировал одну реплику Чехова из «Чайки» много раз, но она для меня действительно открыла суть моего существования. Это фраза Треплева: «Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах». Вот я всю жизнь к этому стремлюсь. В этом моя правда. Мне не интересно пользоваться тем, что дано. Да, дана жизнь — с ее проблемами, ее несовершенствами. Но помимо всего этого жизнь дает потрясающую возможность быть счастливым, быть сильным, любить, мечтать. И я на это обращаю внимание.
Помню, что читал про один эксперимент. Профессор собрал студентов и на большом листе А4 поставил в середине черную точку. И попросил: опишите то, что вы видите. Кто-то видел черную планету, кто-то еще что — но все отталкивались от черной точки. И тогда профессор сказал: «Удивительная вещь: вы все описываете черную точку на белом листе, но никто не описывает огромный белый лист формата А4». И в жизни то же самое. Моя правда в том, что, несмотря на черные точки в жизни, я обращаю внимание на белый пигмент формата А4.
Но эта смелость вынужденная, конечно. Потому что в силу своих каких-то внутренних амбиций ты хочешь найти общий язык со всеми. Мир тебе, на самом деле, не безразличен — каким бы снобом ни был художник, он вдохновляется миром в любом случае. И тут осознается важность диалога.
Смотря в каком контексте. Если она бездушная, пустословная (а всегда же видно, когда критика базируется на почве зависти, ревности или просто предвзятого отношения), то не страшна совсем. А критика, наполненная сутью, открывающая пространство диалогу, когда это не пустое громкое высказывание без объяснений, кажется наоборот важной. «Плохо» — это не критика: расскажите, почему плохо. Я за то, чтобы критика являлась инструментов исправления и направления, чтобы она служила неким трамплином, от которого можно было бы оттолкнуться. Но и от исходного материала тоже зависит: бездушный материал влечет за собой подобную критику.
23.11.21, 12:43
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7