Эзотерическим подпольем принято называть волну музыкантов, исследовавших мрачные стороны человеческой души в искусстве и музыке — постиндастриале. Движение появилось в Британии в конце 1970-х и не утихает до сих пор, а узнать о нем максимально все можно из книги музыкального журналиста и писателя Дэвида Кинана «Эзотерическое подполье Британии. Как Coil, Current 93, Nurse With Wound и другие гениальные сумасброды перепридумали музыку». Это исследование собрано из интервью, которые Кинан брал у музыкантов, их друзей и современников.
27 февраля увидеть и послушать Кинана можно будет на онлайн-фестивале A Very British Evening, который пройдет в VK-сообществе Библиотеки им. Н. А.Некрасова при поддержке Отдела культуры и образования посольства Великобритании в Москве в рамках программы UK-Russia Creative Bridge 2020–21. Скорее регистрируйтесь по ссылке.
С BURO. Дэвид Кинан поделился подборкой треков, под которые хочется сидеть в одиночестве и думать о важном, а бонусом к плейлисту идут несколько песен от людей, приложивших руку к работе над его книгой, — издателя Феликса Сандалова и музыкального писателя Максима Семеляка.
Потрясающий первобытный синтезаторный дроун из ранних 1980-х — чистая стихия, которая переносит нас будто к самому первому утру мира, разгорающемуся над волнами.
Детские, призрачные и прекрасные электро-хоралы с альбома «Nachtstücke» — шедевра наивной и холодной электроники от начала и до конца.
Бьянши — итальянский бог силовой электроники и чудаковатый исследователь звука. Я люблю его ранние работы, но недавние записи очень глубоко уводят меня в пограничную зону, в которой расположилась его музыка, с запредельными звуками практически на самой границе слышимости.
Шнитцлер — мастер не-музыкальной электроники и автор одной из самых тоскливых записей, когда-либо сделанных с помощью синтезатора.
Новозеландский экзот, самостоятельно паяющий аудиотехнику, чтобы озвучить пустые пространства Южного острова. «Interceptor» — альбом, на котором появляется эта вещь, — красивейший, сдержанный шедевр. Он служил саундтреком моей поездки по Новой Зеландии, когда я туда наконец-то добрался.
Басински — маэстро болезненных и изящных звуковых петель. Этот трек родом из экспериментов Уильяма с радиоприемниками. Звучит как бессловесная песня черных ангелов.
Молитва, соединяющая в себе темы биологии, тюремного заключения и снов о потустороннем.
Вкрадчивую и бесконечно элегическую версию песни Жака Бреля в переводе Рода Маккуина исполняет Майкл Кэшмор, пессимистичный подельник Дэвида Тибета. Это квинтэссенция тихого плача по несбыточной любви, несбыточной стране, несбыточным мечтам. NB: рекомендую всем посетить фейсбук-страницу Кэшмора и оценить, как красочно можно встречать свои 60. Дай бог так каждому.
Часовой жутик, составленный из отдаленного свиста, скрипа калитки и густой тишины, — не оторваться. Сложно не согласиться с соображением Дэвида Кинана: пока Coil и Current 93 сжигали себя оккультизмом, алкоголем и таблетками, добровольный затворник Степлтон сутками напролет занимался музыкой — и добрался до самых ее далеких фронтиров.
Пи-Орриджа очень не хватает.
Мифический краут звучит как 292-я позиция из списка NWW. Запись дорога мне еще и тем, что когда в 1999 году вышел двойник из коллабораций NWW с разными людьми, включая и Stereolab, я тиснул по этому поводу довольно большой текст в газету «Известия» — это была первая и, надеюсь, последняя публикация о NWW в общественно-политической прессе.
Американка, перебравшаяся в Лондон и плотно сработавшаяся со всем эзотерическим бомондом в лице Current 93, Nurse with Wound и Coil (собственно, узнал я о ее существовании после гениального трека «Things Happen» с «Love’s Secret Domain»). Но это уже заученная классика, а сейчас я предпочитаю более раннюю и сварливую вещицу.
Давно не могу слушать весь этот напыщенный и велеречивый дарк-фолк, но одна пластинка останется со мной навсегда — это совершенно пресимволический мини-альбом «Paradise rising» с Тибетом в качестве приглашенного вокалиста.
Другие истории
Подборка Buro 24/7