Плейлист BURO.: виолончелистка Ольга Калинова делится любимой музыкой

Ольга Калинова — виртуозная виолончелистка, хорошо знакомая столичным слушателям. Она исполняет премьеры авангардных композиторов в составе квартета «Студии новой музыки» и участвует в проектах оркестра MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. В преддверии концерта SOUND UP cello 8, виолончельный октет которого возглавит Ольга, публикуем ее любимые произведения для этого музыкального инструмента.



Стив Райх, Cello Counterpoint

Стиль Стива Райха всегда узнаваем — в его сочинениях разные мелодические линии накладываются одна на другую, создавая интересные акустические эффекты. Cello Counterpoint как раз одна из таких пьес. Она существует в двух вариантах: для виолончели соло и электроники, а также для восьми виолончелистов. Райх считает ее едва ли не самой сложной в своем творчестве. В Collector Gallery (уникальное урбанистическое пространство, бывший резервуар для воды, который на один вечер трансформируется в эффектную сцену. — Прим. BURO.) мы исполним ее ансамблевую версию для восьми виолончелистов, которая в культурных афишах встречается крайне редко из-за трудности произведения.

Майкл Гордон, Light is Calling

Музыку Майкла Гордона отличает сочетание академической традиции с элементами популярной культуры. В его сочинениях можно найти что-то панк-роковое и джазовое. Произведение Light is Calling создавалось как отклик на трагедию 11 сентября. Гордон живет в Нью-Йорке, и для него случившееся стало большим потрясением. Пьеса погружает слушателей в медитативное состояние: электроника в ней пульсирует как сердце, а прекрасное соло виолончели (изначально сочинение писалось для скрипки) напоминает звучание человеческого голоса.

Роберт Шуман, «Три фантастические пьесы»

«Фантастические пьесы» немецкого композитора Роберта Шумана — абсолютная классика среди сочинений для виолончели. Они создавались в конце 40-х годов XIX века и первоначально предназначались для кларнета и фортепиано, но сегодня часто исполняются на виолончели или скрипке. Одно из лучших исполнений «Фантастических пьес» — выдающейся российской виолончелистки Натальи Гутман — можно услышать в этом плейлисте.

Дэвид Лэнг, Depart

Каждое сочинение классика минимализма Дэвида Лэнга — это обращение к внутреннему миру слушателей. Волна популярности нахлынула на композитора после премьеры фильма Паоло Соррентино «Молодость», где звучит его Simple Song #3, а сочинение Depart занимает в его творчестве особое место: оно создавалась по очень необычному поводу. Его заказали врачи французской клиники для церемоний прощания близких с умершими пациентами. Автору удалось найти невероятно гармоничное сочетание виолончели и четырех голосов. Произведение откроет SOUND UP cello 8 — будет интересно услышать, как именно оно зазвучит в исполнении нашего ансамбля виолончелей и голосов INTRADA в таком мистическом пространстве.

Майкл Гордон, 8

В пьесе Майкла Гордона «8» композитором придумано очень много нестандартных решений. Во-первых, в ее исполнении участвуют восемь виолончелей. Во-вторых, по авторскому замыслу, музыканты сидят по кругу, а публика располагается вокруг них. Благодаря этому возникает невероятный акустический эффект, когда звуки начинают передаваться от исполнителя к исполнителю и как будто бы закручиваться по спирали. Гордон называет сочинение «трехмерной скульптурой», где звуки обретают объем, развиваются во времени и пространстве, поэтому лучше всего слушать его в записи на хорошей аудиосистеме.

Арво Пярт, Fratres

Техника tintinnabuli — уникальный творческий метод эстонского композитора Арво Пярта — возникла в конце 70-х благодаря его увлечению старинной европейской музыкой. Музыка Пярта преимущественно духовная, он часто берет за основу тексты молитв. Сочинение Fratres тоже написано в духе старых мастеров, но воспринимается совсем не как музейное произведение. В нем есть и живой нерв, и философская глубина. На SOUND UP сочинение будет исполнено в специально созданной версии для восьми виолончелей.

Дэвид Лэнг, World to Come

Дэвид Лэнг описывает свое сочинение как «размышление о надежде и безнадежности». Здесь два участника — виолончель и голос. Они разъединены друг с другом, что, по мысли композитора, воплощает идею души, которая после смерти находится в поиске. Сочинение создавалось по заказу Майи Бейзер — американской виолончелистки и ведущей исполнительницы музыки современных композиторов.

Филип Гласс, Symphony for Eight

Пожалуй, самый влиятельный американский композитор на сегодняшний день. В его сочинениях экспериментальность сочетается с чем-то очень традиционным. Третья симфония считается образцово классическим произведением Гласса. Она построена по типу сочинений XVII и XIX веков и написана для струнного оркестра. Виолончельный октет из Амстердама вдохновился этой музыкой и сделал специальное переложение для своего ансамбля, назвав его Symphony for Eight. Интереснее всего слушать обе версии и сравнивать, в чем именно состоят отличия одной от другой.

Джулия Кент, Kingdom

У канадско-американской виолончелистки Джулии Кент свой оригинальный подход к инструменту. Источником вдохновения для Кент часто становится идея трудностей, сопровождающих человека в жизни. Отсюда драматичность и серьезность ее композиций. Она мастерски совмещает разные жанры неакадемической музыки. И Kingdom — пример мрачного, но невероятно красивого сочинения в эмбиент-эстетике.

Хильдур Гуднадоуттир, Bathroom Song

Виолончель популяризируют не только академические композиторы и исполнители. Всплеск интереса к этому инструменту случился благодаря саундтреку композитора из Исландии Хильдур Гуднадоуттир. За музыку к «Джокеру» она получила множество премий — от «Грэмми» до «Оскара», а музыкальные темы из кино стали фактически самостоятельным произведением. Для «Джокера» Гуднадоуттир выбрала тембр виолончели, который вместе с драматичным оркестровым сопровождением отлично характеризует сущность надломленного героя.