«Можно вывести человека из панка, но нельзя вывести панк из человека»: Петар Мартич — о новом альбоме и жизни в Сербии

Музыкант Петар Мартич еще в 2013 году покорил слушателя ироничным арт-проектом «прыгай киска» (под треки 10-летней давности до сих пор хочется двигаться, проверено), а годом позже основал андеграунд-группу «Пасош». Этой ночью (в 2:00 по московскому времени) исполнитель выпустит сольный альбом «Blok Pop»: послушали EP из четырех треков на сербском первыми и, недолго думая, решились поговорить с Петаром — о Белграде, новой музыке, записях на британском лейбле и о том, как сейчас выглядят его концерты.


Петар, мы общались в последний раз год назад, когда у «прыгай киска» вышел альбом «Икона». Давай сделаем апдейт: чем ты сейчас занимаешься в плане музыки — сконцентрировался на сольном проекте?

В целом, все, что хотел получить от камбэка «прыгай киски», я получил, и это было весело. Но муд сильно поменялся за последний год, захотелось сделать что-то кардинально другое.


Ты живешь в Белграде, и весь EP — на сербском языке. Ты пробовал раньше писать тексты на нем? Почему решился только сейчас?

Говорю на сербском всю жизнь, но никогда раньше не писал на нем песен. Когда почти 3 года назад переехал обратно в Белград, у меня сразу появилась идея попробовать, но все время что-то отвлекало. К тому же мне поначалу это давалось трудно — несмотря на идеальное знание языка, орудовал я им в музыке не так ловко, как русским. Но от этого челлендж стал только интереснее. В начале 2024 года понял, что, все, момент настал, и понеслось. Давно не писал музон так вдохновенно и легко, по сути, сделал альбом за пару месяцев. Решил, что разделю его на несколько мини-альбомов и буду постепенно выпускать. «Блок Поп» — первый из готовящейся трилогии.


А расскажи, что такое «блок» — это район / квартал? Что увлекает тебя в нем настолько, что решил даже посвятить ему пластинку?

Да, блоками называют районы Нового Белграда, построенного преимущественно в 1960-1980-х годах. Делится он на пронумерованные микрорайоны — блоки. Я вырос в блоке 23 и все еще в нем живу. Он всегда играл большую роль в моей жизни и в моем творчестве. Это, кстати, не первый релиз, посвященный блоку, был еще пару лет назад мини-альбом «23» с говорящим названием. Одноименная песня оттуда как раз про мою связь с этим местом.

«Блок Поп», в свою очередь, немного про другое. Он тут скорее исполняет роль декора, в котором все происходит.


Блок, в котором ты живешь сейчас, похож на тот, что из детства? Часто ли вообще тебя настигают детские воспоминания в Белграде?

Это вообще отдельная тема. Белград для меня раньше был местом для уединения и бегства от привычной обстановки/жизни. Меня тут никто не знал, а я — только родственников и друзей из детства. Сейчас, с переездом такого количества людей, конечно, многое поменялось. Помню, первое время люди постоянно приезжали в мой блок, фоткались и отмечали меня, прикрепляя мой трек «23». Он будто стал Меккой для моих переехавших в Белград слушателей. Было приятно, но дико непривычно, будто тебе прислали фотку из твоей спальни, пока тебя не было дома. Но, по сути, субъективное ощущение от нахождения на районе никак не поменялось, и это здорово.


Альбом, по сути, хоть и выстроен вокруг блока, главная сюжетная линия в ней — не архитектурная, а любовная. И идет она от первой песни к последней довольно целостно по нарративу (как будто треки — это акты пьесы). «Расскажи» этот альбом как историю.

Не то чтобы тут есть какая-то конкретная история, скорее лейтмотив, к которому все возвращается. По сути, это все романтические и даже любовные песни, действия которых происходят, на первый взгляд, в не самых романтических условиях. Преимущественно Новый Белград построен в стиле брутализма, много бетона и монументальных суровых зданий. Раньше блоки считались не самыми благополучными районами, и за нами закрепился определенный стереотип. Тут часто снимают черно-белые рэп-клипы с питбулями или боевики про наркоторговлю. Мне хотелось привести в это все чуть больше художественности и нежности, создать контраст, совместить несовмещаемое.


Все события выдуманные или based on a true story? 

Это такой полуфикшн, когда 5-10 разных образов или историй превращаются в одну.


Второй трек — инструментальный, здесь ключ через слова не подобрать. О чем он для тебя?

В новом материале будет немало инструментальных треков. Я в целом слушаю больше инструментальную музыку в последнее время: всякий лайбрари джаз фанк из 70-х, афро, латино, кумбию, саундтреки — все это зачастую музыка без вокала. Иногда делаешь что-то и понимаешь, что голос просто будет лишним. Сам спродюсировал весь материал, мне кажется, в нем и так достаточно меня. Во втором треке я играю бесконечное соло на мелодике — это и есть мой вокал.


Что отличает Blok Pop от того, что ты делал ранее? Кроме языка композиций.

Думаю, самое очевидное — это настроение. Он гораздо более меланхоличный и местами мрачный, но спокойный и лиричный. Такой спокойной музыки я еще не делал, разве что «ОЗЁРА» (речь о совместном с Лизой Громовой музыкальном проекте — Прим. BURO.), но там я был не главным действующим персонажем. Особенно замечаю это на концертах. Раньше я постоянно пел, прыгал, орал, шутил между песнями. На недавних лайвах были композиции, где я живьем просто стоял и курил сигарету под музон. Совсем другая динамика. Было очень непривычно поначалу. Лимонов называл это «мастерством медленной е**и» (улыбается).

Во-вторых, подход в написании чуть иной. Я собираю первичную версию песни в ноутбуке, а потом мы обогащаем звук кучей живых инструментов. Иногда получаются совсем разные штуки. Возможно, я когда-нибудь выпущу сборник демок, там совсем другая энергетика. Ну и мне, как всегда, посчастливилось собрать вокруг себя крутую команду. Вообще я считаю, что команда — ключ к успеху, так было во всех моих недавних проектах. Сережа Храмцевич записал саксофон на все треки, Леня Липелис обогатил имеющиеся семплы ударных живыми барабанными партиями, Женя Пьянков сыграл просто нереальные соло-партии на клавишах в первый трек с альбома, ну и свел все это дело Женя Горбунов. Команда титанов, не иначе.


Происходили интересные истории или трудности во время работы над материалом?

Если честно, я никогда столько не возился с материалом, как сейчас.

«Блок Поп» переделывался 3 раза. Первую студийную версию записал в Лондоне с Kwake Bass, продюсером, который работает с Дином Блантом, Сампой и кучей других звезд британского андерграунда. В соседней комнате писались Squid, приходили типы с NTS Radio, можно бесконечно продолжать неймдропинг, это было очень сюрреалистично. Альбом даже должен был выйти на британском лейбле и тем самым открыть мне двери на европейскую сцену. Но, когда я вернулся в Белград, я решил, что мне ничего не нравится, удалил все и сделал все сам заново. Это настолько «моя тема», ссать против ветра, что вышло даже логично и будто по-другому и быть не могло (смеется). Когда была готова вторая версия материала, решил, что мне не нравится домашний голос, и пошел все перезаписывать качественно в студию, уже в Белграде. Третья версия мне, конечно же, тоже не понравилась, так что мы вернулись к предыдущей, более лоуфайной. В совокупности я потратил на этот EP из 4 коротких треков в разы больше денег, чем на любой релиз любой моей группы или проекта, чтобы в итоге использовать сделанные на коленках домашние записи.

Можно вывести человека из панка, но нельзя вывести панк из человека.


А что еще из того, что ты не пробовал, тебе хотелось бы привнести в звучание?

Хочется верить, что если не с каждым новым альбомом, то каждым новым проектом я пробую что-то новое, миксуя его с тем, что уже умею. Иначе просто было бы скучно. Слушаю очень много музыки на ежедневной основе и постоянно оттуда что-то черпаю. Хотелось бы никогда не останавливаться.


Все песни — это песни о любви?

Конечно, всегда.