17 музыкальных альбомов 2017 года, которые достойны внимания

Эротик-поп, соцрэп, дрим-техно и другая музыка — то, что стоит послушать и переслушать


King Krule, «The Ooz»

Британский музыкальный продиджи Арчи Маршалл прославился в 17 лет, крепко полюбившись и критикам, и многочисленным слушателям.

 

Сейчас ему 23, и это его третий студийный альбом. За шесть лет Маршалл только прибавил в изобретательности, с которой он конструирует свою музыку. Гитары, саксофоны, синтезаторы, шумная перкуссия и шорохи смешиваются в причудливые конструкции, которые в менее умелых руках превратились бы в непроходимую какофонию. Здесь же получается плотная отрешенная атмосфера звука, словно пришедшая из снов героев Дэвида Линча.
Музыка отдает то психоделическим джазом, то хип-хопом, то гаражным роком, и на ее фоне Маршалл, переключаясь со сдержанного бормотания на эмоциональное пение и чуть ли не речитатив, изливает свои переживания об ушедшей любви.

 


Хаски, «Любимые песни (воображаемых) людей»

Угрюмый альбом рэпера Хаски о русском безысходном моментально разлетелся на цитаты и собрал восторги критиков.

 

В интернете «Любимые песни» прозвали достоевщиной, а некоторые, послушав все треки, даже поминали Егора Летова. С чем ни сравни, редкому русскому рэперу удается настолько поэтично, честно, цепко и метко рассказать о неприукрашенной жизни в России и беспросветной усталости от бытия. Вместо любимых большинством коллег Хаски флекса (т.е. бахвальства) и лоска тут россыпь удачных наблюдений и метафор, хмурый взгляд исподлобья на улицы окраин и обшарпанные хрущевки под простенькие семплы и качающие биты.

 


Shortparis, «Пасха»

«Пасха» — второй полноформатный альбом петербургских арт-рокеров, смело экспериментирующих с формой и звучанием.

 

Это мрачная, пластичная, напряженная, как сжатая пружина, музыка, но не холодная, как постпанк или электроклэш. Она отлично ложится в лад с драматичным, театральным вокалом, иногда поднимающимся до фальцета, но никогда не опускающимся до визгливой эксцентричности шаблонной попсы. В отличие от предыдущего альбома все песни «Пасхи» написаны на русском языке, а это значит, что каждый сможет уловить и проникнуться всеми образами и поворотами текстов, напоминающих о народном фольклоре.

 


LCD Soundsystem, «American Dream»

С конца 2015 года, когда появились слухи о воссоединении группы после ее роспуска в 2011-м,

 

поклонники ждали новый альбом, и наконец 1 сентября этого года он вышел. Несмотря на долгий перерыв, LCD Soundsystem остались верны танцевальному панку как основе своей музыки и сделали пластинку, которую можно включить на любой приличной вечеринке. Упругие ритмы, арт-роковые эксперименты с формой и звуком, поп-привязчивость — группа и ее движущая сила Джеймс Мерфи по-прежнему в отличной форме. Что же до тем, которые волнуют Мерфи, судя по текстам песен, это расставания с друзьями, с любимыми и с мечтами, конец близких отношений и угасание героев. Что ж, в конце концов, грусть — еще одна причина выйти на танцпол.

 


Кендрик Ламар, «DAMN.»

Кендрик Ламар не раз попадал в списки лучших, а альбом 2015 года «To Pimp a Butterfly» был триумфальным успехом.

 

Сам Дэвид Боуи слушал эту запись в поисках вдохновения для «Blackstar». Продолжая традиции той пластинки, с точки зрения идеи «DAMN.» — это размышления рэпера о волнующих его социальных проблемах, хип-хоп-индустрии и перипетиях собственной судьбы, но с усиленным уклоном в самокопание. С точки зрения звука новая работа рэпера качает, хотя может показаться менее напряженной, чем предыдущие, но это касается только музыки. «DAMN.» — мрачный альбом. Ламар кажется растерянным и сомневающимся в себе, и, чтобы понять это, нужно прослушать запись не один раз (а чтобы по-настоящему глубоко понять, придется переродиться в чернокожего американского парня). Нарратив усилен звуками, шумами, фразами и фрагментами диалогов, делающими истории рэпера объемнее.

 


St. Vincent, «Masseduction»

Американскую певицу Энни Кларк, выступающую под псевдонимом St. Vincent, часто называют женской версией Дэвида Боуи.

 

Кларк — интеллектуалка, изобретательный композитор и мастерский исполнитель. Ее пятый альбом «Masseduction» был одним из самых ожидаемых в этом году и не разочаровал. Это тринадцать иронично-горьких песен о расставании, одиночестве и других тревогах с многослойными аранжировками и не столь свойственным St. Vincent поп-флером. Кларк привыкли видеть с гитарой, но тут этот инструмент часто уступает место другим. Футуристичные синтезаторы, бодрые танцевальные ритмы, запоминающиеся мелодии и звучный бэк-вокал служат ярким контрастом лирике «Masseduction», словно отражая тот внутренний раздрай, который Кларк вложила в этот альбом.

 


IC3PEAK, «Счастливая жизнь»

IC3PEAK начинали с англоязычного витч-хауса, в котором вокал часто был скорее одной из равноправных партий аранжировки, чем самостоятельной линией.

 

«Сладкая жизнь» заметно отличается от предыдущих работ дуэта. Резкие, искренние тексты на русском, которые легко расходятся на цитаты и складываются в единую историю о неверии, смерти и перерождении. Обдуманное соединение разнообразных стилей — от неофолка до электроклэша —наследует звучание предыдущих работ музыкантов, но создает особую плотность и мощь, которых не было раньше. Нежный, обворожительный и иногда почти оперный вокал Насти Креслиной захватывает внимание разнообразием интонаций и эмоциональностью. «Сладкая жизнь» оставляет впечатление мрачной и будоражащей сказки в стиле русской готики.

 


Арка, «Arca»

Венесуэлец Алехандро Герси — продюсер и соавтор некоторых работ Канье Уэста, FKA Twigs и Бьорк.

 

Собственную музыку под псевдонимом Арка он пишет года с 2012-го, и «Arca» — его третий альбом. Это чувственная и чувствительная экспериментальная электроника с вокалом, напоминающим то молитву, то исповедь, то мольбу. Вязкие шумы здесь могут сочетаться с трепещущими клавишами, потом им на смену приходят футуристичные синтезаторы, клацающие семплы или сирены, и все вместе это звучит утонченно и потусторонне. Неизменно самобытный и независимый Арка в одиночку записал весь альбом, оставив только сведение на откуп другому, а именно — британцу Мэтту Колтону, работавшему с Питером Гэбриэлом, Джеймсом Блейком и Джорджем Майклом.

 


Луна, «Остров свободы»

На самом деле «Остров свободы» — половина второго альбома Луны, решившей не выпускать все сразу, дабы довести до ума часть нового материала.

 

В итоге в этом году поклонники получили восемь идеально сочетающихся друг с другом песен с чувственными текстами, положенными на пульсирующие танцевальные биты. Что до темы, то это снова любовь и отношения, но теперь еще откровеннее. Кажется, что эти тексты вырваны из интимного дневника, мысли которого заставили бы краснеть и автора, и читателя, если бы это был просто текст, а не песня. Кстати, не все Луна писала сама: «Поцелуи» — по сути музыкальное переложение стихотворения Роберта Бернса «Расставание» в переводе Маршака. Смелость слов «Острова» подчеркнута ставшим заметно увереннее вокалом певицы. Чего в этом альбоме нет, так это медляка в духе «Мальчик, ты снег», который украсит танцпол любой школьной дискотеки или корпоратива.


Винс Стейплс, «Big Fish Theory»

Дебютный альбом калифорнийского рэпера Винса Стейплса «Summertime '06» был обращен к прошлому исполнителя.

 

Второй же полноформатник «Big Fish Theory» — это зарисовки о настоящем, а также о состоянии музыкальной индустрии вообще и о роли самого Стейплса в этой индустрии в частности. Рэпер пригласил для совместной работы над «Big Fish Theory» целую плеяду уважаемых коллег, включая британца Деймона Албарна, земляка Кендрика Ламара и нью-йоркца A$AP Rocky. Что до аранжировок, то это причудливая танцевальная электроника, вдохновленная, как говорил сам Стейплс, размышлениями о будущем. Легко представить, как эту музыку ставят на танцполе какого-то модного ночного клуба или включают в саундтрек научно-фантастического фильма.

 


Шарлотта Генсбур, «Rest»

Первый за семь лет альбом Шарлотты Генсбур вышел очень личным и с изрядной долей печали.

 

Эта меланхолия связана со смертями двух важных для певицы людей — отца Сержа Генсбура и сводной сестры Кейт Барри, дочери от первого брака Джейн Биркин. При этом «Rest» — не черная дыра тоски, и здесь есть даже пара вполне танцевальных номеров. В целом звучание альбома хоть и едино, но довольно разнообразно в средствах — ретро-синтезаторы, оркестровые вставки, диско-биты, фанковая бас-линия, ритмичное пианино, скрипки и, конечно, многообразный в настроениях и подаче вокал самой Шарлотты. Слушая, можно порой поймать себя на мысли, что певица — законная наследница творчества своих родителей и Франсуазы Арди. Последовательница, но не подражательница.

 


Cigarettes After Sex, «Cigarettes After Sex»

Американская группа Cigarettes After Sex выпустила, вероятно, самый нежный и мечтательный альбом 2017 года.

 

Иногда кажется, что музыка в духе Slowdive и My Bloody Valentine сегодня уже никого не будоражит, но CAS доказывают обратное — их дебютник ждали с 2012 года, когда музыканты выпустили первый мини-альбом «I.», а первое живое выступление группы смотрели не только пришедшие, но и около миллиона подключившихся к онлайн-трансляции. Иллюзорный, призрачный звук и деликатный вокал «Cigarettes After Sex» — полная оппозиция утомительным суетливым будням, этим и берет.

 

Слушать: Apple Music, Bandcamp


Скриптонит, «Уроборос»

Под самый конец года Адиль Жалелов, строящий рэп-карьеру под псевдонимом Скриптонит, выпустил двойной альбом длительностью 80 минут.

 

Все эти полтора часа вязкой музыки исполнитель говорит о прошлом и настоящем, бедности, алкоголе, любви и еще множестве вещей в диапазоне от гедонистических до социальных. Иногда треки разбавляют чистые диалоги и бытовые шумы, от которых кажется, что смотришь кино, а не слушаешь музыку, но эти мини-пьесы неизменно перетекают в качающий грув и аранжировки, собранные в многозвучную, многоголосую мозаику. Кажется, Скриптонит точно знает, какой эффект его песни должны производить на слушателя даже с точки зрения физиологических ощущений, и умело работает на это.

 

Слушать: Apple Music — первая часть, вторая часть, Яндекс.Музыка — первая часть, вторая часть


Kedr Livanskiy, «Ariadna»

Москвичка Яна Кедрина пишет самобытную пульсирующую электронику, вдохновленную отечественной поп-музыкой 1990-х и российской и советской экспериментальной электронной музыкой.

 

«Ариадна» наполнена мрачной нежностью и гипнотизирующей мечтательностью, резонирующими отзвуками и отсылками к родной культуре. Эти песни очень личные, но при этом отстраненные, будто чужая жизнь проникает светом через пыльное стекло. О Кедре часто пишут и западные СМИ, включая авторитетные Pitchfork и Noisey, но она продолжает петь на русском языке и, кажется, отчетливо ощущает, что ее корни в российской земле.

 

Слушать: Apple Music, Bandcamp


Келела, «Take Me Apart»

Дебютный альбом Келелы — изящный R'n'B, в котором легко узнаются привычные для этого жанра ходы, напоминающие о TLC и Destiny's Child.

 

Сделано это не ради ностальгии: певица ориентируется в своей музыке на будущее и работает над тем, чтобы треки звучали футуристично. Для нее это означает абстрактность песенных форм и эксперименты со звуком. «Take Me Apart» завораживает сочетанием уверенности и мягкости, зрелыми суждениями о любви и расставании, сдержанной, но в то же время ощутимой чувственностью. Кстати, это еще один альбом из этого списка, к которому приложил руку Арка.

 

Слушать: Apple Music


Бьорк, «Utopia»

Новый альбом певицы и художницы Бьорк изобретательный, как и ее предыдущие работы.

 

Вместе с Бьорк над «Utopia» работал упомянутый выше Арка, такой же любитель экспериментов, как исландская гранд-дама арт-попа. Кажется, этот альбом весь наполнен воздухом: арфы, флейты, электронный орган, хрупкий вокал, ощутимое пространство между отдельными звуками и длительность каждого из них — все это скорее похоже на диалог, чем на единый поток. Часть звуков, которые мы слышим наравне с инструментами, либо являются звуками природы, либо напоминают их и вызывают в голове ассоциации с утопическим островом, не тронутым цивилизацией.

 


Arcade Fire, «Everything Now»

Одну из лучших групп современности в этом году много и часто ругали — за избыточность маркетингового продвижения альбома и нравоучительства на этом же альбоме.

 

А еще за избыточность поп-крючков в новом материале. Тем временем сами Arcade Fire на «Everything Now» рефлексируют на избыточности, которая правит миром: слишком много селфи, слишком много комфорта, слишком много контента, слишком много иллюзий и слишком мало настоящего удовлетворения. Эти канадцы всегда препарировали и критиковали реальность — неудивительно, что они продолжают и все еще делают это умно, иронично и образно. Что до музыки, то это, пожалуй, максимальное приближение к поп-музыке, которое Arcade Fire себе позволяли: тут во главе угла стоят танцевальные диско-биты и запоминающаяся мелодика. Что ж, в популизме умного, красивого и доступного поп-хита нет ничего плохого.

 

Марина Аглиуллина

29.12.17, 13:35

  • Фоторедактор: Нина Расюк