Толстовство как субкультура: пацифизм, минимализм и саморазвитие

Накануне фестиваля «Толстой» в Ясной Поляне BURO. решило не только примерить на себя толстовку, но и рассмотреть последователей писателя через призму несколько вульгарной социологии — как вид субкультуры

Субкультура находится в оппозиции к культурному мейнстриму и чаще всего ассоциируется с отрочеством и юностью. Но не все толстовцы были молодыми — среди последователей Льва Николаевича были и зрелые люди, которые, как и он, пережили внутренний кризис. Тут важен не возраст, а причина обращения к идеям писателя: его взгляды разделяли те, кто стремился найти смысл жизни. Сам он в юности говорил:

«

 

Я бы был несчастливейший из людей, ежели бы я не нашел цели для моей жизни — цели общей и полезной, полезной потому, что бессмертная душа, развившись, естественно перейдет в существо высшее и соответствующее ей».

Толстовцы отрицали институт церкви и государства, они верили, что сознание определяет бытие, а не наоборот, и что совесть — единственно верный способ самоорганизации человека.

 

Как появилось толстовство

В 1884 году в свет вышла «Исповедь» — произведение, в котором Толстой описал историю своих духовных исканий: от юношеского нигилизма до поздних разочарований. В нем он впервые выразил свои воззрения напрямую, а не через монологи героев. Позднее вышло еще несколько статей и трактатов, которые были запрещены цензурой за критику государства и антиклерикальные идеи, но тем не менее люди знакомились с ними по отрывкам в журналах и записывали себя в последователи Льва Николаевича.

«

 

В 1898 г. я достал книгу «В чем моя вера», тогда еще запрещенную в России, и стал ее читать. <...> По прочтении этой книги я почувствовал себя очень одиноким среди того круга людей, в котором я жил. Мне хотелось пойти жить в среду людей, которых так же, как и меня в то время, волновали бы вопросы веры и смысла жизни. И я решил, что пойду к Толстому. Человек, который написал «В чем моя вера», не может не принять меня и не отнестись сочувственно к вопросам моей души; он также, наверно, знает таких людей, которых я ищу».

Из книги «Двенадцать лет около Толстого» — воспоминаний Хрисанфа Абрикосова, последователя и секретаря Толстого.

К Толстому стали обращаться самые разные люди со своими вопросами и проблемами, и тот счел своим долгом отвечать всем. Нет конкретной статистики, скольким он ответил или помог, но за свою жизнь он получил более 50 тысяч писем, а сам отправил более 10 тысяч.

При этом отношение Толстого к тем, кто называл себя его единомышленниками, было сложным — он не считал себя лидером этого движения: «Говорить о толстовстве, искать моего руководительства, спрашивать моего решения вопросов — большая и грубая ошибка». Он не приемлел пропаганды и был против всякой организации, к объединению относился с иронией: «Я Толстой, но не толстовец», — говорил он. Постоянно подчеркивал свою личную непричастность к какой бы то ни было системе взглядов: «Никакого моего учения не было и нет, — писал он, — есть одно вечное, всеобщее, всемирное, истинное для меня, для нас, особенно ясно выраженное в Евангелиях. Учение это призывает человека к признанию своей сыновности к Богу».

К чему стремились толстовцы:

К чему

стремились толстовцы:

  • к нравственному самосовершенствованию;
  • к опрощению быта;
  • к непротивлению злу насилием;
  • к отказу от военной службы;
  • к отказу от мяса, алкоголя и табака;
  • к земледельческому труду;
  • по возможности к отказу от эксплуатации животных;
  • к переустройству мира по новым этическим принципам.

 

Кем были толстовцы

Круг формировался, с одной стороны, из дворянской интеллигенции и разночинцев, а с другой — из правдоискателей из народных низов. Нельзя в полной мере назвать толстовцами художников Николая Ге и Илью Репина, писателя Лескова, но идеи движения на них определенно повлияли. Как это часто бывает с модными субкультурами, многие последователи Толстого усвоили лишь внешнюю форму, когда суть толстовства заключалась в реальных действиях, отличавшихся в зависимости от направления. Всего их было два.

Лев Толстой, 1908 год

Первое, неформальными лидерами которого считались редактор Владимир Чертков и публицист Павел Бирюков, занималось просветительской деятельностью, распространением произведений и идей Толстого. Созданное ими в начале 1880-х издательство «Посредник» выпускало дешевые книги для народа. Чертков, считавшийся идеологом движения, в 1897 году был выслан из России за активизм в защиту религиозных сектантов. Он поселился с семьей в Англии, где выпускал запрещенные в России сочинения Толстого. В Крайстчерче построил несгораемое хранилище для рукописей писателя, вел переговоры с его издателями. Можно сказать, что именно благодаря Черткову в мире узнали Толстого-мыслителя.

Владимир Чертков и Лев Толстой, 1909 год

Другое направление связано с физическим трудом и опрощением быта. Его сторонники селились в деревнях, где занимались сельским хозяйством. В 1920–1930-х в рамках коллективизации многие коммуны толстовцев ликвидировали, а некоторых участников репрессировали.

 

Как жили толстовцы

Были толстовцы-одиночки, были группы толстовцев-просветителей, были селившиеся в коммунах. Интеллигентские земледельческие объединения возникали в России и раньше, однако толстовские колонии отличались массовостью и относительной унификацией: участники ходили в крестьянской одежде (часто старой и рваной), придерживались вегетарианства и вели аскетический образ жизни. Они жили по всей России, а данные об их количестве сильно разнятся. Сам Толстой утверждал, что численность его сторонников в начале XX века едва достигала сотни человек, некоторые исследователи утверждали, что к октябрю 1917 года их было порядка пяти-шести тысяч.

Портрет Льва Толстого в день его 80-летия, 1908 год

Толстовцы легко впадали в радикализм. Некоторые из них так глубоко погружались в идею непротивленства, что отказывались пахать и сеять, считая это насилием над живым организмом матери-земли. Другие не ели не только мясо и рыбу, но и растительную пищу, не пили даже чай и тем более кофе. Третьи отказывались называть свое имя и место рождения, чтобы не подчиняться государственной машине.

«

 

Были среди толстовцев люди, которые идею об опрощении жизни доводили до пределов безумия: одни из них селились в дуплах старых деревьев, другие устраивались в дольменах, которых столько у нас рассеяно по Северному Кавказу. Двое из наиболее смелых реформаторов поехали в Индию, на Цейлон, чтобы поселиться там в лесах среди обезьян и жить совсем естественной жизнью. Выгрузились они с парохода уже под вечер и сразу же направились в леса. Быстро наступили сумерки. В лесу послышались ночные лесные шорохи, засверкали глаза зверей, послышался их рев, шелест змей, и оба молодца, не теряя золотого времени, бросились назад в порт и с первым же пароходом вернулись благополучно в жизнь менее естественную, но более привычную...»

Из книги И. Ф. Наживина «Душа Толстого»

 

Как выглядели толстовцы

Их главным атрибутом были просторные длинные рубахи навыпуск — толстовки, которые носил и сам писатель. Это не какой-то уникальный фасон, созданный специально для него, — такие блузы продавались в магазинах, — но именно Толстой невольно ввел их в моду. Изначально толстовка была домашней одеждой: в ней Лев Николаевич изображен на портрете кисти Крамского. После перелома в мировоззрении и опрощения Толстой стал повсюду носить такую одежду. Желавшие подражать ему люди, кроме толстовок, надевали косоворотки, отращивали бороды и на голове носили черные круглые фетровые шапки.

И.Е. Репин. Л. Н. Толстой босой, 1901
Лев Толстой, дата неизвестна

В подражание Толстому его последователи ходили босиком, что современникам казалось избыточным аскетизмом. Последний секретарь писателя Валентин Булгаков описывал юного толстовца Рафаила:

«

 

Иной раз хлещет дождь, всюду — грязь, под вечер — холодище, а Рафа — разут, ноги его грязны и окоченели, весь он дрожит в легкой рубашке, даже губы и нос замерзли, но — что делать? — таковы были требования хорошеготолстовского тона!»

При этом босоногость Толстого — миф, связанный с картиной Репина 1901 года. По свидетельству старшего его сына Сергея Львовича, «отец был недоволен тем, что Репин изобразил его босым. Он редко ходил босиком и говорил: „Кажется, Репин никогда не видал меня босиком. Недостает только, чтобы меня изобразили без панталон“». Толстой носил ботинки и сапоги, которые были необходимы ему для верховой езды.

 

Как толстовцы повлияли на другие субкультуры

Толстой — основоположник идей ненасильственного сопротивления. Ганди развил их на основе философских позиций индуизма, сделав их оружием в борьбе Индии за независимость. Он вспоминал, как в 25 лет прочел трактат «Царство Божие внутри вас», после чего стал «убежденным сторонником ахимсы», то есть концепции ненасилия.

«

 

Больше всего меня поразило в Толстом то, что он подкреплял свою проповедь делами и шел на любые жертвы ради истины».

Махатма Ганди

Мартин Лютер Кинг не только довел идею непротивления злу насилием до логического конца, но и применил ее в правозащитной кампании, добившись равенства для афроамериканцев. Идеи Толстого перекликаются с анархизмом и в той или иной форме были унаследованы хиппи и панк-движением.

 

Лев Толстой, Кочеты, май 1910

Сейчас последователи толстовства сохранились в Северной Америке, Японии, Индии, Западной Европе. В 2016 году The New Yorker описывал быт одной из последних толстовских коммун в английском Степлтоне, где занимаются пчеловодством, готовят вегетарианскую лазанью и проповедуют мир. Одна из участниц комьюнити много лет назад купила себе экологически чистый картонный гроб, и он лежит на чердаке ее дома, похожего на хоббичью нору. «Когда член братства умирает, — пишет New Yorker, — его тело хоронят у изгороди и проводят службу в квакерском стиле».

Один из сотрудников музея «Ясная Поляна» обнаружил зарегистрированную в России религиозную организацию «Духовное единство», цель которой «способствовать распространению толстовского понимания религии и духовной жизни обществ». Никаких других подробностей о ней выяснить пока не удалось.

 

Одеться Толстым

Фестиваль «Толстой»

 

4–7 июля

Ясная Поляна, Тульская обл.

Сайт