Осенью Сабрина Багирова добавила к своему вышедшему в мае альбому «Bibi» новую работу. Это не сингл и не клип, а медиапроект «Нарцисс», сделанный вместе с командой Koshka Neon Team и певицей Mirèle. Он посвящен проблеме абьюзивных отношений и состоит из серии фотоколлажей, видео и комментариев психолога к нему, который рассказывает, как распознать в отношениях нарцисса-абьюзера. Сабрина рассказала BURO. о предыстории «Нарцисса» и о том, как сама пережила насилие.
«Проект появился благодаря знакомству с режиссером Аней Асмус почти год назад. Мы договорились, что будем вместе заниматься творческим проектами, так как наше мироощущение совпадает. Когда Аня узнала историю моего абьюзивного брака, она предложила создать совместный фотопроект, который со временем перерос видеоброшюру о насилии. Она нацелена на информирование, а рассказать «как бывает» помог закадровый текст — это реплики, которые я слышала от бывшего мужа в свою сторону.
Видео «Нарцисс». В комментарии к нему психолог Ирина Лернер говорит, что «обычно нарциссы — это весьма преуспевающие, яркие люди, которые на первый взгляд кажутся самодостаточными, уверенными в себе. Они отлично умеют очаровывать. Но на самом деле это глубоко несчастные люди, внутри которых из-за детских травм живет страх, что с ними что-то не так. Что их не смогут любить. Поэтому они всячески пытаются идеализировать себя и обесценить своего партнера. Тогда партнер поверит в свою никчемность, будет стараться стать лучше и не уйдет. В результате тот заботливый и обаятельный человек, о котором мы говорили вначале, вдруг становится надменным, резким и жестоким. Очень важно уметь распознавать это расщепление личности нарцисса при его первых проявлениях и ни в коем случае не вестись на манипуляции. Самая большая и распространенная ошибка жертвы — поверить, что проблема в ней, а не в абьюзере. Тогда жертва попадает на крючок и начинает верить, что если она будет очень стараться, то со временем все станет как раньше и в отношениях воцарятся любовь и гармония. Но так не бывает, и это очень важно осознавать».
Съемки были быстрыми и легкими, а вот монтаж затянулся, потому что Аня хотела сделать по-настоящему хорошо. Монтаж делал Илья Найдис, автор клипа на песню «Смотри, как я танцую». У ребят был разный взгляд на то, каким должен быть итоговый ролик, и в процессе были разногласия, погружаясь в которые мы всей командой нашли в себе и друг в друге абьюзеров. Это было тоже важно — как один из способов закрытия гештальтов.
Абьюз в моей жизни, к сожалению, присутствовал с детства. Первый разрыв шаблонов произошел в университете, когда я поняла, что нездоровая обстановка в семье далеко не норма. Просто наблюдая за другими студентами и их взаимоотношениями с родственниками, я впитывала и изучала, как бывает иначе. Общая волна обсуждения насилия меня мало волновала, так как я мама особенного малыша (у сына Сабрины Соломона — ДЦП. — Прим. BURO.) и постоянно нахожусь в заботах о нем и в работе; мне некогда следить за трендами, и в какой-то степени я этому рада — есть фильтр от лишней информации. Просто совпало. И это же хорошо, что теперь жертвы насилия так открыто делятся опытом, предостерегая остальных.
Альбом «Bibi» писался в напряженное время — отношения с бывшим мужем развалились, и дома было тяжело дышать. Вылазки в студию меня очень бодрили, и я благодарю своих любимых мальчиков за все, что они для меня сделали в тот период времени. Фарго, Егор Сесарев, Коля Мороз, Витя Исаев — это люди, которые доставали меня из депрессии в процессе создания новой музыки. Я не думала, будет ли это альбом или синглы, — просто делала. Записывала переживания буквально. Так получились песни, в которых остались мой опыт и ощущения. После расставания с мужем я предложила своей лучшей подруге Анастасии жить вместе, так мы сэкономили на съеме жилья, и она меня немножко откормила в карантин. Также мне помогли подписчики собрать деньги на няню, чтобы я могла творить свободно и иногда спокойно спать. Поддержка, безусловно, важна.
Проект «Нарцисс» встряхнул всех его участников, и после его выхода мы получили множество отзывов — в основном от женщин — о том, как на них повлияло это видео. Мне приятно осознавать, что мы делаем что-то хорошее и именно сейчас, когда барьер выноса «сора из избы» сломлен и люди хотят что-то менять. Помимо принятия закона о домашнем насилии, нужно, чтобы люди понимали, о чем речь в принципе, разбирались в вопросе.
Я считаю, что на обилие домашнего насилия на постсоветском пространстве влияет уровень жизни людей. Когда человек не имеет возможности нормально поесть, воспитывать детей в достатке, обеспечить их хорошим образованием, когда получает копейки за работу, способен ли он здраво мыслить, анализировать свое психическое состояние? У нас огромная страна с огромными запасами ископаемых при маленькой плотности населения. В ней хорошо мог бы жить каждый и реально помогать другим странам не боеприпасами, которые несут смерть, а хлебом и солью — как и заведено у славян.
Другие истории
Подборка Buro 24/7