Алексей Семенов aka Lazy Square рассказал BURO. об анимации, суровой российской реальности и о серьезности «Южного парка»
Месяц назад российские медиа наперебой писали заметки о «российской» заставке «Симпсонов» под музыку Горана Бреговича. В видеоролике, который сегодня посмотрели около четырех с половиной миллионов раз, Барта бьют и отбирают скейт вместе со смартфоном, Гомер подворовывает на работе, Мардж ругается с кассиршей в «Шестерочке», а Лизой и ее саксофоном интересуются полицейские. Мрачной заставке на ютьюбе поставили 151 тысячу лайков — многие, мы полагаем, узнали на видео суровую российскую реальность, воссозданную по мотивам заставки знаменитого мультфильма.
Автор видео — художник и дизайнер Алексей Семенов, известный под творческим псевдонимом Lazy Square. Среди других его работ — не менее впечатляющая реклама ипотеки, больше напоминающая приглашение в пожизненную кабалу, бодрое продолжение «Терминатора» и 30-секундное видео о тленности бытия 30-летнего человека. BURO. поговорило с Алексеем о его работах, дурацкой рекламе из 90-х и о той самой заставке «Симпсонов».
Первые видео на твоем канале в ютьюбе появились два года назад, но в интернете о тебе нет почти никакой информации. Ты хочешь остаться инкогнито?
Да, потому что анимация для меня хобби, а не способ заработка. Я нигде никогда себя не раскручивал. Год или больше мои ролики смотрели человек сто, потом кто-то их опубликовал на разных источниках, обо мне рассказала пара известных блогеров, и подписчики стали прибавляться. Я далеко не публичная личность, но и не скрываюсь: меня легко найти во всех соцсетях.
Как и когда ты решил заниматься мультипликацией? Как ты учился этому?
Специально нигде не учился, но я не считаю, что занимаюсь ей профессионально. Когда-то в начале нулевых были популярны ролики на Flash — и тогда же, будучи школьником, я освоил эту программу. Немного порисовал, но потом забросил. Потом я работал дизайнером, занимался 3D-графикой. Однажды мне нужно было сделать рекламу для жены, мне понравился и процесс, и результат. Так я вновь стал рисовать для себя.
Насколько трудно нарисовать минутный ролик, сколько сил это отнимает у тебя?
Один ролик длится в среднем это 30–40 секунд. Чтобы нарисовать его, мне нужен месяц или полтора. Срок зависит от того, насколько я загружен обычной работой. Анимация — очень кропотливый и тяжелый процесс: я вручную отрисовываю сотни отдельных кадров, а за секунду ролика их 24. Почти каждую свободную минуту я рисую.
Можно ли сказать, что твои мультфильмы приносят тебе деньги? Ты зарабатываешь на них или у тебя есть другой источник дохода?
Нет, я почти ничего не зарабатываю на своих мультиках. Монетизацию на ютьюбе забирают правообладатели музыки, которую я использую. Заказы на рекламу я не беру, потому что у меня и так много работы. У нас маленький семейный бизнес, я там и иллюстратор, и дизайнер продукции.
Твоя заставка «Симпсонов» чуть больше чем за неделю собрала больше трех миллионов просмотров. Кажется, что о ней написали абсолютно все издания — но в комментариях замечали, что видео слишком пессимистичное, а российская реальность давно не такая унылая. Что ты сам думаешь по этому поводу? Россия действительно такая или ты как художник преувеличиваешь?
Все мои ролики так или иначе пародия, черный юмор и сгущение красок. Это не реальность, а пародия на чернушный восточноевропейский артхаус, включая и российский — об этом, например, говорят псевдочешские субтитры. Понятно, что некоторые семьи в России и по всему миру так и живут, а иногда еще хуже. Про такую жизнь обычно артхаус и снимают. Про социальное дно. Однако многие эту пародию не считали и восприняли все серьезно. Больше всего забавляет, что многие переживают: а что же подумают о нас на Западе, когда увидят этот сугубо пародийный ролик? И если реальность в ролике, по их мнению, неправда, то почему она тогда их так волнует?
Поговорим о других твоих видео — например, об ужасах российской ипотеки. Почему тебе так важна социальная тематика в принципе?
Нигде в ролике про ипотеку вы не найдете указаний на то, что он про Россию, кстати. Не то чтобы я специально затрагиваю социальную тему, но идеи у меня рождаются на эмоциях. После очередного новоселья у друзей в таком районе, как в видео, я ясно осознал, что вот это — и мой удел тоже, удел миллионов и предел их возможностей. Так у меня и родилось желание выйти в окно.
В твоем видео о последних словах умирающего человека есть довольно жесткая ирония в адрес культа потребления и социальных сетей одновременно. Как ты считаешь, мы действительно на смертном одре будем напевать мелодию из рекламы бигмака?
Да, я считаю, что влияние рекламы и телевидения на детей 90-х вроде меня было очень сильным. Реклама тогда была в новинку, ее обсуждали в школе, ее пародировали, о ней придумывали анекдоты. Думаю, многие из той эпохи согласятся со мной, что рекламные песенки и слоганы врезались в память иногда лучше любых культурных проявлений и даже, возможно, образов близких. В этом и ужас, и насмешка. Поэтому, когда мозг будет клинить, вероятность вспомнить что-нибудь из рекламы очень высока, я считаю.
Все твои видео очень короткие. Есть желание попробовать силы в «длинном метре»?
Не особо, с длинным метром я один никак не справлюсь. Для него нужна команда аниматоров, актеров озвучки, сценаристов. С такой организацией труда я не справлюсь, я не менеджер, да и одному мне работается лучше. Все, что я обычно хочу сказать, а люди успевают усвоить, прекрасно умещается в минуту. Похоже, что и минутные ролики становятся слишком длинными.
Еще один твой ролик стилизован под видео с пиратской кассеты, которые были так популярны в 90-е годы. Скажи, как ты сам относишься к той эпохе? Романтизируешь или издеваешься над ней?
Я романтизирую 90-е, как настоящий ностальгирующий старпер. Но совсем без издевки я не могу.
Чье творчество из современных или классических аниматоров тебе нравится? Кого посоветуешь посмотреть?
Как я уже сказал, профессионального интереса к анимации у меня нет. Я знаю, что это не очень хорошо для творческого роста. Знаю, но все равно не интересно почему-то. Впрочем, мультфильмы я люблю. Я вырос на классический американских ситкомах вроде тех же «Симпсонов» или «Южного парка» и до сих пор их с удовольствием смотрю. Причем чем старше становлюсь, тем гениальнее они мне кажутся: там, где раньше казалось, что герои просто шутят и гиперболизируют, реальная жизнь показала, что все либо так и есть, либо еще несуразнее. Поэтому я всем советую эти самые ситкомы, они только на первый, самый поверхностный взгляд могут показаться несерьезным развлечением, а на деле — глубочайшие вещи.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7