В рамках проекта «Портрет поколения» Оксана Смирнова продолжает беседовать с представителями проектов, которым в этом году, как и BURO., исполняется десять лет. На очереди — Александр Эльзессер, основатель бренда Heart of Moscow, который сегодня выпускает не только полюбившиеся многим сувениры с символикой Москвы, но и сотрудничает с лондонским Музеем Виктории и Альберта и парижским Орсе. Он рассказал, как разглядеть красоту города, когда вокруг сплошной визуальный мусор.
Я родился в Москве и всегда нежно любил свой город. Марианна, с которой мы запускали проект, как и я, выросла в центре, поэтому мы оба были влюблены в тихие кривые переулки, приглушенный свет фонарей, старинные фасады. Это ощущение от родного города мы попытались передать через бренд: старались отразить уникальность Москвы, ее красоту, эклектику и разнообразие.
На самом деле мы остаемся очень маленьким брендом, и мне кажется, в этом есть определенная ценность. Мы не раздуваем штат, не привлекаем инвестиции — просто занимаем свою нишу и радуемся тому, что являемся частью визуального и культурного кода города. При этом Heart of Moscow, наверное, единственный бренд городских сувениров в мире, о чьих релизах писали BURO., GQ, Vogue, Esquire и другие модные издания. Несколько лет назад мы сделали бренд значков в Европе и работаем с такими институциями, как Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Орсе в Париже, Стедлик в Амстердаме, Бельведер в Вене и многими другими.
Значки есть и были всегда, но мы стараемся делать качественный продукт со своим стилем, c хорошим вкусом, пристальным вниманием к деталям, оставаясь при этом доступными для покупателей. Видимо, такой подход оправдывает себя.
Мы хотели делать ровно то, что делаем уже 10 лет. Но, конечно, всегда есть к чему стремиться, всегда есть место работе над ошибками, идеям и планам. Думаю, до потолка еще далеко.
Самый сложный вопрос, если честно. Heart of Moscow продается в основном в музеях и в магазинах вроде «Республики», то есть это не самые туристические места — не Арбат, не Красная площадь. Мы знаем, многие москвичи любят нашу продукцию, покупают в подарок иностранным и иногородним друзьям. А раз значки нравятся местным, значит, удалось сделать хороший и правильный локальный продукт! Поэтому и туристам он тоже по душе. Плюс частенько заказывают что-то из-за границы.
У нас всегда был очень небольшой штат, многое делают фрилансеры (сотрудничаем со всеми по много лет). При этом с самого начала мы работали удаленно, долгое время даже не имели офиса, поэтому пандемия не внесла изменений в процесс. Можно сказать, мы были адаптированы к этой новой реальности намного лучше других. У Heart of Moscow стабильная команда и редко меняются исполнители, но мы всегда в поиске талантливых дизайнеров и иллюстраторов. Если у кого-то есть желание поработать, можно, не стесняясь, написать нам.
Каждый бизнес проходит через трудности, когда задаешь себе вопрос, все ли делаешь правильно и делаешь ли все, что можешь. Мы повидали и падение рубля, и инфляцию, и пандемию. Было все: магазины закрывались, нам не платили за товар, возникали проблемы в коммуникации с партнерами и клиентами. Но если есть мечта, единомышленники и поддержка близких людей, преодолеть можно все.
Главное — не опускать руки и очень много работать. Это не гарантия успеха, но без труда успех точно не придет. Если говорить о городе, то он должен развиваться, сохраняя историческое, архитектурное и культурное наследие. С развитием все отлично, а вот с остальным у Москвы не очень.
Когда мы работали над запуском, царили времена «позднего Лужкова» — город был полон визуального мусора и грязи, люди не любили Москву, жили ради работы и сомнительных развлечений. Своим проектом мы хотели показать, в каком уникальном городе живем и каким бесконечным потенциалом он обладает. Например, публиковали фотографии с деревьями вдоль Тверской, делали открытки со старой уютной Москвой. Сегодня вдоль той же Тверской снова растут деревья, город сильно преобразился: стал удобнее, появилось много публичных пространств, парков, современных рынков и других приятных мест. Хочется, чтобы это развитие продолжалось, но чтобы запрос горожан на сохранение архитектуры и городской ткани учитывался — уникальный дух старого города уже в дефиците, его необходимо охранять и защищать.
Я стараюсь устанавливать личные связи с партнерами, поэтому часто физическое присутствие в том или ином месте стимулирует поиск клиентов. Последние годы много времени провожу в разъездах по Европе, где мы развиваем бренд Pinpinpin.it — в настоящий момент он продается в Берлине, Париже, Лондоне, Мадриде, Барселоне, Вене, Амстердаме и других городах. Спросом пользуются и московские серии Heart of Moscow, например коллекция про космос и русский авангард, этот факт особенно греет душу! В этих разъездах много плюсов — интересно менять обстановку, это тонизирует и подстегивает. В то же время процесс довольно непрост физически и морально — часто не хватает возможности спокойно побыть дома или пообщаться с друзьями и родителями. Все время есть ощущение какой-то гонки.
Мы стараемся дарить людям ощущение жизни в мощнейшем и крутейшем мегаполисе Европы и мира. Ощущение, что Москва — уникальный город, достойный бережного и внимательного отношения. Мы транслируем определенные городские ценности, суть которых сводится к любви и уважению родного города. Мы любим Москву, и она отвечает нам взаимностью. Это ли не главное?
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7