Немецкий композитор о том, как стать звездой в мире классической музыки
1 декабря в Колонном зале Дома Союзов выступит Фолькер Бертельманн, более известный как Hauschka — пропагандист и сторонник игры на подготовленном фортепиано. Послушать его вживую можно будет совсем скоро, а пока мы поговорили с ним о Бахе, Генделе и том, как сейчас пробиться молодому композитору
В Москву приезжает немецкий композитор Фолькер Бертельманн, более известный как Hauschka. Многие считают, что именно он изобрел подготовленное пианино, но это сделал Джон Кейдж еще в 1938-м, написав музыку для «Вакханалии» — танца Сивиллы Форт. И он, на самом деле, тоже не был первым — наиболее ранние опыты с подготовленным пианино относятся к творчеству Генри Коуэлла и Эрика Сати, которые занимались этим еще в 10-е. Подготовленным называется фортепиано, между струнами которого находятся различные мелкие предметы — спички, шурупы и скрепки. Музыка Hausсhka во многом отличается от творчества Кейджа — она более тональная и в прямом смысле слова мелодичная. Мы поговорили с Бертельманном о том, почему он выбрал именно подготовленное пианино, как пел в церковном хоре, и попросили дать пять главных советов начинающим композиторам.
Почему вы начали играть именно на этом музыкальном инструменте?
Я считаю, что подготовленное пианино делает звук трехмерным. Получается, как если наложить звуковой слой на пианино.
Вы известны как последователь Джона Кейджа, кто еще на вас повлиял?
Я — большой фанат Шенберга и Скрябина. Еще на меня во многом повлияла музыка конца 90-х, такие группы, как Oval или Autechre и, конечно же, лейбл Kompakt из Кельна.
Хотя вы начинали как хип-хоп артист, как вы пришли к классической музыке?
Я играл на классическом пианино и вырос в церковной среде, где мы все были окружены классической музыкой. Это — Бах, Гендель, Гайдн, Бетховен и Моцарт. Так я приобщился к хоровой музыке, в церкви нас учили петь в разных каденциях и четырехголосовым хором. Таким было мое музыкальное образование.
Должны ли молодые композиторы учиться в консерватории или в этом сейчас нет необходимости?
В этом есть необходимость, но не для всех. Есть великие композиторы и музыканты, которые никогда ничему не учились, но создают потрясающую музыку. Мне кажется, что знак качества, что ты учился где-то, совсем не важен.
Как вы думаете, интерес к неоклассической музыке будет возрастать или это временная мода только для России?
Я бы сказал, что современная классическая музыка должна развиваться везде, что сейчас и происходит повсюду. Но музыка, которую считают современной классикой, — не всегда классическая по своей сути, даже если ее называют неоклассикой. Это та музыка, которую мы часто слышали будучи детьми. Когда я был подростком, пианино казалось мне слишком неестественным, оно смущало меня. Нужно время, чтобы написать хорошую музыку и необходимо вложить много сил, напряжения и вдохновения в каждое произведение.
Пять советов начинающему композитору:
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7