Анализируем, а не драматизируем
Главная новость недели — развод Брэда Питта и Анджелины Джоли. Buro 24/7 выясняет, есть ли повод для драмы и не рано ли хоронить личную жизнь Джоли
Для начала немного контекста. Заявление о разводе подает Анджелина: по статистике, в западных странах 2/3 расставаний сейчас инициируются женами, а не мужьями. Ходят слухи о том, что поводом послужил неописанный пока «инцидент», желтая пресса спекулирует на отношениях Брэда Питта и Марион Котийяр, что французская актриса полностью отрицает и объявляет о своей второй беременности от нынешнего мужа Гийома Кане. Параллельно в соцсетях бродят мемы с довольной Дженнифер Энистон, от которой Питт ушел к Джоли в 2005-м. А в ответ на это Vogue пишет трезвый текст, что Энистон смешно до сих пор определять через отношения, которые закончились больше 10 лет назад. В подробном таймлайне о разводе передаются детали и слухи, появившиеся в прессе: на момент написания этой статьи против Брэда Питта возбудили расследование — предположительно, он оскорбил и ударил одного из детей на глазах у остальных членов семьи.
Если же отвлечься от новостей последней недели, то у Джоли и Питта за спиной — всем известные наркотические зависимости и злоупотребления алкоголем, а также примеры деструктивного поведения, которые оба открыто обсуждали в прессе и признавали до момента, когда решили создать семью. Есть обрывочные слухи об употреблении Питтом марихуаны и алкоголя, его связях с девушками по вызову, об анорексии и отвратительном характере Анджелины Джоли — и в общем, достаточно много прочих слухов, которые отлично упаковываются в оголтелые новости формата «шок, сенсация, видео!»
Заявления Брэда опоздали по сравнению с новостями от Джоли, но оба единодушны в том, что ради шестерых детей количество комментариев прессе они максимально сократят. Блогеры The Cut подробно объясняют, что Анджелина, и так отличающаяся выдающейся пиар-стратегией, выигрывает неделю времени у таблоидов, только ушедших в печать, чтобы склонить общественное мнение на свою сторону перед судом об опекунстве над детьми (обсуждается главным образом оно, на состояние Питта Джоли не претендует). Авторы этого же издания в эмоциональном посте рассуждают, что развод Бранджелины стал, вероятно, первым большим кейсом, в котором сострадаешь не успешной жене, которой все по силам, а ее партнеру, который, очевидно, запутался.
The Guardian рассказывает, как начался и закончился экранный и реальный роман Бранджелины, вспоминая два фильма, где оба актера снялись с разницей в 11 лет. «Мистер и миссис Смит» — легкомысленный триллер о партнерстве, любви и конкуренции — искрится юмором и свежими чувствами, а драма «Лазурный берег», поставленная Джоли-режиссером с Питтом и Джоли в роли несчастных мужа и жены — бергмановская история отчуждения и расставания людей, в которой трудно не рассмотреть автобиографические мотивы, например, попытки все сохранить.
The Vox пытается рассказать, как Питт и Джоли подпитывали миф о большой любви простыми словами и глобальными делами, и объясняет, почему они так не походили на других эгоцентриков с ковровых дорожек. Но, пожалуй, самая актуальная на данный момент статья — это вышедший на BuzzFeed лонгрид двухлетней давности о том, как Анджелина Джоли поставила себя в публичном поле. И это, наверное, одно из самых обстоятельных и релевантных высказываний по теме. Отношения с прессой и тотальный контроль над образом в медиа — то, о чем очень важно говорить, размышляя и о разводе Бранджелины, и о 12 годах совместной жизни пары, которые они провели, ни на месяц не выпадая из повестки.
«Это конец эпохи!», «Гвинет и Крис, а теперь они!», «Осталось теперь только разделить солонку и перечницу!» и «Как я на работу теперь пойду?» — самые популярные реакции на новости о разводе главной голливудской пары, которую хотелось считать безупречной. Прошло несколько дней, и папарацци подоспели с новостями, а калифорнийские инсайдеры дали информацию для аналитики — сейчас новость о расставании Анджелины Джоли и Брэда Питта смотрится уже по-другому. Измена, наркотики и алкоголь, усталость друг от друга, элементы насилия по отношению к детям, разные взгляды на воспитание — что именно послужило настоящей причиной, мы узнаем нескоро, а учитывая удаленность русскоязычных журналистов от контекста, — точно из третьих рук. Очевидно, что нас ждет непростой бракоразводный процесс (Джоли наняла адвоката Лору Вассер, выигравшую развод для Эмбер Херд против Джонни Деппа), а вся правда о паре вскроется разве что в мемуарах шестерых повзрослевших детей Брэда и Энджи. Развод небожителей — не только повод пошутить над тем, что нам, земным людям, счастья не видать, но и момент, когда можно посмотреть на все, случившееся с Брэдом и Анджелиной, и понять, как одна голливудская семья за десять лет сделала невозможное: изменила взгляды на то, что по силам мужчине и женщине, когда они полностью поддерживают друг друга.
«Если они — богатые, красивые, щедрые и знаменитые — не справляются с трудностями брака и разводятся, на что остается надеяться нам?» — горько пошутили уже, кажется, все. Один из самых остроумных заголовков по теме — «Лектор Лондонской школы экономики разводится с актером» — действительно отражает то, насколько Анджелина Джоли перестала восприниматься как фигура из мира кино. Генерирующая десятки новостных поводов, связанных с благотворительностью, правами человека и борьбой с раком, Джоли давно не воспринимается только через свои роли, тогда как Питт, тоже в благотворительности активно участвующий (создатель фондов Not on Our Watch против геноцида и Make it Right против бедности), все еще стойко ассоциируется с кино и выдающимися ролями, которых у него за последние годы значительно прибавилось. Развод Джоли и Питта — не первое расставание важной пары в Голливуде. Но совершенно точно — первое крушение идеалистического проекта брака, где муж и жена одновременно и суперзвезды, и ответственные родители шестерых детей, и проактивные борцы с мировой несправедливостью, и усыновители, и продюсеры, и богачи, и просто ужасно красивая пара. Пока в желтой прессе обсуждают, что, имея все, в лучах софитов это легко растерять, брак Брэда и Анджелины все еще выглядит как долгосрочное и очень эффективное партнерство, в котором оба сделали явно больше, чем могли бы сделать по отдельности — это если говорить прагматически, а не эмоционально. Тот факт, что Анджелина и Брэд не расписывались десять лет, пока в Штатах не начали практиковать официальные однополые браки, — один из примеров попытки жить как современная семья без стереотипов. Быть героями из будущего, которым по силам меняться и влиять на мир прямо сейчас, благодаря не только своим привилегиям, но и осознанности.
Забавно видеть это 11 лет спустя, но уже в сете Стивена Кляйна о самой красивой и свежей голливудской паре 2005 года можно было найти скриншоты из будущего фильма «Лазурный берег» и идиллический портрет живущей за городом семьи с детьми: постановочных детей на фотографиях было шестеро (как и реальных детей сейчас). Анджелина и Брэд иронично обыгрывали старомодные образы добытчика и красивой жены, но главное — совершенно не возражали передать на камеру не только настоящее, но и возможное. Уничижительное словосочетание «торговать лицом» они за несколько лет превратили в тщательную стратегию публичных фотокампаний: многие попрекали их за выезды в страны третьего мира, но никто не может возразить — треть доходов от съемок в кино и почти все деньги от торговли десятками эксклюзивных фотосессий для таблоидов Брэд и Анджелина отдавали на благотворительность.
Им, очевидно, было недостаточно помогать людям из бедных стран через посредников, и трое усыновленных детей вместе с графиком поездок в горячие точки стал их способом привлечь внимание к проблемам и привить систему позитивных взглядов и привычек тем, кто наблюдает за ними не отрываясь. Годами социальная реклама может объяснять тебе, что усыновлять детей из бедных стран хорошо. Но пример знаменитых и богатых людей, которые могут позволить себе все, а выбирают ребенка из Эфиопии, подействует сильнее. После случая Бранджелины усыновленные дети появятся в ситкомах, разговорах и в самых обычных американских семьях в большем масштабе.
Прививать практику благотворительных пожертвований и инициатив Брэд и Анджелина тоже стремились через себя: и хотя паблисити благотворителей имеет очевидные моральные дивиденды (о чем оба искренне говорят в интервью), информационный климат о проблемах беженцев тоже понемногу видоизменяется. Как правильно замечает Vox, вместе Анджелина и Брэд пытались быть активно действующими гражданами мира, которые не зациклены на американском контексте и пытаются своим примером снизить градус ксенофобии и страха благополучных белых перед непостижимым миром, который им совсем не знаком.
Белая женщина, занимающаяся благотворительностью далеко от дома, по определению — объект нападок и сарказма: «Хочешь навести порядок, помоги кому-нибудь дома», — ей бросали за последние 15 лет многие. География перемещений Джоли давно намекает, что дело не в конъюнктуре и вряд ли в желании всем угодить — именно максимально отвлеченные от реальности «Малефисента», та же «Лара Крофт», «Мистер и миссис Смит» и «Солт» приносят ей больше миллиарда, а никак не поездки в пустыни и джунгли без света и воды. Впечатления Анджелины от Африки переданы в подробных и очень интересных для никогда не бывавших на континенте «Заметках из путешествий»: книга Джоли отражает шок, сострадание, усталость и трудность коммуникации с теми, кого ты обычно наблюдаешь толпами в выпусках новостей. Многие документалисты годами снимают и записывают истории из неблагополучных стран, но другое дело, когда этот путь выбирает для себя селебрити.
Внешность Джоли критикуют столько, сколько она снимается: были бы глаза и губы, а хейтеры всегда найдутся. Но рассуждения о внешности и здоровье актрисы стали темой года, когда Джоли сделала две превентивные операции, чтобы снизить риск развития рака груди, яичников и матки. То, что принято прятать в истории болезни, Джоли спокойно объясняла в прессе, донося свою мотивацию и разрушая стигму женщин, которые якобы становятся менее женственными после удаления молочных желез. Потеряв от рака мать и обнаружив во время обследования большой риск развития наследственного заболевания, Джоли обратила внимание миллионов женщин на важность обследования и профилактику рака. Конечно, об этом тоже говорят врачи и социальная реклама, но куда доходчивее это объяснит красивая актриса и женщина, выносившая троих детей, на которую смотришь каждый день.
Анджелина стала первой многодетной матерью в Голливуде, которая родила троих и троих усыновила и при этом не только не замкнулась на домашних обязанностях, но и вышла на совершенно другой уровень гонораров и профессиональных достижений. Сейчас она не только актриса, но и режиссер, и продюсер с колоссальными доходами. Она совмещает обязанности матери с выступлениями в качестве посла доброй воли и большой социальной нагрузкой. Само собой, она богата, влиятельна и очень красива — ее максималистский образ героини может раздражать, но это все же очень новая и свежая ролевая модель для женщин, которые десятилетиями разрываются между карьерой и семьей. Конечно, богатство позволяет быть великодушным и щедрым, но история знает не так много миллионеров, которые настолько социально заметны в своих посланиях. Пока «громкая благотворительность» многими презирается, она же очевидно и сильнее действует — есть материальная помощь жертвам, а есть просветительская часть, с которой мало кому по силам справиться так же хорошо, как Анджелине и Брэду.
И самое главное — в браке Анджелины и Брэда на самом деле никогда не было той «Бранджелины», которой их нарекли: они не превратились в бесформенное желе из двоих людей, которые слились до полной неразличимости. Оба партнера поддерживали друг друга, стояли рядом, не пихаясь локтями, а в критические моменты демонстрировали мудрость и взаимную поддержку. Но они никогда не были парой, которая ведет какую-то нелепо сдвоенную жизнь. Получал ли Брэд награды за роли и продюсерский вклад, принимала ли Джоли решение родить в Африке и усыновить ребенка в Эфиопии — вместе перед прессой они выглядели как скала, а не как герои ситкома. Их осознанное родительство и искренние (но не слишком откровенные) разговоры о семейных отношениях сделали для многих браков, наверное, не меньше, чем практика семейной терапии — равноправие в их союзе выглядело реальным и сквозило в интонациях и жестах.
Что же, нас обманули? Скорее всего, их случай развода — сочетание двух факторов. Статистика актерских разводов в Голливуде традиционно высока. К тому же намечается общая тенденция: один брак на всю жизнь в долгосрочном периоде может быть вытеснен цепочкой продуктивных партнерств на разных стадиях жизненного цикла. Развод — катастрофа, но не приговор на одиночество на всю оставшуюся жизнь. Тот, кто тебе нужен в 30, не обязательно так же нужен тебе в 45 — к чему постепенно приходят социологи и демографы, анализируя поздние браки, статистику разводов и современные решения по планированию семьи. Сценариев личного счастья может быть огромное количество, и счастливый брак на 10 лет, который подошел к логическому концу, возможно, один из таких сценариев. Очевидно, откровенной прямой речи именно об этом разводе, не приправленной надуманными сенсациями, мы сейчас не получим ни от кого из участников. Но зная, что и Анджелина, и Брэд никогда не боялись говорить о своих промахах и потерях, прошлой боли, ошибках и обидах, можно надеяться, что через несколько лет нас ждет ретроспективный разговор о самом трудном периоде пары, все же показавшей, какими друзьями и партнерами друг другу стоит хотя бы попытаться быть. Пусть и на 12 лет, но кто сказал, что этого мало?