Финские техники и рокерские косухи: как прошла Неделя моды весна-лето 2024 в Копенгагене
Неделю моды в Копенгагене часто называют самой «зеленой»: чтобы быть ее частью, нужно соответствовать строгим экостандартам. Например, более 50% коллекции должны быть созданы либо из сертифицированных органических материалов, либо из переработанных тканей и дедстока. И если дизайнер больше не проходит тест на «экопригодность», то может потерять место в календаре (каждый год комиссия из 18 международных экспертов рассматривает досье участников). Здесь все достаточно строго. Например, старший редактор британского Vogue Эмили Чан, специализирующаяся на вопросах устойчивого развития и моды, никогда не запрашивает и не включает в свой материал бренды, у которых есть хоть малейшее подозрение на Greenwashing.
Большая часть шоу в этом сезоне проходила под открытым небом, причем вместо типичного для Копенгагена августовского солнца гостей ждал проливной дождь. И как отметила в своей речи на церемонии открытия Недели ее президент Сесили Торсмарк, это верный знак, что климатические изменения необратимы и действовать нужно общими усилиями прямо сейчас, не откладывая проблемы влияния индустрии на планету на потом. Именно поэтому на подиумах Копенгагена всегда можно увидеть самые последние разработки в экотекстиле. Так, лауреат Woolmark Prize этого года в категории инновации Амали Роге Хове (A. Roege Hove) использовала в новой коллекции революционный материал Circulose, созданный на 100% из остатков переработанной старой одежды; Ganni представили лаконичные образы в черном из Oleatex (текстиля из кожуры оливок, оставшейся от производства масла), а Stine Goya показали сумки из яблочной кожи.
Девушка из Дании уже давно стала символом моды. Барбара Поттс и Катрин Сакс (Saks Potts) праздновали ее и уходящее лето на берегу своей самой любимой набережной под Копенгагеном у парка Шарлоттенлунд. Стин Гоя (Stine Goya) пригласила гостей на праздник к себе домой, на улицу Eckersbergsgade, где модели ходили вокруг накрытого стола. Здесь, в одном из самых дорогих районов города, соседи по традиции действительно устраивают ужины прямо на улице. А Baum und Pferdgarten и вовсе посвятили девушке из Дании новую коллекцию — туристическую открытку любимому городу под пронзительный ремикс на песню Love Shop «Copenhagen Dreaming». При этом датская девчонка контрастно разная. Она может одеваться в белые сорочки, костюмы и тренчи, как модели на показах Lovechild 1979, The Garment и Skall Studio; платья-трапеции в пол (Mark Kenly Domino Tan Studio). Или показывать больше кожи, как модели в бра из бисера с клубникой и облаками на шоу Helmstedt, в полупрозрачных блузах — у OpéraSport, или носить облегающие латексные платья (Rotate).
Никаких (ну почти) минималистичных образов в черном, белом и бежевом или девушек в платьях в цветочек и/или с пышными рукавами-фонариками, рассекающих на велосипедах в удобных вьетнамках или кроссовках. В этом году на улицах города, откуда часто родом самые «жизненные» и любопытные фото стритстайла, были заметны большие перемены. Здесь появились косухи мотоциклистов и рокеров, прилегающий к телу трикотаж кислотных оттенков и много красок. Виновники нового стиля — альтернативные марки, смело играющие с кодами моды и идущие против правил «хорошей датской девушки». Например, PLN, устроившие шоу в бывшей церкви (здесь сейчас расположен арт-центр Nikolaj Kunsthal), на котором модели ходили по подиуму с «ссадинами» и боксерскими капами; Deadwood, сделавшие акцент на рокерских образах из веганской и/или переработанной кожи; Gestuz, которые мастерски умеют работать с переработанным денимом. И, конечно, выпускники программы поддержки молодых дизайнеров New Talent. Например, Niklas Skovgaard, A. Roege Hoeve или Latimmier — бренды дали о себе знать, включив в коллекции более дерзкие образы, которые мы уже видим на улицах Копенгагена.
В Копенгагене показываются не только датские таланты, но и финские. Многие из них — выпускники школы моды Aalto (к слову, их наставник — креативный директор журнала SSAW Туомас Лайтинен — теперь руководит модой в парижском Parsons). В этом сезоне Эрвин Латимер (Latimmier) открыл показ-посвящение «Волку с Уолл-Стрит» в конференц-зале отеля Radisson Blu неожиданным драг-перформансом (это его многолетнее хобби, в Хельсинки у него есть клуб драгкуин), а затем представил свое видение новых офисных сорочек и брюк. Рольф Экрот показал коллекцию в крытом скейт-парке, где модели вышагивали по импровизированному подиуму в плащах и гимнастерках с принтом из роз — тот же цветок можно было увидеть на вышитом вручную платье (его сделала мама Экрота в традиционных финских техниках вязания) и на настоящей накидке-кольчуге. Vain устроили шоу на складе с контейнерами, и это было абсолютно модное заявление, заряженное энергией и напоминающее о годах, когда Демна дружил с Лоттой Волковой и все мечтали попасть на Vetements в Париже. Гигант финской моды Marimekko, знакомый многим по коллаборациям с Uniqlo, в музее дизайна отметил 60-й юбилей цветочного принта Unikko живым исполнением от финской рок-дивы Маллы Малмиваары.
На подиумах Копенгагена появляется все больше и больше мужских марок. Среди имен, которые точно нужно записать на полях, — классики моды на каждый день Wood Wood, элегантные Sunflower (у них на шоу играли электронщики из датского дуэта Laid Back), удобные и спортивные J. Lindberg, авангардные Henrik Vibskov и гендерно-нейтральные Stamm. И не забываем про финнов — Vain и Rolf Ekroth, это мужские лейблы, которые в прошлом январе гостили на главной ярмарке мужской моды Pitti Uomo.
Одно из самых запоминающихся шоу сезона — представление Никласа Сковгаарда (Nicklas Skovgaard), чья любимая модель и бывшая балерина Бритт Либерг в течение пятнадцати минут переодевалась на глазах у изумленной публики из одного барочного платья в другое. Еще одно новое имя — победительница премии Zalando Visionary Award, дизайнер из Великобритании — Паолина Руссо (Paolina Russo), показавшая одну из самых сильных коллекций сезона, словно созданную для рейва на востоке Лондона. В ее основе — переработанный деним и разноцветный трикотаж. И, конечно, не стоит забывать, что одно из главных шоу Недели — выпускные коллекции студентов-магистров Королевской датской академии. Шенгнан Хуанг из Китая попробовала побороть токсичную маскулинность, играя с предметами традиционного китайского гардероба. А датчанин ливанского происхождения Саркис Дерсахакян показал, как может преобразиться молодой человек-носитель мусульманской культуры, если захочет нарядиться и танцевать всю ночь.
Неделю моды в Копенгагене, пожалуй, можно смело назвать и самой инклюзивной — здесь на всех показах по подиуму ходят модели разных весовых и возрастных категорий, высокие и низкие, с разным бэкграундом и гендером. И даже модели с инвалидностью, как на показах Kernemilk и Paolina Russo. Здесь же может произойти и магия кастинга уровня главных мировых столиц, которую всегда с нетерпением ждут модные фанаты: в этом сезоне Эрин Уоссон закрывала показ Saks Potts, а Хелена Кристенсен прошлась у Stine Goya. А еще именно Копенгаген выбрала для модельного дебюта старшая сводная сестра Беллы и Джиджи Хадид — Алана. В первый день показов она открыла шоу Saks Potts, а потом дважды прошлась по подиуму у классиков датской моды Munthe.