Разговор перед открытием выставки винтажной бижутерии
Вряд ли можно было придумать более интересный повод для разговора с Эвелиной Хромченко, — которая, к слову, совсем недавно была удостоена награды World Fashion Luxury Awards в номинации "Fashion-эксперт года", — чем готовящаяся выставка ее винтажных украшений в бутике Victoria's Vintage на Малой Бронной. Идею подала владелица бутика Виктория Шамис, которая уже сегодня вечером вместе с Эвелиной будет встречать гостей на дружеском коктейле по случаю ее открытия. Поговорить о ее коллекции бижутерии, которая, как утверждают ее помощницы, насчитывает несколько тысяч единиц, Эвелина пригласила нас в студию "Останкино", где в тот день проходили съемки программы "Модный приговор".
Эвелина, расскажите, пожалуйста, о проекте, который вы готовите с Victoria's Vintage. Что это будет и кто это придумал?
Будет дружеский коктейль, которым я официально заявлю, что у меня есть собрание бижутерии — часть этой коллекции будет показана в Victoria’s Vintage. Я к бижутерии всегда относилась очень прикладным образом, без придыхания — например, на программе "Модный приговор" требуется много бижутерии, поскольку верхняя часть комплекта в основном в кадре. Естественно, больший акцент идет на зону крупного плана. Поскольку каждый день надевался новый комплект, очень незаметно украшения перестали помещаться дома. Как-то я поделилась этой проблемой с владелицей бутика Victoria's Vintage Викторией Шамис, и она тут же поинтересовалась, а не хочу ли я расстаться с частью своего собрания или, по крайней мере, показать его. Почему бы и нет, решила я сперва, но в ходе подготовки этого проекта поняла, что никакой продажи не будет. Оказывается, помимо моей воли у меня собралась очень впечатляющая коллекция, часть которой я, пользуясь любезным предложением Вики, и представлю у нее в бутике. У нее прекрасная подборка качественного винтажа хорошего уровня — это очень правильное место для того, чтобы за дружеским коктейлем заявить, что и у меня есть коллекция.
Эвелина в колье "Пегас", Rainbow Seekers
Как вы начали коллекционировать украшения?
Всегда любила красивую бижутерию — я в принципе и в "Модный приговор" вошла владелицей очень объемного запаса украшений. Я никогда не придавала этому серьезного коллекторского значения, потому что у меня нет чувства одержимости, которое знакомо многим коллекционерам: они постоянно лазят по каким-то аукционам, вылавливают эти украшения в винтажных бутиках, следят за новыми коллекциями. У меня это всегда было заодно и между прочим, как у любой нормальной женщины. Просто эти промышленные количества, которые мне нужны для моей работы, складываются из очень эффектных приобретений. Моя работа много лет связана с модой, и плюс ко всему я из семьи, которая всегда очень трепетно относилась к красоте, поэтому все, что мне досталось по наследству от бабушек, и все, что я отобрала у мамы и у тети из их коллекций, имеет очень качественный эстетический характер. Гены не позволяли приобретать для себя нечто менее интересное по уровню. Я, как любой нормальный человек, начала в дизайнерских магазинах, а закончила на аукционах, и у меня есть достаточное количество объектов, фотографии которых сделаны знаменитыми фотохудожниками, объектов, которые доказывают, что мода — это не только коммерция, но еще и выгодная инвестиция: сегодня она в магазине, а завтра — уже в музее.
Венецианский кошелек
Эвелина, в процессе подготовки к этому интервью вы просили выложить некоторые из украшений на стол. Скажите, есть ли у вас в коллекции особо любимые объекты?
Да, несомненно есть. (Берет со стола маленький кошелек.) Я, например, все время вожу с собой вот этот венецианский кошелек с мелкой бижу-пластикой. В последнее время мне очень нравятся белые стразы багетного типа, у меня довольно много такого рода приобретений, которые, может быть, в выкладке выглядят не так репрезентативно, как в использовании. (Надевает клипсы.) Вот если их надеваешь, совершенно другая история получается. Видите? Как только эти серьги оказываются на человеке, у них сразу появляется совершенно другой характер. (Берет серьгу-подвеску из страз.) Это украшение периода первой половины 40-х годов я нашла у венецианского антиквара. И нечаянно найденный очень высокий уровень качества натолкнул меня на мысль, что на белые стразы стоит обратить внимание. Что я и делала впоследствии, когда оказывалась на блошиных рынках и в антикварных магазинах, — задолго до пика славы Тома Биннса и Шурук.
Ожерелья со стразами, приобретенные на аукционе Бруклинского музея костюма
Существуют так называемые "blind auctions" — "слепые аукционы", на которых ты покупаешь лот с очень схематичным описанием. Если у тебя там нет представителя, который посылает тебе ММС прямо с аукциона, ты так до конца и не знаешь, что покупаешь. Например, у меня была вот такая история: благодаря рекомендации Саши Васильева я купила несколько слепых лотов на аукционе Бруклинского музея костюма, который закрывался и распродавал свою коллекцию. Когда лот "украшений с цветными и белыми камнями первой половины XX века" ко мне шел, он застрял на французской таможне, потому что чиновнице, которая "растаможивала" этот груз, показалось, что все это не стразы, а бриллианты. Она долго на этом настаивала, в конечном итоге отправила груз обратно в США, где он, собственно говоря, и был приобретен, потом его вновь, уже с дополнительными документами, отправили в Париж, где мы его и получили. Очень долго тянулась эта эпопея, заодно с моими "бриллиантами" задержали Сашину очередную коллекцию старинных платьев. Это его постоянная работа, он все время на аукционах что-то покупает, и, надо отдать должное, часто дарит это мне.
Бакелитовое колье, подарок Александра Васильева
Когда Васильев ездит по блошиным рынкам мира, он всегда помнит обо мне и точно знает, что мне подойдет. У меня в коллекции немало даров Александра Васильева. Вот, например, его последний подарок — это бакелит, я думаю, что это период 60-х годов XX века. (Берет со стола черное бакелитовое колье.) Мне очень нравится эта роза, она напоминает камелию Chanel, но, на самом деле, это явно изделие итальянских создателей бижутерии. Миучча Прада некоторое время назад вдохновлялась вот этими бакелитовыми штуками, они, конечно, всегда очень презентабельно выглядят.
В руках у Эвелины — колье и брошь из коллекции Бруклинского музея костюма
Так вот, в лоте Бруклинского музея костюма нашлось достаточное количество ожерелий со стразами первой половины 40-х годов, среди которых есть одно с маленьким бантиком. В Московском доме фотографии в Мультимедиа музее сейчас висит выставка Уиджи, и если вы туда отправитесь, то увидите, как это выглядит. (Показывает картинку на айфоне.) Обратите внимание на портрет певицы Тилли Шнайдер в баре "У Сэмми" в Боури, Нью-Йорк, 4 декабря 1944 года. На фотографии Уиджи, видите, в чем она? Это тот самый бантик. Такие приятные находки достаточно часто бывают в музеях, галереях, каких-то частных собраниях, ты находишь отражения своей коллекции в истории моды, это всегда приятно.
Слева — колье Maison Martin Margiela
И если ты делаешь правильный выбор в текущей коллекции дома моды, через некоторое время ты пожинаешь законные плоды своей прозорливости. Вот, скажем, это мое страшно любимое колье. Моя фотография в нем — а это 2005 год — и в очках Alain Mikli, которые по форме очень характеризуют эту эпоху, до сих пор ходит по сети. Забавно: те люди, которые меня недолюбливают, говорят: вот, мол, как она ретуширует свои фотографии. А этой фотографии 7 лет, это можно заметить по колье — если кто-то претендует на то, что он хоть как-то разбирается в моде, он просто обязан это понять по украшению. Это классика дома Maison Martin Margiela, он выпустил в тот момент два пластрона со стразами. Но за счет того, что это стразы Swarovski, большой был и тяжелый, и дорогой, поэтому я остановилась на маленьком варианте колье и на аналогичной брошке. Мне страшно они понравились, это было, наверное, первое стразовое изделие в моей коллекции, да и вообще в жизни. Я никогда не носила яркие белые стразы. Сейчас в коллекции Martin Margiela для H&M этот объект повторен, то есть он признан культовым, знаковым объектом дома. Отсюда вывод. Каждый раз, когда тебе что-то очень нравится, не отказывай себе в удовольствии, потому что впоследствии это будет выгодной инвестицией.
Эвелина Хромченко демонстрирует колье Maison Martin Margiela
Часто в моей коллекции появляются вещи примерно тем же способом, что я описала в ситуации с Александром Васильевым, — мне их дарят. Ну вот, например, этот бант — hand-made-прототип, который мне подарил Альбер Эльбаз во время своего визита в Москву. Он презентовал здесь бутик, и ему захотелось посмотреть человеческую Москву — магазины, в которые обычные люди ходят, какие-то художественные кластеры, которые они посещают в свободное время, улицы. Ему хотелось просто посмотреть, как выглядит город, и я была его личным экскурсоводом. На него произвели впечатление галерея "Роза Азора", где мы купили винтажные елочные игрушки для его друга Алекса Ку — он собирает рождественскую антикварку, — а также посещение того места на Болотной площади, где к лапкам голубей привязывают ленточки молодожены. И вот он, конечно, с интересом посмотрел на платья невест, был страшно впечатлен. Был очень хороший солнечный, сухой и прохладный день, мы замечательно провели время, и Альбер достал из кармана этот бант и подарил мне его. Очень трогательно — ему как раз эту бабочку прислали на утверждение, он, наверное, вертел ее в самолете, думал, как он ее будет запускать, а в итоге она стала моей. Она просто ко мне приросла: я часто веду в этой бабочке лекции. Я люблю очень строгие, "сухие" костюмы, которые надо чем-то "взлохматить", развеселить. А эта штучка, во-первых, дает очень красивый блик на лицо, а во-вторых, она иронична, как и любые украшения Альбера. И она рукотворная, кутюр абсолютный, это чувствуется, это видно, я это ощущаю. Видите, она на простой резиночке, то есть в производство еще не внедрена. У меня много украшений от Lanvin в коллекции, но не глобальных, больших колье, которых довольно много, а того, что впоследствии, точно так же, как объект от Martin Margiela, будет легко узнать. (Распутывает узел на объемной цепи.) Это одна из самых необычных цепей, которые я находила, я ношу ее, сложив вдвое — я же маленькая, и вот так получается: и короче, и значительно более густо.
Бабочка Lanvin, подарок Альбера Эльбаза
Эвелина, с чего началась ваша винтажная коллекция?
С этих двух объектов, которые я в 1998 году нашла на парижском блошином рынке. (Показывает две брошки, на одной из них изображен военный, другая сделана в форме цветка.) Этот военный показался мне очень похожим на моего товарища Андрея Разбаша, и я его носила как изображение Андрея, что в компании у нас всегда встречалось с большим энтузиазмом. Эти две брошки всегда носились вдвоем. До этого я ничего винтажного особенно не покупала, только наследовала, а вот с этого момента начала обращать внимание на то, что винтажные украшения тоже могут быть интересными. Теперь неплохо знаю, где ими можно поживиться.
Слева — колье Lanvin, справа — брошки; первые винтажные украшения, приобретенные Эвелиной
И снова отмечу подарки. Ну вот, скажем: поскольку люди знают, что это всегда очень желанный подарок для меня, они, естественно, не забывают обо мне, когда сами охотятся на блошиных рынках. Вот этот комплект от Yves Saint Laurent мне подарила моя заместительница Ольга Спирина. Сами понимаете, это начало 80-х, по картинкам коллекции сезон можно восстановить. Это — наш следующий этап после сообщения о существовании коллекции; он заключается в том, что мы связываемся с домами моды, дабы восстановить сезонность всех подписных вещей. У меня нет ни малейшего сомнения в том, что я получу нужную информацию в самом обозримом будущем — она необходима для каталога большой выставки. (Обращаясь к своим помощницам.) Дайте мне, пожалуйста, шарик от Сони Рикель и золотые цепочки, на которых он висел. А также сережки, вот те круглые, объемные, они в белом пакете с красным логотипом… Помимо пластрона от Maison Martin Margiela у меня есть самые разные объекты, которые дизайнеры создавали для своих текущих коллекций и которые впоследствии стали чем-то очень узнаваемым. Вот, например, две броши, которые создавали Антонио Маррас для Kenzo и Кристиан Лакруа для Christian Lacroix, то есть обе — уже раритет. А эта брошь — из коллекции Miu Miu, которая несколько лет назад демонстрировала склонность к геральдике, столь актуальной нынешней зимой.
Брошь Miu Miu и серьги (предположительно Yves Saint Laurent)
Можно ли найти стоящие объекты у российских дизайнеров?
Я с большим трепетом отношусь к молодым российским дизайнерам и их изделиям. Вот колье — подарок Юли Харитоновой из Queensbee, я, кстати, очень люблю этот молодой ювелирный бренд, считаю Юлю и ее партнера Наташу Мерш очень талантливыми. Вот две броши — Sasha & Pasha, дизайнеры, которые делают очень забавную, эклектичную и современную бижутерию, очень хотела приобрести пластрон от них в питерском арт-пространстве "Тайга", но он был здоровый, прямо вот такой! (Показывает размер около 30x20 см.) Был бы поменьше — мне очень нравится его бензиновая поверхность, красиво, — я бы его с удовольствием приобрела. Может быть, повезет попозже.
Эвелина, а что на вас сейчас за колье?
Это русский бренд Rainbow Seekers, я их нашла в интернете в первый сезон их существования. Немедленно заказала эти колье для программы, вчерашние студентки просто не верили, что так бывает. И вот сейчас Rainbow Seekers просто уже везде. Они буквально за два сезона сделали свою маленькую личную революцию. Я рада, что являюсь ее причиной. Ну и естественно, раз я причина, значит, у меня самый главный эталон. У меня несколько колье Rainbow Seekers, но это — "Пегас" — самое эффектное. Мне, кстати, дизайнеры стали сами присылать украшения, без какой-то просьбы с моей стороны, вот, например, Рина и Юля Лейнов прислали из Америки, связавшись предварительно со мной через Facebook. Посылка долго шла, потому что один раз на таможне обрезали нить почему-то у этого колье, Рина и Юля починили его, потом через дизайнера Вона Вонни отправили мне, и вот оно наконец у нас здесь, в студии "Останкино". Там же, на Facebook, я познакомилась с прекрасным брендом Inga Kazumyan — эта создательница украшений ручной работы живет в Милане. В ближайшую свою поездку в Милан непременно с ней познакомлюсь.
Колье, которые Эвелине прислали Рина и Юля Лейнов
Есть ли интересные истории, с которыми вам довелось столкнуться?
Да, конечно. У каждой из этих вещей есть история, благодаря которой очень многие марки в принципе получили жизнь. Вот, например, бренд, Flower me, я увидела их цветы в виде двух брошек для волос в своей парикмахерской Aldo Coppola. Нашла этих людей, это оказались мама с дочкой, которые занимались созданием искусственных цветов. Качество было очень хорошее, я знаю, как этого сложно достичь. Я их рекомендовала на Mercedes-Benz Fashion Week Russia, они получили стенд, и у них там был шоу-рум. И случилась революция! Теперь у них красивая упаковка, их снимают в журналах, и их изделия через некоторое время станут культовыми, я в этом уверена. На последней MBFW-Russia они выступили в тандеме с Татьяной Парфеновой, создав по заказу Татьяны коллекцию украшений для головы. Или вещи Ольги Шиховой. Я совершенно не сомневаюсь в том, что весь модный интернет и все журналы будут вскоре переполнены изделиями этой талантливой девушки из Екатеринбурга. Кружева ярких расцветок, уснащенные шипами и стразами, у Ольги Шиховой — вторая сильная тема, первое ее произведение — это, конечно, декоративные воротнички. Самое большое белое кружевное ожерелье теперь принадлежит Надежде Бабкиной. Мне достались анилиновые цвета. Здесь я скомплектовала оранжевые кружева от Шиховой с колье еще одного моего найденыша — Евгении Линович. Женя Линович просто любила делать вещи руками. Когда я это обнаружила, ее основным бизнесом был такой огромный ангар, где она продавала изделия народных промыслов. На основе элементов этих народных промыслов она и стала делать собственную коллекцию. Это ее хобби разрасталось, и через некоторое время я поняла, что нужно человеку давать уже стенд на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Она теперь регулярный участник недели, вот одна из вещей ее коллекции. Вот колье от Georgy Rushev — молодого дизайнера из Екатеринбурга, который в нынешнем сезоне на Mercedes-Benz Fashion Week выступил в сотрудничестве с домом Bessarion, сделав для марки красивые пластроны. И моя последняя находка — редактор ювелирных украшений журналов Tatler и Glamour Ольга Прокопова стала делать свою линию украшений Volha, и это выглядит очень фотогенично. Скоро все будут в очереди стоять за ее изделиями. Летом следите за украшениями от Марии Голубевой — яркого дебюта последней MBFW-Russia. Очень рекомендую обратить внимание на объекты русских дизайнеров!
Колье Ольги Прокоповой (Volha Jewelry)
Вы сказали, что в коллекции есть семейные вещи. Расскажите, пожалуйста, о какой-нибудь из них.
Ну, здесь мы с вами никогда не закончим. Потому что у каждой вещички есть своя длинная история, иногда даже драма. Брошку в виде пуделя мне купила мама, когда я училась классе в 4-м. Потом этот пудель вновь появился в нашей жизни, но уже в живом воплощении: у мамы была собачка Глаша, которая сначала была моя, а потом мама ее приватизировала и уже больше с ней не расставалась. Когда Глаша перестала быть с нами, я хотела купить маме нового щенка, но она категорически отказалась, потому что больше уже не может быть другого такого существа. (Показывает брошку в виде пуделя.) Глаша была немного по-другому пострижена, но это то ружье, которое у нас в первом акте висело на стене, а в последнем выстрелило прямо в сердце. Собаки уже нет, а брошка осталась. Я помню, на каком свитере я носила ее в детстве — на темно-синем, плотно связанном из не слишком мохнатого жестковатого мохера… Мне тогда впервые отрезали косу.
Брошь Sonia Rykel на золотых цепях и серьги Sasha & Pasha
(Девушки-ассистентки приносят Эвелине брошь Sonia Rykel в виде золотого шара на толстой тройной цепи). Этот объект я приобрела в парижском Пале-Рояль, там есть галерея винтажа, очень известная в последнее время... Когда ты лазаешь по блошиным рынкам, у тебя серьезная задача: тебе нужно в море ерунды что-то выхватить. Чем хорош винтажный бутик: это то, что уже выхватили, тебе нужно делать выбор среди меньшего предложения. Это одно из моих любимых приобретений, сделанное в первый сезон работы галереи Габриэль. В тот момент она заманивала нетуристическими ценами. Сейчас ее прайс-лист превратился в космос, и я туда хожу просто посмотреть, потому что и сама прекрасно умею "плавать" по блошиным рынкам, но мне приятно видеть хорошо сделанную работу — у нее прекрасный отбор. Оно мне страшно нравилось, я его очень часто носила одно время. Это на самом брошь Sonia Rykel в виде булавки с шариком, 70-е, которую сама тетя-антиквар надела на такую тройную цепочку — очень модное решение. Сейчас золото чуть поблекло, потому что хранится неправильно, долгое время эта коллекция была практически свалена в кучу.
Колье Prada и винтажные броши
Благодаря Вике Шамис, которая мне предложила это сотрудничество, я свои завалы разобрала, превратила в коллекцию, сделала каталог, так что я ей благодарна от всей души, поскольку я теперь хоть знаю, сколько у меня единиц хранения, понимаю, как я их буду описывать, знаю, что я с ними буду делать.
А что, кстати?
Вот книгу сейчас готовлю. Ведь за каждой вещью в коллекции обычно стоит какая-то история. Иногда я покупаю не для того, чтобы носить, а для того, чтобы иметь. Вот одновременно с этим шаром от Рикель я приобрела эти сережки, они не маркированные, но я уверена в том, что это YSL, посмотрите. Но я не могу их носить, они слишком крупные для меня. Мне просто нравится, что они у меня есть. И в этом смысл коллекционирования, он приходит позднее. Когда ты приобретаешь просто потому, что это красиво, и ничего другого не надо себе объяснять. Передо мной все время стоит проблема того, как же это хранить. Сейчас мы это каталогизировали, ситуация стала значительно более легкой и приятной.
Жемчужный ошейник Dior, подарок от Лидии Александровой, 1998 год
Что нужно человеку для того, чтобы собрать коллекцию, которая смогла бы заинтересовать людей?
Это очень хороший вопрос. Для того чтобы быть интересной, коллекция должна быть очень персонифицированной, она должна демонстрировать твой личный выбор, личный вкус, твой эстетический взгляд. Она должна очень характеризовать тебя, она должна быть твоим портретом. За счет того, что через некоторое время какие-то объекты изымаются из коллекции, она рафинируется, то есть начинает походить на тебя и становится твоим отражением. Такие коллекции особенно ценны. Мало того что я могу рассказать о каждой вещи массу историй, я помню в своей коллекции каждую вещь. Стилисты, которые работают со мной, с удивлением на меня смотрят, когда я говорю: "А вот здесь нет такого колье, которое выглядит вот так, оно лежало там, я его покупала в таком-то году". У меня вся эта информация в голове. Если вдруг я чего-то не вижу, сразу это понимаю. Например, сейчас я размышляю о том, где эталон серебряного браслета Стивена Вебстера для его коллаборации с Guess, которая так и не была запущена — дальше эталонов дело не пошло, и один из них мой. Вот он где? Лежит ведь где-то… Ищу. Память как у слона — это еще одно качество коллекционера.
Владелица бутика Victoria's Vintage Виктория Шамис приехала в студию "Останкино", чтобы выбрать украшения, которые будут представлены на выставке в ее бутике
По центру: серьги Yves Saint Laurent (подарок Ольги Спириной) и искусственный цветок Flower Me
Кружевное колье Olya Shikhova и колье из цепочек Masterpeace by Evgenia Linovitch
Ожерелье Volha Jewelry
Колье Masterpeace by Evgenia Linovitch
Колье от Георгия Рушева
Интервью: Катя Ухлинова
Фото: Марина Крылова
20.11.12, 10:15