Ограниченная своей утилитарной составляющей, шляпа для знаменитого лондонского дизайнера Филипа Трейси никогда не являлась поводом ограничивать собственную фантазию и юмор. В его последней коллекции сезона весна-лето 2013 были и шляпки, напоминающие хвосты фантастических птиц, шляпа из клеенчатой ткани в виде символического для поп-культуры "смайлика", шляпка с белой "конструкцией" из ткани, напоминающая изображение привидения, шляпка, украшенная знаменитой серебристой перчаткой Майкла Джексона. Эта последняя коллекция знаменитого дизайнера стала не только, по его собственным словам, одной из самых успешных за его карьеру. Именно в ее рамках Трейси представил публике впервые созданный им гребень-заколку — часть арт-проекта Baileys by Philip Treacy London Limited Edition Design.
Компания-владелец знаменитого ирландского ликера не случайно доверила знаменитому ирландцу Трейси разработку нового "имиджа" легендарного напитка. Эксклюзивный дизайн роскошной лимитированной серии бутылок — это попытка поднять его эстетические достоинства на новую высоту. Но не пытайтесь угадать, откуда Трейси позаимствовал этот фантасмагорический многоцветный мотив. "Расшифровать" образы, используемые дизайнером, — задача, посильная лишь ему самому.
Вы приехали в Москву, чтобы представить созданный вами дизайн бутылки для ликера Baileys и эксклюзивный декоративный гребень, вдохновленный напитком. Что было для вас самым сложным и интересным в работе над этими проектом?
Я сам ирландец, так что я очень хорошо представляю себе, что такое Baileys. Рекламные кампании этого напитка всегда выглядели очень традиционно, как и его дизайн. Мне же хотелось предложить нечто совершенно новое, взглянуть по-другому на этот хорошо всем известный продукт.
Что за мотив вы использовали?
Это просто что-то экзотическое — в общем понимании этого слова.
Вам это удалось — кому-то этот орнамент покажется индийским, кому-то русским — он напоминает хвост Жар-птицы. В нем можно увидеть и что-то из персидского фольклора. В общем, каждый может разглядеть в нем то, что хочет.
В этом и состояла моя цель — придумать образ, который можно интерпретировать по-разному. Я старался придать ему определенное сходство с орнаментами ар-деко — я очень люблю декоративное искусство этого периода. С другой стороны, в нем можно увидеть и перья из костюмов танцовщиц Фоли — Берже, или даже цветы. Еще я хотел, чтобы этот орнамент завораживал, чтобы его хотелось рассматривать снова и снова. И конечно, я попытался использовать в нем много цветов — эти перламутровые оттенки получены благодаря новым техникам цветопечатания на разных материалах.
Хотелось бы поговорить о вашем творчестве в целом. Дизайнер шляп — очень редкая "профессия", и большинство из нас просто не представляют себе, как вы работаете. Понятно, как создается коллекция одежды — она начинается с эскизов. А с чего начинается шляпа?
Тут нет какой-то системы. Шляпа может начаться с какого-то материала, который я увидел и с которым мне захотелось поработать. А может — с попытки пошутить над чем-то и отобразить это в виде смешной шляпы. Непосредственная работа над шляпой начинается с образца, который я первоначально изготавливаю из картона, а затем из дерева.
Вы "тестируете" шляпу, прежде чем прийти к окончательному ее варианту?
Разумеется. Если она делается для конкретного человека, он примеряет ее несколько раз.
Интересно, сколько времени требуется на создание одной шляпы, от возникновения первоначального замысла до его воплощения в конкретных материалах?
Каждый раз по-разному — это могут быть три часа, а могут быть и три месяца. Но обычно образец шляпы возникает достаточно быстро — я уже очень хорошо представляю себе то, чем занимаюсь.
Часто ли вам случалось ошибаться с первоначальной идеей, когда в процессе работы вы приходили к мнению, что она не подходит для шляпы?
Ни разу. Я очень хорошо "чувствую", что необходимо для того, чтобы сделать шляпу.
А в чем состоит это "шестое чувство"? Шляпа ведь очень странный, необычный предмет?
Главное, чем надо обладать для того, чтобы создавать шляпы, — это очень развитая фантазия. Ведь тебе приходится делать ее буквально из ничего. Еще нужно хорошо чувствовать фактуру и структуру различных материалов. Обладать чутьем на пропорции и объемы. И наконец, чтобы создавать шляпы, надо не бояться сметь — сметь создавать из чего-то обычного нечто неординарное.
Когда вы создаете шляпу для конкретного человека, вы допускаете его к процессу ее рождения? Или вы диктатор, который навязывает клиенту свое мнение?
Я никогда ничего не навязываю, я советую. Другое дело, что подавляющее большинство людей, заказывая шляпу, сами плохо представляют себе, что именно они хотят и что бы могло им подойти. Поэтому они доверяются мне и моему чутью и опыту. Как я уже сказал, люди, как правило, нуждаются в помощи, когда они выбирают или когда они заказывают шляпу. То, что они обычно просят, им самим бы ни за что не понравилось. Мало кто может придумать сам себе удачный головной убор.
Что же определяет хорошую шляпу?
Комбинация многих составляющих, а также наличие "контакта" между шляпой и тем, кто ее носит. Кстати, это совершенное заблуждение — считать, что носить шляпу могут только уверенные в себе люди. Каждый человек может носить шляпу, вопрос в том, какая это будет шляпа.
Что бы вы сказали людям — а таких много, которые не решаются носить головной убор?
Они даже не представляют себе, что теряют! Только попробовав, можно понять, что это такое — носить шляпу. Но если попытаться вкратце сказать об этом, шляпа — это праздник, который всегда с вами. А еще это возможность увеличить количество общения в своей жизни. Ведь шляпа — это всегда реакция людей на шляпу. Кому-то она нравится, кому-то нет, кто-то ее обсудит, кто-то скажет что-то о ней. Надев шляпу, вы становитесь интересным. И еще — мода сегодня как никогда стремится к тому, чтобы подчеркнуть индивидуальность. А что может быть более ярким выражением индивидуальности, чем шляпа? В этом смысле сейчас настали неплохие времена для шляп. Я не могу не радоваться этому.
Коротко говоря, в чем главное отличие человека в шляпе от человека без нее?
Человек в шляпе — это всегда кто-то особенный. Это юмор, это шутка, и это послание.
Тем не менее сегодня люди намного реже носят шляпы, чем в прошлом. Раньше шляпа была просто необходимым аксессуаром, без которого нельзя было выйти из дома. А что она символизирует в наше время?
Действительно, раньше шляпа была способом подчеркнуть свою принадлежность к чему-то. Сегодня же — это способ выделиться и показать как раз свою индивидуальность. Последние десятилетия головной убор используется для того, чтобы высказать определенное мнение, объявить о себе. Панки носили шляпы. В общем, из явления общественного шляпа стала делом личным. Сегодня молодежь намного более раскрепощена, чем раньше, — многие молодые люди вновь стали интересоваться шляпами и охотно носят их.
Несмотря на это, дизайнеров, создающих шляпы, было и остается очень немного. Их можно по пальцам пересчитать. Почему, по-вашему, это происходит?
Ответ прост: шляпа слишком сложный объект для дизайнера. Сложно все — придумать идею, воплотить ее технически, сделать так, чтобы все это смотрелось красиво на человеке. Шляпу ведь мы носим на голове, она находится рядом с лицом. Тут каждая мелочь имеет значение. Не побоюсь показаться нескромным, создавать шляпы — это дар, этому нельзя научиться. Помимо всего прочего, нужно постоянно придумывать что-то новое. В дизайне шляп оригинальность важна в высшей степени, так как ты всегда имеешь дело с уникальным предметом и очень часто работаешь, имея в виду конкретного человека.
И чего люди ждут от дизайнера шляп?
Хороший вопрос. Чуда. Они всегда ждут чуда. Обычно им кажется, что тот, кто создает шляпы, способен на многое. Если человек заказывает шляпу — он обязательно ждет чего-то уникального, особенного. Задумайтесь над этим.
Существует какой-то быстрый и легкий способ каждому из нас понять, подходит ли ему данная шляпа?
Я, конечно, могу быстро это определить. Но вообще, знакомство со шляпой требует времени и терпения. Поэтому я не устаю советовать людям мерить вновь и вновь шляпу, которая им понравилась, дать ей время показать себя. Вообще, если говорить о процессе выбора, то покупка шляпы — самый сложный процесс. Поскольку он наиболее субъективен. Очень часто человек выбирает данную шляпу и сам не может объяснить, почему именно она ему понравилась. Это, в каком-то смысле, волшебство, тайна.
Наверняка из огромного количества шляп, которые вы создали за вашу карьеру, есть одна особенно любимая?
Я никогда не считал шляпы, которые я сделал, но, конечно, их тысячи. Одна из моих любимых шляп была похожа на парусник. Это один из самых поэтичных образов, который мне удалось создать. Человек в шляпе — он сам как парусник: он свободен, он плывет вперед. Интересно, что разные вариации этой шляпы помогли многим моим до этого незамужним клиенткам быстро выйти замуж. Как знать — может быть, именно благодаря шляпам.
Шляпа — верный способ найти мужа?
Однозначно. Ведь мужчина всегда обратит внимание на женщину в необычной шляпе. Кстати, здесь, в Москве, мне представили одну девушку, которая сказала мне, что она познакомилась со своим будущим мужем, когда он был в моей шляпе. Она была уверена, что если бы на нем не было шляпы, она бы им вообще не заинтересовалась. Шляпа стала поводом для их знакомства и темой их первого разговора. Так что видите: "система" работает и с мужчинами!
Кто из знаменитостей прошлого или настоящего обладал талантом выбирать и носить шляпы?
Фред Астер — он не расставался с ними.
Вы много путешествуете. В какой стране вы видите больше всего людей с красивыми и интересными шляпами?
В Англии, как ни странно. Но я хотел бы кое-что добавить. Принято говорить — "люди сегодня так редко носят шляпы". Но так ли это на самом деле? Шляпы, может быть, действительно носятся реже. Но в любой стране вы увидите огромное количество людей в различных головных уборах. Полицейские носят головные уборы, рэперы носят головные уборы, военные носят головные уборы. Просто люди в целом разучились видеть то, что их окружает. Шляп, шапочек, кепок вокруг много как никогда. Изучая их, можно многое узнать о культуре, о стране, о каждом человеке отдельно. В каждой стране, на самом деле, существует богатая традиция, связанная с теми или иными головными уборами.
Есть ли какая-то шляпа, которую вы бы никогда не сделали?
Нет, конечно, я слишком люблю шляпы, чтобы отказаться воплотить в них какую-то идею. Даже самую сумасшедшую.
Что бы вы хотели попробовать использовать в создании шляп?
Спрей для ткани. Мне это пока не удалось, но, надеюсь, все впереди. Просто я максималист и не позволяю себе чего-то, если я не могу достичь в этом совершенства.
Один дизайнер обуви говорил мне, что когда он встречает нового человека, то первым делом обращает внимание на его обувь. Вы "встречаете" людей по их головным уборам?
Нет, однозначно нет. Я не анализирую, не критикую, не определяю. И находясь на улице, я не размышляю: "А какая шляпа подошла бы этому человеку, или этому?" Нельзя постоянно "вариться" в этом процессе. Тем более у меня нет никаких причин волноваться — есть еще много шляп, которые я не создал, но могу создать.
Сколько у вас шляп?
Пять. Одна для скачек, одна для дождя, одна теплая, один котелок, сделанный в 1920-х годах, одна шляпа, похожая на маску, для вечеринок.
Сколько шляп нужно человеку для счастья?
Достаточно одной, если она действительно стоящая.
Philip Treacy s/s 2013
Интервью: Илектра Канестри
13.12.12, 15:30