Наших соотечественников без труда можно найти по всему земному шару, и если вы уверены, что это будут сплошь программисты, гейм-дизайнеры или нейл-мастера, то вы ошибаетесь. В далекой Индии BURO. обнаружило россиянку Ирину Усову, которая успешно работает в Дели модным фотографом. Мы поговорили с Ирой о том, как освоиться в Индии без хинди, о работе с болливудскими звездами и индийском фэшн-сообществе.
Фотограф
Стилист Shaurya Athley (Шаурья Этли),
Визажист Anu Kaushik (Ану Каушик),
Модель Madhulika Sharma Мадхулика Шарма),
одежда Tarun Tahiliani, украшения Hazoorilal Legacy
Я приехала в Индию в 1995 году с родителями. Мы жили в Ченнаи (город на юге Индии. — Прим. BURO.), там я закончила школу при российском консульстве, начала учить тамильский язык. Через три года папин контракт закончился, а мне совсем не хотелось в Москву. Тогда я уже знала, что буду работать в моде. В Москве я поступила в Гуманитарно-прикладной институт при Московском энергетическом институте на новый факультет дизайна одежды. После выпуска я некоторое время работала у Андрея Шарова, а потом устроилась в Podium Fashion Group.
Я создавала коллекции для мужских streetwear-брендов Ugly Duck и Infected Mushrooms. Все вещи отшивались в Китае, и я почти каждый месяц летала в Гонконг общаться с производителями, контролировать дизайн и качество. Позже с моей подачи одежду решили отшивать в Индии, поскольку здесь очень мощная текстильная промышленность, отличный хлопок.
На самом деле все эти годы я ждала возможности вернуться в Индию, и в 2007 году момент настал: я собрала чемодан и даже написала заявление. Но Podium предложил мне работать удаленно, производство теперь было под боком, все казалось логичным. Так я оказалась в Дели.
В 2008-м грянул кризис, и вскоре от производства в Индии Podium решила отказаться, а меня сократили. Еще год я сидела без работы: иногда брала заказы для разных брендов по контролю качества на производстве, но долго так продолжаться не могло. Уже тогда у меня была неплохая камера, я снимала для себя. Моя подруга-модель порекомендовала меня одному известному индийскому фотографу, который много снимал для глянца и как раз искал ассистента.
В России девушке не так просто стать ассистентом фотографа: предпочтение чаще отдают парням. В Индии же все по-другому. Таскать технику и выставлять свет — работа осветителей, а я объясняла, каким должен быть результат. С тем, что я девушка или иностранка, тоже проблем не возникло. Хинди я выучила со временем, правда, только на том уровне, чтобы уметь объясниться на съемках. Все мои друзья говорят по-английски.
Фотограф, которому я ассистировала, рекомендовал меня клиентам и отдавал более бюджетные проекты, за которые не брался сам. Кажется, моя первая большая съемка была для Marie Claire — и сразу довольно большой бьюти-проект. Эта работа потом получила приз зрительских симпатий на французской премии Px3 Paris.
Стилисты Moumita Sarkar (Момита Саркар)
и Parvati Mangal (Парвати Мангал),
Визажист Razino Terhuja (Разино Терхуджа),
Модель Laura Monsalve (Лаура Монсальвэ),
платье Bodies, туфли Clarks, кольцо Studio Metallurgy
Стилисты Moumita Sarkar (Момита Саркар)
и Parvati Mangal (Парвати Мангал),
Визажист Razino Terhuja (Разино Терхуджа),
Модель Laura Monsalve (Лаура Монсальвэ),
жилет Akaaro, платье The Summer House, браслеты Minerali
Когда я снимаю для международных журналов, например Harper’s Bazaar и Cosmopolitan, то, конечно, ориентируюсь на западный стиль. С заказами для индийских брендов своя история: с ними все наладилось после съемки для местного журнала Brides. В Индии много таких изданий, потому что на долю свадебных нарядов приходится большая часть фэшн-рынка. Но снимать традиционную одежду скучно: вещи однотипные, а из-за тяжелых тканей и вышивки, одновременно очень дорогой и очень хрупкой, модели чувствуют себя скованно, толком не могут двигаться. Я рада, что появляются молодые ребята, отучившиеся в Лондоне или Нью-Йорке, например Gaurav Gupta, Shivan and Narresh, Bodice. Их коллекции интересно снимать.
Кстати, в Индии особенный свет, очень мягкий, рассеянный, можно снимать целый день. В этом важное отличие от работы в Европе, где солнце жесткое, невозможно раскрыть глаза, тени слишком контрастные и для съемки подходят только определенные часы.
Я всегда первым делом звоню стилисту Риши Радж (Rishi Raj) и визажисту Ирам Казми (Iram Kazmi). Мы отлично понимаем друг друга, последнее, что снимали вместе, — это лукбук для марки украшений Kasmia Jewellery. А в съемках для глянца, как правило, работаешь с теми, кого выбирает редакция, по уже готовому мудборду.
Мне нравится, как снимает Тарун Хивал, и то, что делал Прабудха Дасгупта (к сожалению, он скончался). Хивал более 20 лет в индустрии, у него очень интересный стиль. Он начинал на самой заре коммерческой фотографии и глянца в Индии и рос вместе с ней.
Стилист Rishi Raj (Риши Радж),
Арт директор Bijay Thapa (Биджэй Тапа),
Визажист Shaan Khan (Шан Кхан),
Модель Mel di Melo
Было смешно, когда в нулевые местные стилисты пытались адаптировать европейскую моду к индийским фильмам: все эти короткие юбки и прочее. Кажется, они сами не очень понимали, как и зачем это делать.
Я снимала Манишу Коиралу, Саифа Али Хана и даже Хему Малини — она играла в «Зите и Гите», живая легенда. Все эти люди очень профессиональны и отлично держатся на площадке, с ними легко работать. Может, дело в том, что я их не боялась, поэтому все было просто, а может, сказалось то, что я иностранка.
Стилист Rishi Raj (Риши Радж),
Арт директор Bijay Thapa (Биджэй Тапа),
Визажист Shaan Khan (Шан Кхан),
Модель Tenzin Chemi (Тензин Чеми)
В индийской моде и глянце очень мало экспатов. Есть много моделей из России и Украины, но иностранных визажистов встречаю редко. Вообще, здесь нет нужды в чужих специалистах, в Индии полно всех — фотографов, стилистов, кого хочешь. Поэтому сложно держать высокую цену. И без рекомендаций никуда не устроишься.
Модное сообщество в Индии социально активно. Так, еще до отмены уголовного наказания за гомосексуальные связи в 2018 году в глянце выходили публикации о самых стильных гей-парах. А сейчас все высказываются против новых антиисламских инициатив правительства. Индийцы не молчат, если им что-то не нравится, они пишут посты, выходят на митинги, поддерживают тех, кому это необходимо. Это здорово! К слову о гомосексуальности и квир-повестке: в индийской культуре есть такое явление, как хиджра — каста, в которую входят представители «третьего пола», например трансгендеры, интерсекс-люди, гомосексуалы и так далее. Даже в официальных анкетах в графе «пол» ты можешь выбрать одно из трех — «мужчина», «женщина» или «третий пол».
Стилист и продюсер Amandeep Kaur (Амандип Коур),
Визажист Iram Kazmi (Ирам Казми),
Модель Rachel Bayros (Рэйчел Байрос),
Топ и Юбка-брюки TANIEYA KHANUJA (Танея Кхануджа),
Ботинки Jimmy Choo,
Сумка и очки Kate Spade New York,
Место съемки Raj Mahal palace Jaipur (Радж Махал Пэлэм в Джайпуре)
Однажды мы снимали около Пуны отель Hilton Shillim для Travel and Leisure. другой классный проект был для Cosmopolitan во дворце Raj Mahal Palace в Раджастане, где всегда останавливались во время визита в Индию принцесса Диана и британская королева. Классно, что моя работа позволяет бывать в местах, куда обычным людям не попасть.
Я бы хотела сделать большую съемку в Ле среди космических пейзажей (высокогорный регион в Индийских Гималаях. — Прим. BURO.). Именно в Ле я поняла, что стану фотографом. Сидела у озера Пангонг — и тут снизошло озарение.
Принт умирает: за последний год закрылись три журнала, для которых я снимала. Но сайты растут — и я всегда могу работать в рекламе или создавать контент для дизайнеров. Хорошие съемки всегда нужны, для того же инстаграма. Может быть, начну снимать видео. Я уже кое-что делаю в этой области, но еще многому нужно учиться.