Вчера Жозе Невеш, запустивший Farfetch в 2008 году, покинул пост генерального директора компании. По такому случаю вспоминаем интервью с основателем
Португальского айтишника, построившего миллиардный бизнес, GQ назвал «Стивом Джобсом от мира моды» — и неспроста: на момент 2017 года Farfetch уже сотрудничает с более чем 350 брендами в 26 странах. Поговорили с Жозе сразу после того, как в прессу попала новость о партнерстве компании с азиатским гигантом JD.com.
С чего началась ваша карьера в моде?
Первое знакомство с модным бизнесом состоялось в 1994 году; я был еще студентом, изучавшим экономику. Именно тогда я основал первый стартап Grey Matter. Эта компания занималась разработкой софта для португальского модного бизнеса. В 1996 году я начал придумывать собственные модели обуви и запустил марку Swear, а позже переехал в Лондон, где и открыл b-Store в 2001 году. Теперь эти два бренда представляют собой единое целое — оптовую компанию SIX London, которая занимается лицензированием и продажами, а попутно управляет Swear и b-Store, а также множеством других брендов.
По-своему Browns уже входили в нашу партнерскую сеть. Решение о покупке пришло в процессе работы над долговременным планом по созданию «магазинов будущего» — неким общим набором технологических инноваций, которые должны служить связующим звеном между онлайн-миром и люксовыми бутиками, а также стать частью общей стратегии роста Farfetch. По моему замыслу, Browns запустят «магазины будущего» первыми — к концу 2017 года; вместе с ними это сделает флагманский бутик Thom Browne в Нью-Йорке.
Каким образом управляете Farfetch? Что представляет собой ваша собственная бизнес-философия?
Любая компания хороша ровно настолько, насколько хороши люди, которые в ней работают. Моя философия в том, чтобы окружать себя мечтателями, идейными людьми, работниками из разных стран и культур. У каждого должен быть свой голос, а работа начальника — прислушиваться к этим голосам.
Организация во всех ее проявлениях — от инвесторов, совета директоров, менеджеров и вплоть до тех, кто работает с потребителем, — должна полностью основываться на культуре и ценностях компании. Сами эти ценности, в свою очередь, должны отражать общий курс компании — работникам важно это понимать и стремиться к этим ценностям.
На что похожа структура компании на сегодняшний день?
— На данный момент Farfetch Group состоит из Farfetch.com — онлайн-платформы для дорогой одежды; Farfetch Black & White — службы, предоставляющей услуги и консультации в сфере онлайн-коммерции; и, наконец, «магазинов будущего» — комплекта технических решений, соединяющего реальный мир и онлайн-мир.
Расскажите о ваших бизнес-правилах. Каких законов придерживаетесь в индустрии онлайн-коммерции?
Как управляющий бизнесом, связанным одновременно с модой и технологиями, прекрасно понимаю, что необходимо стараться участвовать во всех процессах и смотреть на свое дело со множества сторон. Я всегда говорю команде, что наша бизнес-модель уникальна и растет очень быстро, но через пять лет мы можем резко устареть, как и любой бизнес такого масштаба.
Поэтому мое правило — никогда не ограничиваться настоящим. Мне всегда интересно смотреть на пять-десять лет вперед и оценивать, как будем расти и развиваться вместе с окружающим миром. А перемены эти грядут, нравится нам это или нет; я никогда еще не видел, чтобы технологический бизнес не менялся в течение пяти лет и при этом процветал.
Какие личные качества помогли вам достигнуть той вершины, на которой находитесь сегодня?
Farfetch оказался органичным слиянием моды и технологий, для успеха моего бизнеса имели значение обе эти стороны. Опыт работы в модных и технологических компаниях сделал меня тем, кто я есть сегодня. Согласитесь, найти человека, который одинаково хорошо разбирался бы в таких разных областях, очень непросто.
Вы сами заняли осторожную позицию по отношению к своему медиаприсутствию. Что думаете о популярности модных инфлюенсеров, работающих с крупными компаниями в индустрии?
Мы обнаружили, что для миллениалов онлайн-общение со своими сверстниками является ключевым элементом при совершении покупки. Для меня в этом тренде нет ничего удивительного. Молодое поколение фактически живет в социальных сетях и доверяет им гораздо больше, чем рекламе или корпоративному пиару. Для них совет инфлюенсера, пусть даже и проплаченный, гораздо важнее.
Farfetch сейчас очень быстро растет. Каково ваше общее видение будущего онлайн-платформы?
Мы хотим быть единственной платформой в индустрии люксовой моды. Сейчас исследуем новые рынки, в частности китайский. Потому и пришли к стратегическому партнерству с JD.com.
Китай — огромный рынок с высоким спросом на предметы роскоши. По данным маркетингового исследования, которое мы заказали у компании Bain & Company, этот рынок оценивается примерно в 80 миллиардов долларов. JD — самый большой онлайн-ритейлер в Китае: совсем недавно они инвестировали в Farfetch 397 миллионов долларов. Вместе используем уникальную логистику, технологии, социальную сеть и ресурсы JD, чтобы запустить абсолютно новую платформу онлайн-коммерции в Китае на уже существующей и испытанной базе Farfetch. Таким образом, планируем предложить китайскому потребителю новый способ приобретать товары — на основе уже знакомой им технологии JD и нашего ноу-хау.
Расскажите о еще одном приобретении Farfetch, сайте Style.com, и партнерстве с Condé Nast.
Пока сложно сказать что-то конкретное. Могу только поделиться, что в обозримом будущем Style.com будет просто перенаправлять посетителей на Farfetch.
Над какими еще проектами сейчас работаете?
Мы только что подписали партнерское соглашение с винтажным бутиком William Vintage. Их коллекция насчитывает более 500 образцов винтажных нарядов Versace, каждый из которых будет представлен на Farfetch уже в октябре этого года.
Собираете ли вы информацию пользователей на Farfetch? Если да, то как ее используете в развитии бизнеса?
Наша платформа, возможно, собирает больше информации в Сети, чем кто-либо еще в индустрии. Мы используем ее не только в целях создания маркетинговой стратегии, но и для того, чтобы упрощать и делать отношения с потребителями более эффективными.
У нас есть большая команда специалистов, которые анализируют собранную информацию и выстраивают ее таким образом, чтобы сразу стало понятно, чего хочет наш клиент и как мы можем предоставить ему максимально простой и удобный сервис.
Что думаете о недавней инициативе Мирославы Дума — Fashion Tech Lab?
Это то, к чему сейчас стремятся многие компании. Я с нетерпением жду результатов трудов Мирославы, ведь эта инициатива поможет решить множество проблем, с которыми сейчас сталкиваются компании в нашей индустрии.
Что бы посоветовали молодым людям, которые хотят построить собственный бизнес в онлайн-коммерции, технологиях или дизайне?
Старайтесь быть революционерами и побольше рисковать. В постоянно меняющемся мире необходимо придумать такую идею, которая по-настоящему заполнит брешь в рынке, удовлетворит спрос. Важно не стоять на месте и чаще меняться, постоянно задумываться о том, что же будет дальше.
Каким видите будущее индустрии, скажем, через пять лет?
Когда мы запускали в апреле этого месяца бета-версию «магазинов будущего», понимали, что эта платформа станет для каждой компании чем-то уникальным. Поэтому сделали ее максимально гибкой: ее можно «подогнать» под требования любого клиента. Я думаю, в будущем мы получим абсолютно новый, уникальный опыт потребления. Магазины, которые анализируют своих покупателей прямо в процессе покупки. Магазины, которые меняются у вас на глазах, чтобы соответствовать критериям спроса и предложения. Именно это вы и сможете увидеть в конце этого года с запуском «магазинов будущего» в Browns и Thom Browne.