Мэри Катранзу — первое имя, которое приходит на ум всякий раз, когда речь заходит о принтах. Она тот самый молодой дизайнер, совершивший "принтовую" революцию и заставивший женщин по-новому взглянуть на одежду. Buro 24/7 удалось встретиться с Мэри в Лондоне и спросить ее о том, с чего начинался ее путь в мире моды и к чему она пришла на сегодняшний момент — коллекции осень-зима 2013/2014.
Дорогая Мэри, я очень рада, что ты нашла время для встречи и интервью. Для начала расскажи, пожалуйста, как ты начала работать в модной индустрии.
Мне тоже очень приятно, что ты пришла ко мне в студию, и спасибо команде Buro 24/7 за то, что нашли для нас время. Начинала я играючи: с самого начала мне хотелось изучать архитектуру. Я полтора года училась в Школе дизайна Род-Айленда на факультете архитектуры, но при этом всегда хотела посещать Сент-Мартинс — мне всегда казалось, что я разбираюсь в цветах. Я решила поучаствовать в трехмесячной программе студенческого обмена, и, поскольку мой молодой человек тогда как раз начинал учиться в Лондоне, моя идея сработала. Я так и осталась в колледже Сент-Мартинс — занималась дизайном текстиля, получила степень бакалавра искусств в области текстиля и нацелилась на получение моей главной степени в моде. Только тогда я задумалась о том, чтобы стать дизайнером, и начала спрашивать себя, чем я смогла бы отличаться от себя, как бы я использовала принт. У меня было недостаточно знаний, нужно было много наверстывать, особенно потому, что то, как я работала с принтами в дизайне мебели, не сработало бы в дизайне одежды. В конце концов я собрала воедино свои знания об архитектуре и любовь к цветам и принтам.
Какой была твоя первая коллекция и что ты чувствовала после того, как показала ее?
Я начала с простого — 9 платьев-рубашек, после чего, сезон за сезоном, начала экспериментировать. Я постепенно становилась более уверенной, моя команда росла, я начала привносить в дизайн одежды все, что знала об архитектуре. Так, одежда, которую я создавала, становилась более геометричной, даже угловатой. Тогда я пыталась найти баланс между симметрией и объемной формой 3D, создавая при этом верную пропорцию цвета и формы.
Mary Katrantzou осень 2009; осень 2010 (справа)
Нам кажется, что ты одна из первых начала придавать принту значение самостоятельного элемента дизайна. Что вдохновляло тебя на создание таких смелых принтов?
Ты знаешь, некоторые говорят, что принт — всего лишь тренд, который со временем пройдет. Но те технологии, благодаря которым дизайнеры используют диджитал-принты, позволяют нам говорить на другом языке и создавать нечто такое, благодаря чему женщины могли бы выделиться из толпы. Кроме того, сейчас мы наблюдаем бум в мире современного искусства: люди коллекционируют очень эклектичные и необычные объекты, что очень ново для общества. Я чувствую, что сегодня люди ценят смелые объекты искусства так же, как они оценивают одежду — уже не только по посадке, но и по дизайну. Это почти как новая волна приобретений недвижимости. Поэтому, опять-таки, я не думаю, что принты — это всего лишь тенденция; это определенно период в истории моды, открывший женщинам новый способ одеваться. Это — новый способ украсить платье, создать свою "визитную карточку", визуальный язык или даже новую кожу.
Однако как дизайнер я всегда стараюсь поставить перед собой новые задачи и придумать новые способы рассказать мою историю. В этом сезоне она была о парче, в прошлом — о вышивке. В этом сезоне я напечатала на ткани почтовые марки и банкноты, и платья выглядели плоскими, необъемными. Но я также вдохновлялась яйцами Фаберже и формой аквариумов — отсюда 3D-объем, о котором я уже говорила ранее. Мне было важно отойти от узкого силуэта и найти новый, более простой способ одеваться.
Mary Katrantzou осень 2011
Сейчас часто говорят, что мода — то же искусство. Ты чувствуешь, что создаешь вечные арт-объекты?
Да, я согласна с тем, что все дизайнеры создают вечные объекты искусства, но мне трудно определить, что такое "носибельное искусство". Тот вектор, который я избрала, служит определенной цели — чтобы женщина чувствовала себя комфортно в моей одежде, более того, чтобы эту одежду можно было носить и чтобы она выставляла женщину в лучшем свете, чтобы это было менее концептуально. Сегодня много дизайнеров, которых по праву считают художниками, творцами, потому что то, что они делают, определяет их время, становится темой множества дискуссий и — в конечном итоге — арт-объектом. Что касается меня, искусство вдохновляет меня, но косвенным образом. Создание коллекции — это и искусство, и труд, а сама коллекция — красива, как арт-объект, и качественна, как единственный в своем роде шедевр. И многолика: ты можешь взять одну идею и воплотить ее в платье, рубашке или шарфе, превращая принт в бессмертный объект. Для меня важно все это.
А еще важны навыки, мастерство: неважно, как сильно я выросла или насколько трудоемкой получилась коллекция, моя одежда остается примерно в одной и той же ценовой категории. В этом отношении мы не изменяем себе.
Mary Katrantzou осень 2012
Мы догадываемся, что за кулисами модных показов все не так, как это выглядит на экранах, не все всегда проходит гладко. С какими трудностями тебе приходится сталкиваться в твоей профессии?
Самая большая трудность, которую я испытываю сегодня, — слишком быстрое развитие лондонских дизайнеров. Наш продукт жизнеспособен при определенных коммерческих условиях, и если ты растешь очень быстро, тебе приходится мириться и с минусами подобного роста. Прежде всего это относится к твоей команде: ее нужно вырастить с пониманием того, что люди, которые были с тобой с самого начала, остаются, и что новые люди, которые приходят в команду, правильные, что они смогут влиться в коллектив и помогут всем подняться на новую ступень. Вот то, что я нахожу действительно сложным. Мы делаем все вместе, включая ведение бюджета, и я даже умудряюсь следить за этим самостоятельно. Подобные обстоятельства заставили меня выучиться стольким вещам! В конечном итоге у тебя начинает получаться, потому что по-другому не справиться никак. Итак, моя идея такова: нужно расти в непрерывном, стабильном темпе, чтобы иметь шанс развиваться и не быть заваленным заказами, следить за наличием креативной составляющей в твоем деле.
Mary Katrantzou весна 2013
Расскажи о вдохновении, стоящем за твоей новой коллекцией.
В весенне-летней коллекции было много почтовых марок и банкнот, которые уже выведены из обращения. Эта идея появилась на свет благодаря повседневным мелочам и всемирной истории, вылившись в платья с принтами. Так, я использовала почтовые марки, чтобы показать, что было важным для разных стран мира на протяжении истории, будь то цветок или птица — символы их культур. Я подумала, есть в этом коллекционировании марок что-то ностальгическое — я сама выросла в то время, когда все вокруг их собирали. Марки, которые вы видите на платьях из новой коллекции, на самом деле пришли из моего детства — это мои личные марки и марки моих коллег, которые мы просто собрали вместе. Они так много говорят о стиле письма в тех странах, откуда они к нам приехали.
После я подумала, что, возможно, марок недостаточно — а что еще могло бы быть формой культурного обмена, который содержит историческую значимость для всего мира? Мне показалось, что деньги отлично подходят под это описание — а ведь никто и никогда не тратит время на рассмотрение купюр, потому что мы так часто видим их в повседневной жизни. Я начала обыгрывать эту идею, выбирая деньги, вышедшие из обращения, и помещая их на платья. Это и есть моя весенне-летняя коллекция. Еще мы использовали деним и ткани, из которых никогда не шили раньше, чтобы сделать коллекцию более повседневной.
Чего ожидать от твоей осенне-зимней коллекции?
В ней будет много неожиданных силуэтов, абстрактных идей; это будет непохоже на то, что мы обычно делаем. Я не могу рассказать тебе многого, но скажу так. В коллекции будет намного меньше цвета, чем обычно. В ней будет много вещей из прозрачной ткани, но — упс! — я опять слишком много болтаю!
Новая коллекция — шаг вперед для всей нашей команды. Я хочу, чтобы люди увидели ее, не ассоциируя ее со мной. Кто знает, что случится!
Хорошо, в таком случае, последний вопрос. Я, Мирослава и вся команда Buro 24/7 восхищается твоей работой, поэтому нам всем интересно узнать: сделала бы ты коллекцию, вдохновленную культурой России?
Мы вас тоже очень любим! Я с удовольствием сделала бы русскую коллекцию! Я ездила в Санкт-Петербург, где посетила Эрмитаж и увидела прекрасные картины с изображением светских дам. Я была очень впечатлена красотой этого музея. Было здорово увидеть его, я чувствую, что в наследии России есть еще много прекрасного, на что я с удовольствием бы взглянула — не только потому, что это интересно мне как дизайнеру, но и из-за роскошества этой культуры. Хотя, конечно, дизайнер всегда хочет открывать что-то новое для себя, особенно то, что может вдохновить его.
Первая ассоциация с культурным наследием России — чрезмерное золото, тонкая работа. Меня вдохновил один только этот город, я помню одну ночь, когда мы перешли по мосту на другую сторону города и буквально застряли на месте, с часу ночи до 7 утра наблюдая, как разводят мосты. Утром мы проехали по городу, слушая в машине русский хип-хоп, а закончили день, наблюдая, как садится солнце. Это была необыкновенно вдохновляющая поездка. Мне кажется, для вас это привычно, вы не испытываете к своим городам таких эмоций. Это также напомнило мне о Греции, где тоже очень красиво и люди открыты друг другу, я даже помню, как сказала своему молодому человеку, что город напоминает мне Афины.
Мирослава Дума (в Mary Katrantzou осень 2009), Елена Перминова (в Mary Katrantzou осень 2012) и Анна Делло Руссо (в Mary Katrantzou весна 2012)