Как видоизменяется тренд под воздействием свалившейся на него популярности
Поставьте эпитет «скандинавский» перед чем угодно, и вещь обогатится новыми свойствами, добавьте хештег #sсandi к любой фотографии, и секунда вашей жизни, запечатленная на ней, станет более весомой. Вечер на диване – не так классно, как хюгге; бутерброд – это скучно, то ли дело смёррбрёд. Теплый длинный кардиган под короткую парку, волосы в пучок, белые ботинки на kitten-hills, джинсы Cheap Monday и сверху шарф с монограммой Acne. Получается такая помесь нормкора с шиком Celine от Фиби Файло, которую можно одним словом описать — по-скандинавски. В этом тренде борются два желания современного жителя мегаполиса — через одежду продемонстрировать свой образ жизни, в которой он не гонится за модой, и желание быть при этом в моде. Популярность «сканди» не ослабевает, а только продолжает набирать обороты. Порой, не стараясь выглядеть модно, мы вдруг осознаем, что напоминаем модель из лукбука Acne.
Рецептов, как выглядеть так же классно, как скандинавы, — масса. Последние годы они становятся более актуальными ближе к осени и сводятся к рекомендациям не запаниковать при сочетании кашемирового пальто и пуховика, призыву не торопиться при наматывания объемного шарфа и утверждению, что много черного не бывает. Но секрет умения выглядеть с шиком кроется в отношении к этому самому шику, как к чему-то второстепенному.
Почти во всех интервью главных действующих лиц тренда фигурирует случай. Йохансон из Acne случайно придумал ставший легендарным розовый millennial pink, Дитте Реффструп, дизайнер Ganni, никогда не училась дизайну и пришла в этот бизнес по стечению обстоятельств. Этот «случай» на самом деле есть не что иное, как спокойное течение жизни, в которой нет места и времени для погони за славой, эта размеренность, неторопливость, устойчивое развитие — такие же обязательные штрихи к образу под хештегом #scandi, как и канонические джинсы skinny и объемные шарфы.
Впервые термин «скандинавский стиль» приобрел понятный нам смысл в 50-х годах XX века. Но относилось это понятие к дизайну. Именно тогда мебель и архитектура Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии оказались в сфере глобального интереса благодаря гастролирующей по США и Канаде выставке северных стран. В минималистских продуктах и изделиях скандинавов подчеркивались чистые линии и простые конструкции, вдохновленные природой и климатом. Та выставка сыграла важную роль в развитии дизайна в Европе и Северной Америке.
«Весь американский минимализм вырос из стула „Муравей“ Арне Якобсена», — напишут позже в учебниках по истории дизайна. Стул действительно стал каноническим и сегодня стоит среди экспонатов Музея современного искусства в Нью-Йорке и Музея Виктории и Альберта в Лондоне, а скандинавский подход к дизайну воспел понятие «стиль во благо удобства» так, что до сих пор слышно. Спустя 70 лет постулат скандинавов о том, что форма должна идти рука об руку с функцией, воспринимается так же естественно, как и экстравагантно. При этом в моде он порой более заметен, чем в дизайне. Чего стоит многослойность, с помощью которой скандинавы усовершенствовали искусство жизни в условиях ненастья. Любое интервью главных героев scandi моды сведется к тому, что они не старались произвести что-то модное, они просто старались сделать зиму симпатичнее и комфортнее вместо того, чтобы скрыть ее невзгоды.
Сегодня, когда у скандинавских дизайнеров есть преимущество в виде тотального поклонения и свой собственный модный код, который стал таким же хрестоматийным, как французский или итальянский, они начинают еще больше жечь. Пока еще Google по запросу scandi выдает тонны фотографий девушек в белых блузах и черных скинни, но сегодня скандинавская эстетика это нечто большее чем минималистическая база. Это умение чувствовать себя свободным в выборе безумных аксессуаров и добавлять в свой гардероб вещи, порой абсурдно нацеленные на удобство. Трекинговая обувь и ситцевое платье, велосипедные шорты и пиджак. Новый scandi style от Ganni, Ann-Sofie Back, Toteme, Jensen и Soulland — сочетание вещей, которые не должны работать вместе, но каким-то образом умудряются это делать. Дизайнеры создают контраст за счет смешения женственного с чем-то мужским или спортивным.
На фоне громыхающих инстаграмов звезд скандинавского стритстайла Тин Андреа, Пернилл Тайсбек, Селин Аагард волну подхватывают мировые концерны. Про Acne пишут от The Guardian до The New York Post, в Ganni вложился LVMH, Henrik Vibskov показывается на Paris Men’s Fashion Week, Topshop назначает креативным директором шведа Дэвида Хаглунда. Удивительно, куда приведет эта дорожка учитывая, что в ДНК понятия scandi style нет ни лейблов, ни яростного прогибания под тренды, а только сплошной «лагом» (швед. lagom, [lɑːɡɔm]), суть которого – ни больше ни меньше, а достаточно. Мода становится все больше постмодернистской игрушкой: одни бренды производят ажиотаж вокруг вещи, другие высмеивают его, создавая ажиотаж похлеще (Vetements и Supreme). В этой путанице scandi — островок спокойствия. Но это пока.
Другие истории
Подборка Buro 24/7