«Я больше не вижу смысла покупать оригинальные вещи», — рассказывает Вадим, участник паблика Thrill Store. — «Куртка Life of Pablo от Канье стоит на Thrill Store около 4 500 рублей, а не 600 долларов, как на сайте реселлеров Grailed. В покупке настоящей одежды нет никакого смысла — они почти не отличаются, разве что совсем немного с виду».
Вадим — один из десятков тысяч российских хайпбистов, покупающих вещи в пабликах и на сайтах, которые привозят из Китая реплики Vetements, Yeezy и Off-White, а не на сайтах-реселлерах. Прежде всего, их интересует тот сегмент моды, который принято сейчас называть luxury streetwear, — область, в которой работают Вирджил Абло и Демна Гвасалия. Это максимально недемократичный сегмент индустрии, выпускающий свои новые коллекции строго ограниченным тиражом, и многие реселлеры, занимающиеся перепродажей товаров на eBay, depop и Grailed, используют оплаченных ботов для быстрого нажатия на кнопку «Купить». Наценка за такие коллекционные товары зачастую достигает 200% от начальной стоимости, поэтому рано или поздно потребитель должен был устать от рынка, перенасыщенного спекулянтами.
И хайпбисты устали, сделав легкий выбор в пользу товаров с AliExpress. Уличные люксовые бренды стали жертвами собственной аудитории, не признающей высоких наценок и возвращающей уличную моду на улицы из дорогих бутиков и шоу-рум. В России крупнейшими офлайн-центрами реплик современной уличной моды стали рынки, такие как вещевой рынок у Савеловского вокзала и ТК «Садовод» на 14-м километре МКАД.
«Произошло то, что должно было произойти, — мыльный пузырь лопнул, — констатирует Ваня, завсегдатай двух пабликов, специализирующихся на репликах — Black Store и С Т И Л Ь. — Платят такие деньги за уличный шмот только лохи или мажоры. Гоша Рубчинский тоже, как я считаю, продался — парень делал шмотки для уличных ребят, а как только его начал носить Канье, он и зарвался».
Возможно, дизайнеры люксовой уличной моды сильно прогадали, когда начали уходить в китч, ведь китч очень просто копировать, а вот настоящую ценность оригинала, пускай и китчевого, поймет далеко не каждый. «Я не чувствую разницы между майкой из H&M и репликой нового Supreme», — рассказал анонимный поклонник реплик в интервью Highsnobiety. «И ту и другую я ношу, потому что мне это приятно».
Примечательно, что в России этот «пузырь» начал лопаться практически сразу после взрыва аналогичного «пузыря» в Соединенных Штатах — в Сети еще год назад стали появляться сообщества адептов качественных реплик модной одежды, многие из которых ничем не отличаются от оригиналов. Самым популярным из них считается сабреддит FashionReps, на котором регулярно устраиваются конкурсы с призами стоимостью в несколько тысяч долларов (за эту сумму фанат паленой одежды получит поистине огромный набор реплик), а пользователи выкладывают свой последний «улов» с TaoBao. Судя по их рассказам и сравнительным анализам, в Китае за последний год появились фабрики, выпускающие продукцию, которая превосходит по качеству оригинальные образцы. И именно после этих новостей дизайнерам уличной моды класса люкс и стоит всерьез задуматься о том, какую рыночную среду они формируют редкими и ограниченными «дропами» капсульных коллекций.
Одним из брендов, обещающих положить конец черному рынку реселлеров, стал adidas. Представители марки заявивили в интервью Highsnobiety о своем намерении разработать технологию, блокирующую использование ботов при покупках на их сайте. Но пока они в меньшинстве — ведь если у такого бренда, как Vetements, сохраняется верная ему потребительская база, то какая им разница, где достают реплики менее удачливые или менее богатые из их поклонников? Коллекция раскуплена, значит, все в порядке.
Однако спрос все более превышает предложение, и китайские мастера осваивают новые технологии производства. А это значит, что на улицах мы не только видим фальшивые Bape, Vetements, Fear of God, Off-White и Yeezy на каждом шагу, но и то, что зачастую их невозможно отличить от оригинала. Возможно, оно и к лучшему — кто знает, может быть, засилье реплик Vetements на улицах заставит братьев Гвасалия задуматься, насколько долговечный и адекватный тренд они задали.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7