Как перестать бессмысленно покупать одежду, а также как вдохнуть новую жизнь в старую вещь и при этом оставаться модной? Рассказывают героини BURO.
Один из уроков эпидемии коронавируса, который людям стоит начать усваивать уже сейчас, — в необходимости умерить потребление. Многие и сами пришли к пониманию, что нет необходимости в таком количестве вещей, что можно вдохнуть новую жизнь в старую одежду и сохранить соответствие актуальной моде. Об изменении своих потребительских привычек — Дарья Лисиченко, Оксана Пономарева, Нелли Константинова, Полина Сохранова, Лилит Рашоян, Наташа Гуляева и Саша Боярская.
основательница сети «Город-сад» и Konkovo Market
Я никогда не покупала бессознательно три чемодана одежды и всегда воспринимала шопинг как вид отдыха или средство поднятия настроения. У меня было два сценария. Первый такой: я на отдыхе, и у меня есть свободное время, как правило, в конце лета, когда выходят новые коллекции, и я захожу в магазин и покупаю все, что мне нравится. Второй сценарий — когда у меня плохое настроение, и я решаю, что надо порадовать себя новыми приобретениями.
В какой-то момент я осознала, что покупаю вещи, которые мне не нужны, и это неправильно. 1 декабря 2019 года было решено на год отказаться от приобретения новой одежды и косметики. Теперь покупка может коснуться только необходимых предметов вроде носков. Той одежды, которая у меня есть, хватит еще на три жизни. Да, я покупаю подарки друзьям к праздникам, что-то нужное для дома и продукты.
У меня нестандартный размер ноги, и мне довольно сложно купить обувь, поэтому раньше я сразу брала все, что видела подходящее, но остановила и эти порывы. Обувь я еще часто ремонтирую. У меня был костюм из парчи, из которого я сделала юбку дочери. Как-то перешила шубу старомодного фасона, но позже все равно не стала ее носить, потому что ощутила, что в натуральном мехе кажусь очень взрослой, это меня старит. Такое происходит несистемно, но что-то я переделываю и таким образом даю вещам новую жизнь.
основательница ресейл-платформы Komisstore
Несколько лет назад, когда я очередной раз убиралась в своей гардеробной, меня настигла мысль, что то количество вещей, которое складируется и не носится годами, скоро выселит меня из дома. Тогда же у меня возникло острое желание от всего избавиться: раздать, продать или сжечь. Озарение снизошло ко мне, и недуг, именуемый шопоголизмом, меня покинул. К сожалению, он неизбежен, когда человек не уверен в своем стиле и постоянно находится в поиске и экспериментирует. Гонка за модой для меня завершились окончательно, когда я решилась создать свою ресейл-платформу, и когда мой шоппинг наконец стал рациональным, тогда я стала испытывать большую радость, чем от очередной импульсивной покупки.
Теперь по порядку, как это произошло. Покупка вечерних нарядов прекратилась вообще — теперь для особых случаев у меня в запасе есть пара своих платьев, или я пользуюсь услугами нескольких сервисов по аренде одежды. Также я перестала приобретать обувь на неудобном высоком каблуке. В холодные периоды я чаще хожу в брюках, поэтому выбор новых высоких сапог тоже считаю нецелесообразным. Основной критерий выбора вещей для меня отныне качество ткани и ее органолептика: мне надоело ходить с роликом для пальто, чтобы собирать с него пыль и мусор; мне проще не покупать одежду, за которую все будет цепляеться. Скорее всего, я больше никогда не куплю изделия из натурального меха и буду носить уже имеющиеся у меня шубы. Также я полностью отказалась от масс-маркета.
У меня был случай с дорогим кожаным пальто Bottega Veneta Pre-Fall 2019, которое стоило почти как самолет. Оно было из одной из первых коллекций нового дизайнера дома Дэниела Ли. Я его заприметила задолго до старта продаж, внесла в список покупок, дождалась и купила. К сожалению, после первого же его «выгула» я обнаружила, что инновационные бесшовные швы начали бессовестно расклеиваться. Сразу же написала письмо в сервисный отдел бренда, но дала пальто еще один шанс — на второй раз швы расклеились окончательно. Представители бренда ответили, что готовы взять пальто на экспертизу в любом бутике Европы, определив сроки в 1–3 месяца, а произошло все в сентябре. Столько ждать было нелогично, поэтому я рискнула и отдала пальто знакомой портнихе, чтобы она прошила каждый шов нитками. Были опасения, что кожа слишком тонкая и швы продолжат расходиться. К счастью, операция прошла успешно, и я продолжаю его носить и считать одним из лучших приобретений последних лет. Парадокс!
пиар-директор Novikov Group
Я не успела сделать публичное заявление, как Даша Лисиченко, но в ноябре у меня было видение, и я перестала покупать одежду. Последними стали туфли Сrockett & Jones за компанию с ботинками мужа под смокинг в начале декабря — и снова прямо перед выходом на день рождения подруги в Музей Виктории и Альберта. Просто я поняла, что деньги — это время, здоровье и силы, которые мы тратим на их зарабатывание, и глупо расходовать потом эту энергию на материальный мир.
Раньше у меня регулярно случались неконтролируемые покупки: ковры с дикими розами одной сибирской фабрики, солнечные очки в аэропорту на пересадке и часто туфли прямо на пороге встречи. Я отчаянный покупатель предметов для дома, и в этом смысле я шопоголик. С одеждой мне всегда было легче, потому что она не просто висит на вешалках, как кресло, которое поставил и забыл, а постоянно требует себя выгуливать.
Вещи я все-таки люблю, чиню и уважаю их боевые шрамы. Кашемировые кофты залюбливаю до заплаток на локтях. Джинсы превращаю в искусство в японской технике «боро». А вот еще недавно во время просмотра «Кролика Джоджо» я зашивала поло мужа. Ношу дольше новые вещи в духе «ваби-саби» (японская философия, которая в одежде отражается в легкой небрежности, вроде неидеальных швов на одежде. — Прим. BURO.).
Мой герой — великий стрит-фотограф Билл Каннингем, который работал как зверь, ходил в одной и той же синей рабочей куртке за 20 долларов и жил в комнате без удобств на самом верху Карнеги-холла. Он говорил, что в Париж на Неделю моды надо ездить не за вещами, а чтобы чувствовать ее дыхание.
соосновательница QUARZ, бывший главный редактор Cosmopolitan
Не уверена, что я совершала неконтролируемые покупки, но я совершенно точно покупала много вещей необязательных, тех, за которыми в магазин и не собиралась, и до сих пор иногда это делаю. Я не шопоголик, не провожу все свободное время в магазинах, не имею отрицательного баланса на карте и не испытываю облегчение, как только что-то куплю. Я, скорее, увлеченный и азартный клиент. Пока что я не отказывалась на какой-то срок от покупок, но подбираюсь к этой идее.
Регулярно даю вторую жизнь старым вещам. Недавно на моем любимом боди Wolford обнаружилась микродырочка, и я отдала вещь в ювелирные руки, которые ее починили, и продолжаю любить и носить это боди. У меня много одежды, которая живет долгие годы, благодаря бережному к ней отношению. Но пока я далека от того, чтобы полностью отказаться от потребления.Чтобы начать меньше потреблять, я бы рекомендовала не покупать одежду на будущее: на «когда похудею», поправлюсь или пойду на спорт. Советовала бы выбирать вещи прочные и качественные, пусть и более дорогие, чем доступные и скоропортящиеся. А еще можно обратить внимание на вторичный рынок одежды и аксессуаров: попробуйте отдавать и продавать что-то из своего гардероба и присмотреть что-то в секонд-хенде. Сама культура этого круговорота вещей способна поменять наши привычки. Отказаться навсегда я бы смогла от некоторых гаджетов, технологических разработок и вернулась бы в аналоговую жизнь.
соосновательницы ресайкл-проекта Lots Market
Лилит: Особенно остро опыт неконтролируемых покупок у меня проявился в период учебы в университете. Чуть что, надо было срочно бежать в магазин, чтобы поднять себе настроение. Но, как мы знаем, это краткосрочный кайф. Так что я экс-шопоголик со стажем. Мне было сложно избежать лишних покупок, когда я работала в глянце целых 10 лет. Иногда что-то надо было купить, потому что впереди была Неделя моды или встречи и хотелось выглядеть классно. Было бы странно, если бы в модной индустрии не встречали по одежке. Потом, когда я закончила работу в Vogue, поняла, что у меня в гардеробной невероятное количество вещей с бирками или надетых 1–2 раза. Так появился наш с Наташей Гуляевой ресейл-проект Lots, где каждый может продать то, что давно не носит, и купить то, о чем давно мечтал. Если говорить об амортизации вещей, то я с этим не сталкивалась, потому что ношу аккуратно. Но один раз я чинила любимую сумку Celine и ушивала кожаные брюки.
Наташа: Во всем должен быть баланс — даже в разумном и осознанном потреблении. Отказываться от покупок насовсем у меня нет в планах, но и потребности в новых вещах тоже нет. Меня устраивает мой набор комплектов сейчас, и я продолжаю избавляться от лишней одежды и аксессуаров, но единственное, с чем пока не готова расстаться, так это с новой обувью.
Как покупать меньше? Для начала проведите ревизию гардероба и поймите, какие вещи вы уже не носите совсем: правило одного года в действии — не надевали, пора избавляться. Сейчас я покупаю вещь, если в ней реально есть необходимость. И теперь у меня полный порядок в гардеробе. Благодаря этому вечный вопрос «что надеть?» не стоит так остро, и я избавила себя от длительных сборов.
основательница проекта How to Green
Я не шопоголик и всегда просто относилась к вещам, потому что в первую очередь для меня важен комфорт. Не понимаю, зачем отказываться на какой-то срок от покупки одежды? У меня такой цели не стоит, и вряд ли она появится, потому что я всегда осознанно относилась к приобретениям. К слову, предпочитаю органическую веганскую одежду, но не ограничиваюсь только ею и обращаю внимание на этапы ее производства.
Сдаю одежду в ремонт — недавно поставила заплатку на любимой майке. Постоянно зашиваю свои любимые винтажные джинсы. Делаю это в первую очередь не с точки зрения экологичности, а просто потому что люблю свои вещи и не хочу их выбрасывать.
Начать осозннано потреблять можно хотя бы с многоразовой кружки для кофе и дальше двигаться в этом же направлении. Я использую шоперы вместо пакетов, специальные смягчающие камни вместо кондиционера для стирки белья, бутылку для воды с очищающим от микробов LED-лазером, а также сдаю на переработку ненужные вещи или отдаю в детские приюты.
продюсер спецпроектов «Яндекс.Кью»
Мои неконтролируемые покупки сводились к тому, что я в своей маниакальной фазе биполярного заболевания могла начать покупать дорогие подарки любимым людям или, к примеру, куртку себе за тысячу баксов по кредитной карте. Но чаще всего эти приступы настигали меня на блошиных рынках — к счастью, это не так опасно для кредитной истории и менее вредно для нашей планеты.
Все-таки я не шопоголик — вдумчиво покупаю одежду и очень редко. Все, что я сейчас не ношу, я покупала с иллюзией, что мне будет классно, но оказалось неклассно. Такое я раздаривала подружкам или отдавала на свопе. Так вместо одежды у меня остается позитивная эмоция.
Сейчас я отказалась от покупки одежды как от статьи расходов полностью. Я изредка, примерно раз в год, думаю, что хочу новое платье. Если я не могу взять платье у кого-то на время, то начинаю искать по магазинам или онлайн. Как правило, я не нахожу то, что мне бы понравилось, и поэтому обращаюсь к своему шкафу. И там всегда нахожу что-то подходящее. Это даже смешно!
Намного интереснее было отказаться от всей своей одежды в пользу капсулы бренда Nnedre. Я провела с собой такой эксперимент: носила полгода (строго из них всего 3 месяца) всего несколько предметов одежды, и это отлично разгрузило мне голову. Ограничения дают свободу не принимать решения и освобождают время на что-то другое. После этого я избавилась от большей части одежды, и дышать стало еще легче.
Когда я впервые слегка ушила талию брюк, которые любила, но не носила, мне стало очень приятно. Я из них не вылезала месяц, потому что будто купила новые, только без затрат и с любовью. Я люблю чинить одежду: коплю ее и потом сразу отдаю кучу в ремонт. Но в то же время я люблю дырочки на вещах: у меня был любимый шерстяной свитер с кучей дырочек, и я в нем пошла на какой-то показ. Меня тогда сфотографировал Скотт Шуман, с которым мы подружились, а в комментариях под моим фото мир разделился на два лагеря: русскоязычный холивар писал что-то вроде «фу, дырки, старье», а англоязычный — «wow that’s awesome». Тогда я поняла, что вещи стареют не менее красиво, чем люди, — я позволяю им стареть. И чашки с отбитой долькой люблю также нежно.