Нужно говорить только то, во что ты веришь искренне. В неискренних комплиментах голос выдает неуверенность, ваша ложь выходит наружу. Будучи расположенным к человеку, даже если нечего сказать, тему для комплимента всегда можно найти: качество ткани, фасон, оттенки, которые можно поэтично назвать. «Приятно, что кто-то еще ценит хорошую шерсть». Даже если человек не успел переодеться — всегда что-то найдется. Это про насмотренность, начитанность, любовь и уважение к человеку.
Еще я люблю давать комплимент с мотивацией, с аккуратным намеком. «Неужели вы так же, как я, влюблены в закрытую обувь?» Когда кто-то рядом с вами практически пальцами держится за пол. «Как вы не замерзли в таком микро?» Когда человек в очень короткой юбке приходит в компанию, где подразумевается совершенно другой возрастной код и другая атмосфера — например, вечер памяти или семейное мероприятие с представителями разных возрастных групп и конфессий.
Замечания делать нельзя, намекать — можно. В таком комплименте с мотивацией не должно быть сарказма. Это намек на вырост. Некоторые намеки до человека доходят через десятки лет. Он запоминает намек по интонации, что здесь есть какая-то недосказанность — это очень по-французски и по-английски. А пошутить, как мы знаем, можно только над собой. Не советую никому подшучивать и подтрунивать ни над кем — особенно когда есть разница в возрасте и статусе.
ЖАКЕТ THE ATTICO, БЛУЗА GIUSEPPE DI MORABITO
Когда я была маленькой, мой отец всегда советовал одеваться уместно. Но никогда не объяснял, что это такое. Только два года назад я сложила слова «ум» и «место». Кто ты, с кем ты, чья ты дочь, чья жена, чем ты в жизни занята, во сколько и куда идешь, в каком составе, какая будет картинка? Меня никто не переубедит в том, что по внешнему виду нельзя понять, чем человек в жизни занят, кто он, — и это не про этикетки, лейблы, фасоны. Не про моду. Нужно ли щеголять дорогой покупкой? Мне кажется, нужно это закамуфлировать, быть неузнаваемым. Дорогая бедность — как учили нас англичане. Никогда не блеснуть деньгами, от них не должны отскакивать солнечные зайчики.
Человек не должен выглядеть, как будто он только что вышел от портного или парикмахера. Естественный лук — естественная упаковка. Для меня одежда — это фантик, а хорошая конфета всегда упакована в три обертки. Поэтому я так люблю многослойность. Количество ткани украшает. Что лучше: underdressed или overdressed? Риторический вопрос, на который я честно не знаю ответа.
Счастье, если вы облили себя. Если капля приземлилась на вашу манжету или вашу грудку — вот тут как раз помогает многослойность. Если вы подчиненный, то не можете убежать со встречи, сказав, что вы облились кофе, — это крах карьеры. Если вы при этом облили кого-то еще, то встречу можно перенести — извиниться, сказать, что у вас нет оправдания, что это произошло от волнения. Но, конечно, эта ситуация скажет о вашей нелепости и неумении себя контролировать.
Повторюсь, счастье, что вы облили только себя, а не вашего визави. Если это всего лишь одна капля — извинитесь и скажите, что встреча для вас важнее, чем пятно на манжете. Никто не может отменить встречу из-за одного пятна, как бы она ни происходила. На встречу мы не несем с собой две блузки. И мы не будем шить себе блузки из белого водоотталкивающего материала, как скатерть в ресторанах, в таких мы просто не сможем работать, задохнемся. Капля на манжете не расстроит сути встречи, но пусть эта встреча запомнится.
ПИДЖАК ОТ СМОКИНГА И СОРОЧКА GIORGIO ARMANI, БРЮКИ BALENCIAGA, СУМКА AMINA MUADDI, КОЛЬЕ MERCURY
На встречах я никогда не заказываю апельсиновый сок и кофе, всегда пью зеленый чай. Деловые встречи — это не про гастроизыски. А про розыгрыш партий, как вы умеете себя вести за столом. Здесь много правил игры, прежде чем дойти до напитков, но напитки — это коварное упражнение. Умение держать кружку, чашку, бокал — это тоже говорит о том, что вы относитесь к себе с уважением и можете обезопасить себя от пролитого кофе.
У меня есть вещи, где вообще нет петельки. В театральном гардеробе я вижу недоуменный взгляд: «А это еще что?!». Мой опыт говорит о том, что в гардеробе можно попросить вешалку или пакеты. Завсегдатаи театра знают, где с этим хорошо, а где очень плохо. В петербургской филармонии, например, есть некие пакеты, куда могут сложить меховую накидку, манто и другие вещи, которые не повесить просто на петельку, потому что мех прорвется — и это будет большая утрата. Возьмите с собой текстильную сумку, чтобы сложить свое пальто, если переживаете за него, обязательно подкладом наружу. Не воротником, не соболем в лицо, а подкладом. Тем более что сейчас есть сумки из прекрасных современных материалов по типу болоньи, которые ничего не весят и не занимают много места. Предвидеть свое удобство — это градус заботы к себе, шаг вперед, менеджмент, тюнинг быта.
ШУБА DRIES VAN NOTEN, ПЛАТЬЕ И ТУФЛИ SAINT LAURENT
Итальянские портные научили меня тому, что когда клиент приходит на первую встречу с портным, тот спрашивает не из любопытства, сколько у него пар чего, это для того чтобы зашить все это в подклад пиджака и устроить в карманы. Это невидимая сумка мужчины, где у него все правильно сложено и ничего не выпирает. Вещи в карманах не должны портить фигуру, создавать заломы и складки.
Женский карман разве что для салфетки — там ничего не удерживается. У японки в кармане всегда будут маленькие мягкие салфеточки, для того чтобы прикрыть рот или обезопасить себя от тех же пятен. В карман может поместиться маленький конвертик с губной помадой. Заложенные вещами карманы говорят о том, что вы не умеете тюнинговать свой быт и у вас нет удобной сумки для необходимых вещей. Культуру сумки никто не отменял — она может быть заметной, незаметной, но она должна быть, и это признак класса.
Я не сторонница намеренно открытых сумочек. Мне кажется, это дурацкая мода. Всегда сержусь и говорю: у вас сумочка открыта. На что мне отвечают, что так должно быть и это модно. Ни разу не видела в правилах, что так должно быть. Открытая сумочка — как рукопожатие «дохлая рыбка». Я в эти игры не играю.
Другие истории
Подборка Buro 24/7