В день рождения главного обувщика XX века, Сальваторе Феррагамо, вспоминаем его творческий путь: из родной Италии в Голливуд и обратно. А также делимся 10-ю лучшими, по скромному мнению редакции, фотографиями звездного сапожника.
Дебютную пару обуви — белые туфли для сестры Джузеппины по случаю ее первого причастия — Сальваторе придумал и сшил в 9 лет. В этот самый момент одиннадцатый из 14 детей итальянской семьи Феррагамо отчетливо понял, в чем его призвание. Родившийся в Бонито, будущий революционер женской обуви и дизайнер покинул дом в 16 лет — и эмигрировал к братьям и сестрам в Америку. Две недели Феррагамо работал на бостонской обувной фабрике Plant (к слову, одной из ведущих обувных компаний на Восточном побережье), где изучал современное производство. Однако уже тогда, пусть и очарованный прогрессом, понимал — этой обуви не хватает человеческой руки.
В 1915 году Феррагамо переезжает в Санта-Барбару, где открывает мастерскую по ремонту обуви. Город жутко напоминает ему родную Италию и, разумеется, подкупает тем, что в обозримом будущем здесь планируют построить первые киностудии. Спустя год Сальваторе поступает на вечерние курсы в Университет Южной Калифорнии, чтобы изучать анатомию. Он хочет знать о строении стопы все. Именно здесь Феррагамо осознает, что вес тела приходится на свод стопы, а значит, нужно придумать, как ее поддержать. Спойлер: заключить внутрь колодки стальной стержень.
В это же время кино становится большой частью жизни Феррагамо — в 1923 году он открывает обувной магазин в Голливуде, а следом получает громкое имя «сапожника звезд». В числе его клиенток — Глория Свенсон, Лилиан Гиш, Джин Харлоу, Грета Гарбо. Позже к ним примкнет Мэрилин Монро и Одри Хепберн. Несмотря на безоговорочный успех и американскую мечту, в 1927 году Сальваторе возвращается в Италию — и запускает во Флоренции тренировочную площадку для 75 учеников под личным руководством. Тем самым дизайнер спасает ремесленное наследие города, объединив его с американским производством.
Крах фондового рынка 1929 года бьет по компании Феррагамо в том числе, так как его бизнес напрямую связан с Америкой. В 1933 году Сальваторе объявляет себя банкротом, но рук не опускает: спустя три года через сестру арендовывает несколько комнат в историческом Палаццо Спини Ферони, средневековом дворце и символе Флоренции, где продолжает работать.
В ходе войны с Эфиопией Италия забирает на изготовления оружия лучшую сталь и другие материалы, и Сальваторе создает первую пробковую танкетку. Патент на нее появится в 1937 году. Дизайнер мастерски расходует оставшийся в свободном доступе материал, предлагая верх обуви из конопли, войлока, рыбьей кожи и даже целлофана (ему нравились блеск и гибкость обертки от шоколада).
Так появляются знаковые для бренда сандалии Rainbow, вдохновленные актрисой Джуди Гарланд из фильма «Волшебник страны Оз». А спустя 10 лет дизайнер демонстрирует «невидимые» босоножки на деревянной танкетке в форме буквы «F». Танкетку Феррагамо обтягивает кожей, а верх делает из прозрачной нейлоновой лески. По словам Сальваторе, идею подкинул ему рабочий, когда поймал большую рыбу с помощью нейлоновой лески. «Рыба ее не видит», — объяснил он Сальваторе, а сандалии-невидимки стали настоящим хитом.
Всех клиенток Сальваторе делил на три категории в зависимости от размера ноги. «Золушки» носили туфли размером меньше шести и, со слов дизайнера, были «женственными и обожали моду». Среди таких значились Джоан Кроуфорд и Джин Харлоу, королева Греции и герцогиня Виндзорская. Вторая категория — «Венеры» — с шестым размером обуви (Мэрилин Монро): «Обычно они были очень красивы, но под блестящей внешностью любили простые жизненные вещи, и их часто неправильно понимали из-за этих двух черт». «Аристократки» Феррагамо (Грета Гарбо и Одри Хепберн) носили размер семь и больше. Он говорил о них как чувствительных и глубоко понимающих натурах, но отмечал капризность таких женщин.
«Элегантность и комфорт не являются несовместимыми, и тот, кто утверждает обратное, просто не знает, о чем говорит», — а Феррагамо знал, ведь благодаря его нововведению и любви к собственному делу, мир заполучил идеальную колодку.
В 1951 года Феррагамо принимает участие в первом настоящем итальянском показе, организованном байером Джованни Джорджини в бальном зале его же дома на вилле Торриджани во Флоренции (первый Pitti Uomo). Дизайнер показывает сандалии Kimo, которые придумывает для платьев итальянского модельера Эмилио Шуберта. Вдохновленные японскими таби, их носили с кожаными или атласными носками в тон каждому платью.
На этой фотографии Феррагамо держит свои последние пары обуви. Он уйдет из жизни спустя 4 года, 7 августа, в то время, когда Salvatore Ferragamo будет на пике. Наследство компании перейдет в руки жены Ванды и шестерых детей, а в 1955 году во Флоренции откроется музей Сальваторе Феррагамо, который функционирует до сих пор.
Другие истории
Подборка Buro 24/7