Во время Недели моды в Сеуле мы встретились с Адамом Катцем Синдингом — основателем стритстайл-проекта Le 21Eme, запущенного в далеком 2007-м. Адам превосходно читает по-русски, мечтает о путешествии по Кавказу и боготворит модных девушек постсоветского пространства. В интервью BURO. фотограф рассказал, за кем нужно следить и что происходит со стритстайлом прямо сейчас.
Одни говорят, что стритстайл умер, вы говорите, что вообще не снимаете «чертов стритстайл». Где же его искать все-таки?
Как видите, даже здесь, в Сеуле, он ушел в коммерцию. Люди одеваются для того, чтобы их снимали. Тех, кто гуляет перед объективами, значительно больше, чем тех, кто пришел на показы. Думаю, стритстайл-хроника перестала быть отражением того, как люди действительно одеваются, и стала слишком тесно завязанной на деньгах. Раньше люди одевались для себя, чтобы привлечь парня или девушку, чтобы друзья оценили образ. Но теперь это делают, чтобы привлечь фотографов, подписчиков, спонсоров — такого раньше не было.
То, что сейчас происходит со стритстайлом, похоже на пример с хорошей андеграундной рок-группой. Вот они появились такие замечательные, и люди, конечно, хотят слушать их музыку. Как только группа становится популярной и зарабатывает кучу денег, качество музыки падает, потому что ребята перестают делать реально свое. Они делают то, что просит звукозаписывающая компания, они надевают куртку, потому что им неплохо заплатили за это. Так и со стритстайлом — вдруг из очень человечного явления он превращается в подобие онлайн-шопинга.
Коммерциализация стритстайла происходит везде?
Везде, наверное, кроме стран третьего мира. Возьмем любую модную столицу. В Москве, например, в расписании Недели моды указывают специальный временной промежуток для съемки стритстайла. Люди приходят, стоят около Манежа и ловят глазами фотографов из модных журналов. Вообще я не был в Африке, но думаю, что и там есть те, кто так же наряжается. С таким количеством фотографов и культом инстаграма было бы глупо поступать иначе. Все хотят сделать из себя бренд и показать свою уникальность. Свободный рынок, свободная пресса.
Вас это огорчает?
Я совсем не огорчаюсь, потому что могу документировать новое явление. Теперь я снимаю смешно одетых людей вместо того, чтобы снимать изумительно одетых. И в этом нет ничего плохого, хотя, конечно, так скучнее. Вот я смотрю на того парня и думаю, он действительно носит эти очки каждый день? Или он надел их сегодня, чтобы сделать хорошую фотографию? Наверное, обычно он не носит такое, да и не одевается так. Хотя я хотел бы думать иначе. Поэтому и приходится запечатлевать, насколько все пропитано коммерцией. То же самое с пожилыми дамами на показах Chanel, которые с ног до головы облачены в Chanel и сделали себе кучу пластических операций. Или вспомнить русских девушек с искусственными губами и грудью. Каждый год они проходят 5 метров до Манежа в миниюбках и при этом каблучища утопают в снегу.
Сможете назвать тех, кто до сих пор одевается не для яркой фотографии, а для себя?
Таких все меньше и меньше. Но я могу назвать россиянок: Ольга Дунина, Света Вашеняк — потрясающие девушки. Я обожаю снимать Наташу Гольденберг, у нее прекрасное чувство стиля, едва ли не лучшее в мире. Еще мне нравится Вика Газинская, она верна своему вкусу со времен нашей первой встречи, и я уважаю ее за честность.
А что насчет мужчин?
Самым хорошо одетым мужчиной я считаю Маркуса Эбнера, основателя немецкого журнала Achtung. Очень круто одеваются японские байеры, которые приезжают на Неделю моды. Но вообще это не мужская тема. Конечно, некоторые наряжаются, чтобы попасть в объектив фотографа, и я стараюсь избегать таких персонажей, потому что это грустно. Ну зачем это тебе, парень, ты ж не блогер! Да даже если блогер, носи то, что тебе нравится, это выглядит куда приятнее.
Женщины могут примерять на себя очень разные образы, и их больше, чем у мужчин. Они одеваются по настроению, думаю, для вас это более приемлемо. Например, можете надеть костюм сегодня, платье завтра, а послезавтра что-то спортивное — можете без проблем пользоваться разными опциями. Но если бы я в один день надел на улицу костюм, а на другой день — худи с джинсами, было бы странно. Я считаю, что парень, который обычно носит костюмы — не потому что он бизнесмен, а потому что ему нравятся костюмы, — должен так одеваться каждый день.
Все-таки интересно смотреть на мужчин, которые выражают себя с помощью одежды и придумывают что-то новое. В Корее, например, более раскованное отношение к мужской моде.
Здесь другое восприятие маскулинности, мужчины спокойно делают макияж, следят за бровями — и это нормально для них, это считается вполне мужественным. Здесь украшательство мне кажется более естественным. Могу представить, что вон тот парень планировал свой образ, но я не могу подумать о том, чтобы средний американский мужчина задумчиво раскладывал свою одежду на кровати, приговаривая: «А вот это я надену завтра».
Как я собираю вещи: уезжаю на неделю, значит, кладу семь футболок, брюки, носки, белье, худи, куртку — все. Что я первое вытащу из чемодана, то и надену. Нет такого, что «эти кроссовки с этой футболкой будут завтра смотреться просто зашибись!» Мне неинтересно смотреть на мужчин, которые слишком сильно стараются привлечь внимание. Не говорю, что это неправильно, просто я не причисляю себя к таким людям.
Так здорово быть женщиной, у тебя столько вариантов, столько крутых брендов. Мужская одежда скучная, она более утилитарная. Есть, конечно, марки вроде JW Anderson, которые раздвигают границы, но в целом у мужчин довольно глухо с модой.
Где вы больше всего любите снимать стритстайл?
Мне здесь очень интересно. Конечно, нравятся Париж и Копенгаген, а еще Киев и Тбилиси. На самом деле, очень много факторов, так что я даже не знаю, как ответить. Я обращаю внимание на классных людей и их стиль. Наверное, меня в первую очередь это и привлекает в разных местах, потому что все по-другому, не монотонно. Люди в разных городах мира одеваются не так, как я привык видеть у себя дома, и за ними интересно наблюдать.
Есть ли разница между тем, что вы снимали раньше, когда запускали Le 21eme, и тем, что снимаете сейчас?
Я стал фотографировать еще когда жил в Сиэтле, но там особой моды не было. Теперь я живу в Копенгагене, до этого 6 лет прожил в Нью-Йорке — в обоих городах люди одеваются превосходно. Вообще, как только начинаешь ходить на недели моды, то пресыщаешься в какой-то момент, и простые люди на улице уже не вызывают такого восхищения. Поэтому я больше не снимаю обычных прохожих, как раньше. Иногда я скучаю по тем временам, когда мог остановить девушку и попросить ее сфотографироваться. Но теперь я так не делаю, уже слишком скучно.
Что для вас сейчас важно в съемке — мода или антропология?
Это не то, чтобы антропология в чистом виде, скорее человеческая история, как будто капсула времени. Посмотришь на эти фотографии через 5–20 лет и воскликнешь — не поверю, что мы так ходили! Помню проект одного фотографа, он ездил по Америке и делал совершенно никчемные фотографии в торговых центрах. Через 20 лет он передал свои снимки журналу, их опубликовали, и оказалось так интересно смотреть на эти дурацкие фото. Тогда люди казались стилягами, а теперь они выглядят смешно.
Как считаете, ваши фотографии тоже будут смотреться смешно лет через десять?
Я смотрю на свои снимки пятилетней давности и думаю, что это уже сейчас очень смешно. Многие теперь одеваются предельно минималистично, в духе Celine, при этом 5 лет назад те же самые девушки разряжались как принцессы или блогерши, взрыв цвета, чем больше — тем лучше. Забавно наблюдать за тем, как люди меняются. Да кого это волнует, мода — это игра.
За кем вы следите в инстаграме?
Давайте посмотрим, что тут есть. Фотографы, друзья, с которыми катаюсь на велосипеде, друзья друзей. И котики, о да, у меня много котиков в инстаграме! Мой самый-самый любимый аккаунт из всех в мире — @ms.flufflestiltskin. Это котик, он такой хороший, я просто не могу. Важнее любого инфлюенсера! Посмотри на его глазки, он как будто готов заплакать! У меня пока нет кота, но я обязательно заведу себе такого. Лучший фотограф стритстайла — Джонатан Даниэль Прайс. Самая стильная женщина — Юля Пелипас. Лучший дизайнер — Эрролсон Хью из Acronym.
Сегодня многие мечтают стать блогерами или инфлюенсерами, но не все понимают, как работает эта экосистема. Расскажите про свой проект #NoFreePhotos.
Другие истории
Подборка Buro 24/7