Чтобы понять, что задумала и воплотила Габи Айон, которой сейчас 93 года, создав в 1952 году марку Chloé, нужно отчетливо представлять себе, как выглядела парижская модная сцена в эту эпоху. Это было время тотального господства экстремальной диоровской женственности с 15-киллограмовыми платьями, с безбожно утянутой корсетом талией, подушечками, пристегивавшимися под юбку для большей пышности бедер, и прочей машинерией, которую сейчас трудно даже вообразить. И вот посреди всего этого появляется молодая женщина, эмигрировавшая из Египта в Париж после войны, и решает делать одежду с совсем другим духом – более доступную, более свободную и более легкую во всех смыслах этого слова.
Габи и Раймонд Айон с другом в Ливане
Она была из вполне состоятельной семьи, но не принадлежала к парижскому истеблишменту, как Живанши, она познакомилась в Париже с дадаистами и сюрреалистами, но не была частью артистического мира, как Диор. Строго говоря, она вообще не была модельером, она просто умела шить и четко понимала, какой она хочет видеть свою одежду, и даже придумала для нее особое определение – prêt-à-porter de luxe, одной из первых употребив это определение.
Chloé весна-лето 1960
Так же четко она понимала, чего хочет добиться, приглашая в 1964 году на должность артистического директора молодого Карла Лагерфельда, который тогда работал в Jean Patou и совершенно еще не был знаменит. Именно благодаря блестящему пониманию всех вызовов и запросов времени, Габи Айон вместе с Лагерфельдом и удалось превратить Chloé в одну из главных модных марок молодой парижской богемы, которую в конце 1960-х и в 1970-е носили все – от Брижит Бардо до Марии Каллас. Именно благодаря ее прозорливости Лагерфельд прославился и получил работу мечты в Chanel. В 1985 году Айон продала компанию Richemont group. Карл ушел, в 1988 году пришла Мартин Ситбон, потом в 1992 году Лагерфельд вернулся, но в какой-то момент стало очевидно, что время меняется, а Chloé перестала меняться вместе с ним.
Карл Лагерфельд, 1979
Гай Бурден. Vogue 1979
Chloé весна-лето 1980; весна-лето 1981
В принципе, все и дальше могло бы продолжаться в том же духе – Chloé делала бы аккуратную одежду с неким парижским флером, успешно ее продавала и постепенно превращалась в благородную, но скучную марку со славным прошлым, увядающую вместе со своими клиентками. Таких историй мы знаем немало. Но от этой печальной участи ее спасло выдающееся поколение британских девушек, которым сегодня примерно сорок, а тогда было около тридцати.
Chloé весна-лето 1986
Все изменилось, когда Лагерфельд, известный многостаночник, делавший на тот момент одновременно коллекции для четырех брендов, решил сократить их количество, и покинул Chloé во второй раз и уже окончательно. На его место в 1997 году пригласили совсем молодую, только что выпустившуюся из Saint Martins Стеллу МакКартни – и все с большим скепсисом заговорили о ее легендарном имени, как главной причине этого выбора. Но уже после первой коллекции стало понятно, что скептики будут посрамлены. За время, проведенное в Chloé, Стелла отточила все характерные черты своего стиля – ясность кроя, функциональность, спортивный шик, легкость и цельность силуэтов. И была уже полностью готова к собственной марке.
Chloé весна-лето 1998
Стелла МакКартни. Chloé осень-зима 1998
Chloé весна-лето 2001
Ее сменила Фиби Файло, закончившая Saint Martins всего лишь на год позже Стеллы и работавшая ее ассистентом в Chloé с 1997 года, – и вот тогда-то и начался настоящий расцвет новой Chloé и настоящий бум вокруг нее. Оказалось, что Фиби обладает уникальным свойством – она безошибочно понимает, чего хотят женщины. То есть может не просто воспроизводить штампы про сексуальность, яркость и энергичность, а действительно чувствовать желания и угадывать потребности женщин, иногда смутные и неясные для них самих. Глядя на ее вещи, все вдруг осознали, что вот эти идеально скроенные брюки, хорошо сидящие на любой фигуре, эти безупречные белые рубашки, эти свободные маленькие платья, это соединение спортивности, математически выверенного кроя и свободной уверенности – и есть именно то, чего они всегда хотели, но никак не могли найти, и даже не особенно могли сформулировать свой запрос мирозданию. А тут им все взяли и представили в самом лучшем виде. Это была новая женственность, и недаром Фиби тут же получила от журналистов прозвище "Шанель XXI века".
Chloé весна-лето 2004
Фиби Файло, 2003
Когда Файло оставила Chloé в 2006 году, ее место занял Паоло Мелим Андерссон, но продержался на нем всего несколько сезонов: продажи стали драматически падать и руководство Richemont group моментально вернулось к проверенному рецепту – британским девушкам из Saint Martins. В 2008 году Андерссона сменила Ханна МакГибон, работавшая с Фиби Файло. МакГибон – дизайнер более мягкий, у нее не было такого жесткого видения, она очень увлекалась 1970-ми и вообще сильно отличалась от Файло, но при этом у нее было очень похожее представление о том, что такое "романтизм" и "женственность". Она, как и Файло, понимала под этим, прежде всего, свободу, легкость и ясность, что, впрочем, не помогло ей удержаться на должности артистического директора марки.
Рекламная кампания Chloé осень-зима 2009
Клер Уайт Келлер. Chloé весна-лето 2011
Но больше никаких гендерных экспериментов в Chloé решили не проводить, и когда в 2011 году расставались с МакГибон, ее заменили очередной британской девушкой – правда, на этот раз окончившей не Saint Martins, а Лондонский Королевский колледж искусств, но из того же поколения и со сходной эстетикой. То, что Клер Уайт Келлер уже успела показать, радует и вселяет большой оптимизм по поводу будущего Chloé. И как это не раз уже случалось за 60-летнюю историю марки, именно здесь, наконец-то, раскрылись таланты Уайт Келлер и в полной мере проявился ее собственный стиль, который оказался столь подходящим Chloé. В ней есть все те же легкость и свобода, все та же ясность замысла, и то, что по-английски очень точно называется girlish, и составляет самую суть этого бренда. Русский вариант – "девичий", "девочковый" – не совсем верно отражает смысл, потому что вещи, которые делает Клер, можно носить не только в 20, но и в 30 и даже в 40. И есть все основания надеяться, что это замечательное свойство вполне способно обеспечить Chloé и следующие 60 лет счастливой жизни.
Рекламная кампания Chloé весна-лето 2013
Chloé весна-лето 2013
Клер Уайт Келлер
Chloé осень-зима 2013
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7