Одним из самых уникальных подходов к инфраструктуре компании Google всегда была политика «20 свободных минут»: 20 минут в день инженеры могут потратить на личные проекты. За этим последовали впечатляющие результаты — и Gmail, и AdSense были изобретены именно в эти небольшие промежутки личного времени.
В 2010 году инженер из Мумбаи Амид Сууд использовал свои 20 минут для создания виртуальной коллекции искусства под названием Google Art Project. Сегодня проект достиг размеров целого особняка в девятом округе Парижа и получил по-гугловски грандиозное название — Культурный институт Google. Институт ставит своей целью перенесение произведений искусства из более чем 1 300 музеев и архивов в цифровой формат. Поэтому момент, когда он должен был обратить свое внимание на мир моды, был лишь вопросом времени.
На этой неделе Google представила новый архив, в который вошли материалы по истории и культуре моды. Проект назвали We Wear Culture, и работает он одновременно как научно-исследовательский инструмент и как просто отличный способ потратить пару часов с пользой. Но в чем выгода для самой компании Google? Лидер проекта, Кейт Лаутербах, рассказала в интервью Business of Fashion, что We Wear Culture — некоммерческая организация, которую она старается держать подальше от основных проектов Google.
Однако чем глубже Лаутербах уходит в детали, тем сильнее становится не по себе. К примеру, одной из главных линий развития программы будет использование искусственного интеллекта и нейросетей для обнаружения аналогов и трендов в моде (и, вероятно, предсказания этих трендов). Кейт называет это «обучением машины» и старается избегать вопросов о том, насколько потенциально опасной может стать машина, способная предсказать, когда снова в моду вернется «маленькое черное платье» или рваные джинсы. Впрочем, Google всегда стремилась отойти как можно дальше от имиджа компании Skynet из фильма «Терминатор» и больше рассказывать о том, как их инструментами будут пользоваться девушки с Tumblr, которым нужно составить красивый мудборд из всего красного.
Несмотря на это, вопросов возникает все больше. Да, для студента из Central Saint Martins We Wear Culture станет незаменимым помощником — подумать только, теперь можно одним нажатием кнопки найти интересующую тебя шляпку XVI века, пиратский костюм из первой коллекции Вивьен Вествуд или японку из района Харадзюку, одетую под анимешного монстра с щупальцами. Но если учитывать, что мода по своей сущности является индустрией, в которой каждый старается успевать за трендами, не будет ли новый архив от Google содействовать общей картине гомогенности и однотипности, царящей сейчас в коллекциях популярных брендов? Ведь если 20 студентов с одного курса будут искать в одном архиве одно и то же, у них с большой вероятностью получится 20 одинаковых коллекций — да что там, уже получается, и не первый год.
В своем интервью Buro 24/7 Лаудомия Пуччи упомянула, что индустрии моды сейчас отчаянно не хватает «человечности, вместе с которой уходит и творческий подход». В этом плане Google действует именно против человеческого фактора в пользу того, что является главным ноу-хау компании — удобством. Пусть в архиве моды Google представлен огромный набор из нескольких тысяч изображений, но при его использовании теряется именно уникальность и индивидуальность, за счет которой существует модная индустрия. Чем больше мы стараемся упростить свою жизнь, тем больше мы теряем в характере, творческой энергии и индивидуальном почерке, который мы стараемся оставить на всем, к чему прикасаемся.
Лаутербах высказывает надежду на то, что посещение музеев в скором времени станет пережитком времени, так как технологии вроде Google Cardboard позволяют устроить себе виртуальный тур по одному из сотен партнерских музеев компании. Однако даже это похоже на простое использование человеческой лени ради заработка. Какое впечатление останется у тысяч человек, посмотревших один и тот же тур по одному и тому же музею, снятый на одну и ту же камеру с одних и тех же ракурсов? Одинаковое. Во всяком случае до реальных и живых эмоций здесь будет далеко.
Именно по этой причине к новым инициативам Google относятся с осторожностью. От проекта DeepMind до специальных мер, которые принимает Google, чтобы их искусственный интеллект не вышел из-под контроля, — почти все, что делает компания, выглядит как деятельность огромной всемогущей корпорации, которая вот-вот начнет собирать органы у специально выращенных клонов, как в фильме «Остров», или развяжет войну с помощью роботов.
Но возможно, в We Wear Culture все-таки отнесутся к моде достаточно чутко и внимательно, ведь очень не хочется увидеть через несколько сезонов на всех подиумах мира одинаковые шляпки.