Несколько лет назад, когда безудержный ажиотаж вокруг выходящих каждый сезон новых моделей дизайнерских сумок спал и Кассандры от моды единодушно констатировали смерть феномена "it-bag", появилась она: яркая, оригинальная, с необычной внешностью, с неизменной красной помадой, немного не от эпохи этой, как будто сошедшая со страниц старого журнала или кинофильма. И предложила нам всем носить в руке напоминание о любимых книгах нашего детства, или зрелости. У кого как. Продолжение всем известно: талантливая девушка, истинная парижанка, наполовину англичанка и на четверть француженка и вьетнамка, дочь выдающегося иллюстратора Пьера Ле Тана, Олимпия Ле Тан стала законодательницей новой моды и создательницей самого востребованного аксессуара последних сезонов.
Шоу-рум Олимпии Ле Тан в Париже
Еще год назад одна моя московская знакомая со скептицизмом обсуждала возможность появленияна светской тусовке с клатчем-обложкой старого издания какого-нибудь "Джанки" или, еще того хуже, "Смерти в Венеции". Теперь "литературные" клатчи Олимпии Ле Тан расходятся как горячие пирожки — их популярность у звезд сыграла свою роль. Но, конечно, секрет их успеха, не в этом. А в оригинальности и самобытности, как теперь говорят, самого "проекта" — воссоздавать припомощи ручной вышивки на тканях, обложки книг, изданных в европейских странах в прошлых десятилетиях. Успевшая поработать в дизайнерских командах ведущих домов моды (от Chanelдо Balmain), Олимпия Ле Тан создала необычный "объект" на стыке моды, дизайна, книжной индустрии, арта, да к тому же с яркой "персонифицированной" и эмоциональной составляющей. Ведь книги, о которых идет речь — это любимые литературные произведения самого дизайнера, томики из библиотеки ее детства, или знаковые для целых поколений, литературные тексты. В общем, здесь слишком много личного, чтобы ограничить это явления рамками моды или стиля.
Коллекция "Schnitzel with Noodles"
Мы встретились с Олимпией Ле Тан в ее шоу-руме в Париже, на следующий день после показа ее новой коллекции prêt-a-porter — уже третий сезон подряд дизайнер работает и в этом "жанре". Коллекция "Schnitzel with Noodles" была представлена во время необычного дефиле, прошедшего в Музее Охоты (Musée de la Chasse). Ни выбор места, ни саундтрека — веселый и зазывной альпийский йодль в исполнении Джули Эндрюс из знаменитого фильма-мюзикла "Звуки музыки" и напоминающая эхо дудочная мелодия, ни название коллекции не были случайными (вообще, во всем, что делает Олимпия, от важной детали до невинной мелочи, всегда содержится смысл и послание). От первой до последней модели коллекция была пропитана тирольским духом. Бархатные платья с поясом, юбки-клеш, кардиганы в духе вышитых и украшенных тесьмой и кантомальпийских жилетов и курток, бархатная накидка с капюшоном и традиционные тирольские цвета — красный, насыщенный зеленый, серый, черный и белый. Очарование и шарм сказки, к которым нас своими коллекциями уже приучила Олимпия Ле Тан, нашли выражение даже в самом что ни на есть конкретном сказочном образе — одной из моделей коллекции стало алое платье Красной Шапочки с капюшоном.
Приглашение на показ
Коллекцию prêt-a-porter дополнила созданная в созвучной ей тематике коллекция знаменитых клатчей Олимпии — ее основу составили сборники немецких сказок, книги немецких авторов, впервые! — обложки пластинок немецких композиторов, и несколько очаровательных сумочек-сердечек с тирольским орнаментом. Об этих новый приобретениях "собрания сочинений" Олимпии Ле Тан — и не только — мы и побеседовали с дизайнером.
Ваша новая коллекция клатчей посвящена немецкой теме — сказки братьев Гримм, рассказы о Хайди, Цвейг, Фрейд, Моцарт и даже упаковка молока! А с чего все начиналось? Какая "обложка" была у вашего самого первого клатча?
Это была обложка издания романа "Над пропастью во ржи" (The Catcher in the Ray) Джерома Сэлинджера.
Почему вы выбрали именно ее: вам понравилась обложка, или дело все-таки в тексте?
Конечно, обложка сыграла роль в этом выборе. Но все таки, главным была книга — это одно из моих любимых литературных произведений.
А какова вообще связь между обложкой, которую вы выбираете для клатча, и самой книгой? Неслучайно ведь вы назвали свою первую коллекцию клатчей "Не судите о книге по ее обложке". Вы всегда воспроизводите только обложки книг, которые вы читали сами и которые вам понравились? Насколько это важно для вас?
Поначалу это было очень важно. Например, в моей первой коллекции клатчей, состоявшей из двадцати семи сумочек, были исключительно книги, которые я прочитала! Я составила список из своих любимых книг и стала их разыскивать в разных изданиях, чтобы найти то, которое я буду использовать для воспроизведения в клатче. Многие из книг были из библиотеки моей семьи.
Олимпия Ле Тан
С 2009 года, вы выпустили уже более пяти сотен клатчей! Принцип выбора обложек с тех пор как-то изменился?
Сегодня это уже комбинация из книг, которые я читала и тех, которые я выбрала исключительно из-за понравившейся обложки. Кроме того, теперь я делаю коллекции клатчей, которые должны совпадать по теме с коллекцией одежды. Поэтому я и мои помощники подыскиваем книги по определенной теме — в данном случае это Австрия и Германия, и даже с определенными цветами на обложке, чтобы они гармонировали с цветами коллекции.
Интересно узнать, из чего состоит процесс создания клатча?
Сначала выбираются обложки книг, или виниловых пластинок, как в случае моей новой коллекции. Потом по ним создаются эскизы, причем иногда мы меняем немного первоначальный облик обложки, если в этом есть необходимость. Затем по эскизам на тонком войлоке вручную выполняются вышивки — раньше я выполняла вышивку сама, но потом коллекции стали расти и пришлось, конечно, отказаться от этого. Теперь над ними работают пять профессиональных вышивальщиц из Японии. Затем ткань натягивается на деревянную основу. В этом сезоне в коллекции появились и кожаные клатчи, правда без вышивки, хотя и с отделкой из ткани.
А как вы вошли в роль дизайнера prêt-a-porter — этот переход был сложным для вас? Над чем сложнее работать — над клатчами иди над одеждой?
Конечно, над одеждой. Вышитая сумочка — это нечто более понятное для меня. Я, как и многие девочки, в детстве вышивала. Одежда — другое дело. Я, например, сама не умею конструировать, поэтому в работе над prêt-a-porter я очень завишу от своей команды, от людей, которые мне помогают. Я придумываю идею, а они помогают мне воплотить ее.
Мирослава Дума и Ульяна Сергеенко
Несмотря на фольклорную тему, ваша новая коллекция одежды очень практична. В ней много базовых вещей.
Да, я пыталась соблюсти равновесие. Коллекция явно навеяна австрийским фольклором. Но она практична и очень женственна, а многие модели сексапильны — это очень важно для меня, это часть моего стиля. Чтобы сделать коллекцию более практичной, я заменила многие традиционные материалы на более удобные и ноские. В коллекции много бархата, тонкой шерсти. Вышивки и тесьма присутствуют, но в более сдержанных вариантах, по сравнению с фольклорным костюмом. Плюс традиционные силуэты адаптированы к более классическим формам, которые я в принципе предпочитаю.
Коллекция Olympia Le -Tan осень-зима 2013
Вернемся к клатчам, которые сделали вас знаменитой. Когда вы их впервые представили, они были чем-то настолько неординарным, что немногие смогли сразу их принять. А всего три с небольшим года спустя они стали одним из самых востребованных и модных аксессуаров — на Net-a-porter.com, например, каждая новая модель "уходит" за несколько минут! Как вы объясняете свой успех?
Наверное, дело в том, что я в самом деле предложила нечто, очень отличное от того, что преподносилось до этого как "it-bag". Мои клатчи более оригинальны, в них много личного. Кроме того, они обращены к большему количеству людей, чем стандартные дизайнерские сумки и клатчи, и к тому же к очень разным людям: они нравятся тем, кто любит читать, они нравятся, тем, кто любит вышивку, наконец, они нравятся тем, кто увлечен модой.
Нам теперь ясно, как вы выбираете "обложки" для своих клатчей. А что вы думаете по поводу ваших клиентов — как они выбирают клатч? И какую роль для них играет книга? Я, например, про себя точно могу сказать, что никогда не выберу клатч, если мне не нравится книга.
И многие выбирают по такому же принципу! Но думаю, бывают разные случаи. Многие однозначно выбирают клатч исходя из книги и никогда не выберут обложку, если сама книга им не понравилась или они не читали ее. Но многие уже относятся к моим клатчам просто как к аксессуарам и подбирают их исходя из цвета, рисунка и т.д. А поскольку мои клатчи стали своеобразным трендом, думаю, что таких клиентов становится все больше и больше.
Но вы сами на чьей стороне?
Я уважаю всех, кто отдает предпочтение моим клатчам. Но, если честно, мне больше импонируют те, для которых книга имеет значение.
Какие из ваших клатчей-книг стали бестселлерами? Сделайте прогноз по поводу новой коллекции — какая из сумочек станет хитом?
Из новой коллекции, думаю клатч в форме сердечка. А если брать все мои коллекции, как ни странно первый клатч — "Над пропастью во ржи" — был одним из самых успешных. И однозначно это произошло благодаря необыкновенной популярности этой книги — она ведь была "библией" для нескольких поколений!
А клатчи на тему русских книг?
Да, они среди самых популярных! Особенно "Лолита" Набокова. В моей коллекции была и "Анна Каренина", и "Война и Мир", и "Идиот". Я вообще уже думала над тем, чтобы сделать коллекцию "русских" клатчей. Русская литература ведь очень популярна в мире.
Сколько ваших клатчей в вашем собственном гардеробе? Как вы выбирает клатч для каждого выхода ?
У меня около пятидесяти клатчей. И я стараюсь "выгуливать" каждый из них. Иногда я подбираюих по цвету к одежде. Но обычно, я выбираю "тему". Например, когда я была в Москве, я привезла много клатчей по произведениям русских писателей. А если я иду на свадьбу, то выбираю "обложку", в которой есть слово "любовь" или содержится какое-то подходящее к случаю послание или намек. Для меня это игра — как и для многих других.
Популярность всего, что вы делаете, безусловно связана с тем, что все это очень "авторское". Темы ваших коллекций связаны с вашим детством, с вашей семьей. В связи с этим хочется спросить про вашего отца — знаменитого иллюстратора Пьера Ле Тана. Как его творчество повлияло на вас?
Это влияние сложно переоценить. Любовь к творчеству, да и сама любовь к книгам — конечно от него. Плюс он принял непосредственное участие в создании моих коллекций prêt-a-porter — он разрабатывал принты для моих предыдущих коллекций. Он принимал участие в оформлении моего шоу-рума. Кстати, с ним связана и одна из моих главных идей на будущее — сделать наконец-то клатч по какой-нибудь из книжных обложек, оформленных моим отцом. Так сложилось, что мне до сих пор это не удалось — они слишком декоративные и их сложно воспроизвести в вышивке. Но я обязательно это сделаю.
Как мы уже не раз отмечали, все, что вы делаете — очень личное, и, кажется, вы всегда делаете только то, что вам действительно нравится. Как вам кажется, вы сможете сохранить этот подход в условиях жесткого и конкурентного бизнеса, коим является мир моды?
Люди, которые со мной работают, очень хорошо понимают особенность того, чем я занимаюсь. Надеюсь, мне никогда не придется под давлением маркетинга делать что-то, что не созвучно моему восприятию вещей. Это будет равнозначно тому, чтобы предать себя. Еще раз, надеюсь, что мне не придется с этим столкнуться.
Наверное, работая над prêt-a-porter остаться собой — задача еще более сложная...
Это так. Легче оставаться оригинальным, когда ты создаешь клатчи. А вот в дизайне одежды надо быть настолько оригинальным, насколько это смогут воспринять другие. К выбору одежды люди подходят совсем иначе, чем к выбору клатчей и аксессуаров вообще.
Ваша мать англичанка, отец — наполовину вьетнамец, наполовину француз, выросший во Франции. Вы выросли в Париже. При этом есть ощущение, что ваш собственный стиль — это эдакое "franglais", как говорят французы: в нем много как от французского, так и от английского.
Однозначно. Мне кажется, что ткани, которые я использую, и сочетание цветов, скорее английские. Ретронота — я люблю прошлое, пристрастие к винтажу — это тоже очень по-английски. А вот силуэты моих коллекций очень французские, парижские.
Мы заговорили о Париже. Ваши любимые места в городе. Начнем, естественно, с книжного магазина.
Это магазин англоязычных книг "Shakespeare & Co" в квартале Сен-Жермен. Кстати, там я обнаружила многие из своих будущих клатчей. А вообще, я очень люблю все традиционное и даже консервативное. Я люблю Café de Flore, Лувр. Люблю винтаж — рекомендую магазин винтажной одежды Anouschka в 9-м квартале, в нем часто бывают даже очень знаменитые дизайнеры. Правда, чтобы в него попасть, вам должны предварительно назначить встречу. Я люблю японскую кухню — на rue Moliere находится Takara, один из самых хороших японских ресторанчиков в Париже. На бранч мы с моими друзьями часто собираемся в ресторанчике в Hotel Amour — в нем воссоздана атмосфера традиционного парижского бистро. Люблю покупать продукты в продуктовом отделе Le Bon Marche — туда привозят лучшие товары со всего мира. И еще я очень люблю гулять по набережным — просто я действительно очень люблю Париж.
Другие истории
Подборка Buro 24/7