В начале этой осени в Антверпене, в музее моды MoMu, открылась выставка Happy Birthday Dear Academie!, посвященная 50-летию факультета моды Королевской академии изящных искусств. И центром экспозиции стала, конечно, легендарная Антверпенская шестерка, прославившая его и превратившая в один из главных факультетов моды в мире
Благодаря юбилею случилось небывалое — в июне в Королевскую академию изящных искусств пришла вся Антверпенская шестерка (в предыдущий раз эти шесть человек собирались вместе в 2000 году). Дрису ван Нотену удалось уговорить даже Анн Демельмейстер, которая вообще никуда не ходит. А в конце осени стало известно, что Демельмейстер покидает собственную марку и, кажется, вообще уходит из моды. Так вокруг Antwerp Six (или Six d'Anvers) образовалась вполне символическая сюжетная арка, побуждающая еще раз вспомнить о них самих и об их месте в истории моды и в ее современности.
Шесть человек — Анн Демельмейстер, Дирк Биккембергс, Дирк ван Сэн, Дрис ван Нотен, Вальтер ван Бейрендонк и Марина Йи — в 1986 году арендовали грузовик, загрузили туда свои коллекции и поехали в Лондон на British Designer Show. После этого tour de force выражение "бельгийская мода" бывшее, как сказала Сьюзи Менкес, несообразным парадоксом, стало главным знаком времени.
Все шестеро учились в Антверпенской Королевской академии изящных искусств у Линды Лоппы, все выпустились оттуда в самом начале 80-х, все сделали собственные бренды и все в той или иной степени прославились после этой легендарной поездки. "Антверпенской шестеркой" их стали называть журналисты — сами они так никогда себя не называли, да и вообще никак не называли, и даже, в сущности, никогда особенно не объединялись.
Что же тогда было общего у этих шести дизайнеров, кроме факультета и учителя? Что было общего у меланхоличной отстраненности Демельмейстер, графичной этники ван Нотена, бодрого милитари Биккембергса, декоративно-прикладной росписи ван Сэна, буйного космоса ван Бейрендонка и богемной утонченности Марины Йи? Только одно — деконструкция.
Причем, если другие знаменитые деконструктивисты того времени — японцы — буквально разымали традиционный гардероб на части и соединяли их в произвольном порядке, препарируя своим марсианским взглядом все формальные правила, по которым, например, рукав не должен был быть пришит на спине, то бельгийцы занимались прежде всего деконструкцией традиционных одежных кодов, смещая и смешивая понятия дневного и вечернего, красивого и безобразного, сексуального и элегантного, ретро и авангардного, рабочего и нарядного, уличного и кутюрного.
Вдруг оказалось, что эти молодые люди, выросшие и сформировавшиеся в провинциальной Бельгии, имеют совершенно особый зрительный аппарат, принципиально отличный от французов с их изысканным шиком и итальянцев с их традиционной элегантностью, и даже от англичан с их нонконформизмом. За одну ту лондонскую поездку они продемонстрировали этот свой дар всему миру — и радикально изменили его. Только ленивый тогда не научился смешивать болонью с шелком, делать все нарочито нелепым и оставлять необработанные кромки.
90-е годы стали временем их безусловного триумфа. Каждый мыслящий человек в то время одевался исключительно в японцев и бельгийцев, причем не только из Антверпенской шестерки. И, наоборот, достаточно было надеть на себя Демельмейстер, чтобы прослыть интеллектуалом.
А вот 2000-е с их гламуром и увлечением всяческим хэритеджем стали, скорее, реакцией на тот триумф. Но тут сработал эффект брошенного в воду камня — когда сам он давно ушел под воду, а круги от него все еще расходятся. И поэтому у нас есть Раф Симонс, Вероник Бранкино и Хайдер Аккерман, так или иначе связанные с той же Антверпенской Королевской академией изящных искусств и продолжившие дело деконструктивизма, начатое Антверпенской шестеркой, — каждый в собственной манере. И нынешний юбилей, последующий уход Демельмейстер, а также наступающий постминимализм лишь подхлестывают интерес к Antwerp Six и тому, что они делали почти 30 лет назад.
Из всех шестерых сегодня только Дрис ван Нотен продолжает функционировать как полноценный статусный фэшн-дизайнер, принимающий участие в неделях моды в Париже, имеющий бутики по всему миру, постоянно появляющийся во всех модных съемках всех глянцевых журналов.
Дирк Биккембергс давно уже смещается в сторону масс-маркета и много путешествует. Вальтер ван Бейрендонк руководит родным факультетом моды в Королевской академии изящных искусств, продолжает делать все такие же бескомпромиссные космические коллекции с ограниченной дистрибуцией и занимается своим concept store Walter.
Его многолетний партнер Дирк ван Сэн ведет курс на этом факультете, занимается магазином Walter вместе с ван Бейрендонком, выпускает коллекции с еще более ограниченной дистрибуцией, делает керамику, создает шелковые каре для Delvaux (это такой Эрмес для совсем продвинутых).
Марина Йи работает в своей антверпенской мастерской, дает мастер-классы, выпускает коллекции, включающие винтажные вещи, которые она находит на блошиных рынках и всячески преобразует.
А вот Анн Демельмейстер теперь, видимо, поливает цветы в своем доме на окраине города, построенном Ле Корбюзье, — и бог знает, окончательно или нет она там затворилась. И никто из них так и не уехал из Антверпена.
Другие истории
Подборка Buro 24/7