Мы решили узнать, какие наряды носят жительницы Востока под мусульманской одеждой
Благополучные арабские страны, щедро подпитываемые нефтяными запасами, не уступают Азии в спросе на модную одежду. Местные девушки подписаны на Instagram главных мировых универмагов, знают наизусть ключевые коллекции сезона и ложатся спать в бриллиантах.
Катя Ковтунович (@katyakovtunovich), журналист и дизайнер, осевшая в Дубае, выяснила, что носят жительницы Востока под традиционной мусульманской одеждой и почему они массово скупают модные новинки, заведомо зная, что не смогут их демонстрировать на себе открыто.
"Зачем мы покупаем дорогие вещи, если их могут видеть только члены семьи?" — удивляются моему вопросу Шамса и Латифа, мои подруги из королевской династии. "Но ведь семья и муж — главные люди в нашей жизни! Мы одеваемся для них. Нам совершенно нет дела до окружающих".
Зато окружающим явно есть дело до Шамсы и Латифы. Пока мы прогуливаемся с ними по дубайскому моллу, девушки в своих мусульманских одеяниях привлекают внимание изрядного количества поклонников. Парни выстраиваются за барышнями в очередь, нашептывая свои номера телефонов в надежде на будущую встречу (официально мужчинам и женщинам знакомиться и общаться не полагается). "Если они поймут, что мы не обращаем на них внимания, то отстанут и через минуту найдут себе другую девушку", — объясняет Шамса с безразличным видом.
"В семейном кругу мы можем носить абсолютно все, что нам нравится, даже короткие платья", — продолжает Латифа. — "И, конечно же, мы не одеваемся в Versace, Armani и Hermes с ног до головы. (Шамса приподнимает абаю и показывает свои узкие джинсы). Но если нам нравится какое-то платье дорогого известного бренда — мы можем его купить. Однако логотип на бирке не играет определяющей роли. У нас есть подруга, которая носит все только от Armani — при этом она выглядит как старушка. Очень важно, как ты умеешь комбинировать вещи. Если одежда красивая и нравится — мы можем ее купить и в Mango, и в H&M".
И все же, не унимаюсь я, для русской женщины покупать дорогие дизайнерские платья, чтобы красоваться в них исключительно перед мужем и семьей было бы абсурдом, напрасной тратой денег.
"Катя, не забывай — в России у вас одна сестра или брат, максимум двое. У нас со стороны каждого из родителей по десять тетушек и дядь, и у каждого свои семьи с детьми. Только в узком семейном кругу бывает до восьми дней рождения в месяц. Есть, где выгуливать наряды, поверь. Если кто-то тяжело заболел, а затем выздоровел — этому тоже будет посвящена вечеринка. А сколько раз в год мы собираемся на свадьбы, ужины и другие торжества? Вот и представь. Каждый раз мы должны выглядеть так, чтобы достойно представлять королевскую семью".
Любовь арабских женщин к брендам и моде побудила еще одну мою знакомую Мишу Маатук (она родом из Ливана) открыть в Дубае первый комиссионный магазин Garderobe. "Я работала в модной индустрии Дубая много лет, была менеджером многих люксовых марок, байером в Harvey Nichols Dubai, директором бутика Chanel и видела собственными глазами, в каких количествах жительницы Эмиратов покупают одежду, обувь и сумки. И я знаю, что многое они надевают всего лишь один-два раза, а потом сдают. К нам они присылают водителей, нагруженных практически новыми вещами". Бутик Миши, двухэтажная вилла на Jumeirah Beach Road, просто ломится от неношенных "лубутенов", практически новых сандалий Chanel и Louis Vuitton, всевозможных сумок и платьев от именитых марок за полцены.
"Тринадцать лет назад, когда я открывала первые магазины Zara в Дубае", — продолжает Миша, — "у нас были коллекции "специально для арабских женщин" — с длинными юбками и закрытыми блузками. Теперь такого нет. Времена изменились. Местные женщины хотят носить то же самое, что и все остальные. Они обладают хорошим вкусом, много путешествуют, читают блоги (Латифа призналась, что обожает Instagram ЦУМа), знают, что продается в Harvey Nichols London, что в Barneys New York, какие новинки появились и тоже хотят их иметь".
Марка Dolce & Gabbana, которая традиционно считалась эксклюзивно “русской”, в Эмиратах пользуется огромной популярностью. “Арабы тратят в "дольче" едва ли не большие суммы, чем русские”, — рассказывает одна моя знакомая, некогда работавшая в дубайском бутике бренда. "Здешние девушки выглядят в итальянских платьях сногсшибательно". Жгучие черные глаза, оливковая кожа, длинные густые волосы, формы и изгибы – ну чем не Моники Белуччи?
Говорят, в одном из ночных клубов Абу-Даби охранник отказал во входе двум барышням, потому что те были в абаях. Тогда они демонстративно разделись прямо перед его носом, оказавшись в коротких сексуальных платьях, и ему ничего не оставалось, как пропустить их внутрь. К слову, я знаю нескольких девушек в Дубае, кто вообще не носит абаю. Но пока это, скорее, исключения из правил.
Главное, что объединяет всех арабских женщин — от консервативно настроенных до самых прогрессивных — это большая любовь к сумкам. Здесь до сих пор много тех, кто любит сумки с логотипами, но с каждым годом, как рассказали мне консультанты Fendi, все больше девушек предпочитают покупать узнаваемые модели без каких-либо опознавательных знаков. Мои приятельницы Шамса и Латифа, к примеру, предпочитают дискретные Celine.
"Последние несколько лет мы переживаем абсолютный бум на сумки Chanel", — рассказывает Миша Маатук. "Каждая девушка имеет хотя бы одну сумку этой марки. А большинство обладает сразу несколькими. Несмотря на то, что цены на них выросли, сумки по-прежнему разлетаются как горячие пирожки. Помню, некоторые клиентки запрашивали модель во всех возможных цветах. Нам приходилось им отказывать — чтобы и другим покупателям что-то досталось. Это невероятно, но женщины из некоторых семей имеют действительно неограниченные бюджеты".
Для семей с меньшими доходами ситуация сложнее. Постоянное желание тратить непомерные суммы на люксовые вещи порой становится причиной разводов. Все больше работающих девушек полностью тратят свои высокие зарплаты на сумки и платья, при этом ждут еще и дорогих подарков от мужа. “Как можно спускать по 10 тысяч долларов в месяц на браслетики Cartier и еще требовать подарков?" — жалуется один знакомый араб на бывшую жену своего брата. "Девушки совсем не думают о том, что мужу нужно откладывать деньги на будущее, строить дом". И их можно понять.
Впрочем, многие жительницы Эмиратов предпочитают все же более разумную стратегию шопинга. “В основном, конечно, мы делаем покупки в Европе. После Tax Free вещи получаются гораздо дешевле", — говорит Латифа. К тому же, в европейских странах никто за нами не бегает и не подсовывает самые дорогие вещи, зная, что у нас есть деньги их купить. Там к нам относятся так же, как ко всем. Конечно, я могу купить самую дорогую сумку, но при этом я хочу выбрать ее сама, а не чтобы мне ее навязывали".
Напоследок я спрашиваю Шамсу и Латифу про украшения – про то, как носят бриллианты на Востоке, когда они уместны, а когда не очень. “Бриллианты в Эмиратах можно носить всегда. Мы даже спим в бриллиантах".