Диего Делла Валле — идеальный герой для учебника по бизнесу. Небольшую обувную мастерскую своего деда он превратил в люксового гиганта — Tod's Group. Замшевые мокасины Tod's с тех пор стали классикой, а годовой оборот компании перевалил за миллиард долларов.
Именно Делла Валле первым освоил селебрити-маркетинг. В семидесятых он решился на рискованный по тем временам шаг: подарил мокасины наследнику автомобильной империи Fiat Джанни Аньелли. Аньелли, к чьей жизни (и в том числе гардеробу) было приковано внимание всей страны, стал регулярно появляться в Tod's на важных футбольных матчах. Так итальянцы заметили обувь — и продажи моментально взлетели.
Позже Делла Валле купил целый выводок крайне важных для индустрии брендов — от Schiaparelli до Roger Vivier. Но модной индустрии ему оказалось мало — и к приобретениям добавился футбольный клуб «Фиорентина». Если перечислять все организации, в которых Делла Валле числится среди акционеров и членов совета директоров, список тоже выйдет солидный: Ferrari, Maserati, крупнейший в мире люксовый конгломерат LVMH и шестой по величине итальянский банк Banca Nazionale del Lavoro. А недавно рука Делла Валле коснулась и римского Колизея: в июле завершился первый этап реставрации памятника. Работы обошлись Tod's Group в 25 миллионов евро — и это только начало. Накануне грандиозного открытия обновленного Колизея основательница Buro 24/7 Мирослава Дума поговорила с бизнесменом и меценатом о старом, новом и вечном.
В Италии огромное количество памятников мировой культуры. Знаю, например, что вы регулярно выделяете сотни тысяч евро миланскому театру La Scala. Почему вы решили взяться и за Колизей?
Когда проект по реставрации Колизея только обсуждался, мэр Рима позвонил мне и спросил: «Не желаете ли войти в группу спонсоров?». Я выдвинул встречное предложение — пусть Tod's станет единственным спонсором проекта. Мне хотелось избавить эту историю от излишней «коммерциализации». Мы не имели и не имеем никакой финансовой выгоды от участия в реставрации. Наша цель — сделать что-то действительно значимое для страны, а Колизей — символ Рима и всей Италии. К тому же благодаря таким проектам появляются новые рабочие места.
Помните свое первое впечатление от Колизея? Могли бы вы тогда, мальчиком, представить, что прикоснетесь к памятнику древности?
Мне было лет десять или даже меньше. Чтобы добраться в Рим из нашей деревушки, пришлось долго трястись в автобусе — но это путешествие я запомнил на всю жизнь. Помню, каким огромным мне тогда показался Колизей. И вот что любопытно: я стал старше, но с возрастом Колизей не стал казаться мне меньше — все так же огромен и величественен, как и в день нашей первой встречи.
В свое время вы уехали в Америку. Отправились за «американской мечтой»?
Хотелось получить новый опыт. В Америке все устроено совершенно иначе. Если здесь мы никуда не спешим и наслаждаемся моментом, то там время имеет огромное значение — его никогда не тратят впустую.
Да, принцип «завтра, завтра, не сегодня» там не работает. Там работает принцип «мне это нужно уже вчера». И мне лично такой подход импонирует.
Такая же энергия и в азиатских странах. Если раньше, в древности, двигателем прогресса была Греция, то сейчас — Китай и Корея. Там молодежь не сидит на месте — всеми движет спортивный азарт. Это люди, нацеленные на успех. При этом деление на регионы становится все более условным: весь мир теперь — одно глобальное сообщество, уж спасибо технологиям.
Как вы смотрите на все эти изменения?
Я воспринимаю жизнь такой, какая она есть. Мы живем в удивительное время. Для молодых креативных людей сегодня весь мир — их личная студия. Например, вот у вас есть собственное онлайн-издание — это же просто потрясающе! Вы можете говорить с миром — и миллионы будут вас слушать, будут следовать за вами. Сегодня выдающейся личностью может стать кто угодно, даже если этот человек живет среди кукурузных плантаций в Центральной Америке. Делай, что считаешь нужным, лишь нажав пару кнопок на телефоне. Правда, технологии не только многое нам дают. Они и забирают немало ценных ресурсов — например время и внимание. И это нужно контролировать — как курение в общественных местах.
Сейчас правила индустрии диктуют именно клиенты: спасибо интернету и новым технологиям. Раньше всем управляли медиа: что скажут в СМИ, тому люди и верили. Теперь всем, у кого есть два-три миллиона фолловеров, достаточно бросить что-то о завышенной цене или эксплуатации детского труда в Азии — и сразу же поднимется буря. Вот Zara копирует дизайнерские вещи и продает их в тридцать раз дешевле, и люди, привыкшие к таким ценам, недоумевают: почему оригинал столько стоит?! Завтра эти же люди поймут, сколько зарабатывает на них Zara, — и будет скандал на весь интернет. А Zara придется снижать цены или делиться прибылью. Когда потребители осознают свою силу, они смогут влиять на компанию, просто озвучив свое отношение к тому, что она делает. Это своего рода политический протест.
Tod's недавно обновил и расширил историческую фабрику в Кассет д'Эте. Как вы решаете вопрос с мастерами? Их ведь становится все меньше.
Мы обучаем их сами. Полтора года молодые мастера работают вместе с опытными. В итоге они не только становятся отличными профессионалами, но и сами могут учить новичков. Мастеров и правда не хватает. Недавно я беседовал с премьер-министром — объяснял ему, что нужно популяризировать ручной труд. Нам нужны люди, которые делают реальные вещи. Люди очень любят престиж, а у профессии ремесленника его нет. Читая список жильцов дома в центре города, вы найдете немало докторов и юристов — и ни одного скорняка. Но тут я всегда привожу в пример поваров: еще совсем недавно это были грязные, пропахшие едой ребята, а сегодня их профессия стала престижной и привлекательной для молодежи. И ведь все — благодаря медиа, социальной рекламе. Нужно провести такую же кампанию для ремесленников: молодежь должна понимать, что стать мастером — лучше, чем еще одним безработным адвокатом.
Вы так беспокоитесь о судьбе страны. Почему бы не баллотироваться в премьер-министры?
О! Мне очень нравится наше интервью! Но я считаю, что управлять должны молодые люди — лет сорока. Поэтому мне так симпатичны наш премьер Маттео Ренци и премьер-министр Канады Джастин Трюдо. Мы должны поддерживать людей этого поколения. Они же, в свою очередь, должны быть уверены, что действительно выражают мнение граждан своей страны. Говоря о гражданах страны, я имею в виду не элиту, а большинство. Простым людям от государства нужны простые вещи: безопасность, доступное здравоохранение, развитая инфраструктура.
Диего Делла Валле ответил Buro 24/7 на несколько вопросов из знаменитого опросника Марселя Пруста: