Самым громким событием миланской недели моды стало возвращение на подиум Джеммы Уорд. Ее единственный выход на показе Prada обсуждали куда активней, чем любую коллекцию любого дизайнера. Но Джемма стала не единственной гостьей из 2000-х в сезоне весна-лето 2015 — в своей новой колонке Елена Стафьева рассуждает о том, почему на подиум возвращаются звезды нулевых и что это значит
Джемма Уорд открывала показ Prada — а закрывала его Лара Стоун. Тут, думаю, стоит повторить, что Миучча Прада не просто влиятельная персона в этом мире, не просто трендсеттер — она практически визионер в современной моде, она как никто чувствует и понимает, куда и как все движется, что и почему работает. И она сделала то, что принято называть statement — подчеркнутое заявление. Смыслов тут много, в том числе и, например, компенсировать таким способом очевидный недостаток концептуальности коллекции, что, надо сказать, у синьоры Прады отлично получилось — все только и говорили, что о выходе Джеммы, шоу Prada стало самым громким миланской недели.
Но помимо манипуляции Прада, как всегда, была концептуальна: Джемма — знаковая модель 2000-х, да и карьера Лары Стоун ровно из тех же годов. Когда первая сходила — вторая как раз восходила. Там же, в Милане, появилась еще одна знаменитая модель середины 2000-х, Снежана Онопко — на шоу Ermanno Scervino и Ports 1961. А у Fendi вышла Джессика Стэм, еще одна важная девушка 2000-х, которую не особенно было видно в последние сезоны. Знаменитые модели 2000-х возвращаются — так со всей очевидностью можно обозначить новый тренд. И это куда больше определило миланскую неделю, чем "70-е в цвету", которые там случаются примерно через сезон.
Собственно, это не первая вторая жизнь моделей предыдущего поколения, которые, казалось бы, уже сошли. Ровно такая же история произошла в середине 2000-х с супермоделями 90-х, когда они разом вдруг появились во всех главных рекламных кампаниях, во всех фэшн-съемках у всех знаменитых фотографов для всех самых главных глянцевых журналов. И были с нами еще примерно 10 лет — и даже где-то все еще остаются с нами, хотя они уже совсем взрослые. Отчасти в этом, видимо, и причина выхода на ринг следующего "прошлого" поколения — моделей 2000-х, которые их и заменят. И теперь мы будем видеть шоу, рекламные кампании и съемки с Сашей и Джеммой. Надеюсь, к ним еще подтянется Ирина Лазаряну, моя любимая.
Почему это происходит, примерно понятно: знаменитые модели предыдущего поколения — это отличный способ сделать акцент. Глаз на подиуме выхватывает их сразу — происходит моментальное радостное узнавание, и это отличный стилистический прием. Они призваны оттенять юных девочек, всегда выступающих такой общей массой, в которой ориентируются только кастинг-агенты, даже не фэшн-редакторы, — и уж тем более не публика.
Это работает самым парадоксальным образом. Помните, как году примерно в 2006, когда не выходило ни одного номера ни одного Vogue без Наоми, Клаудии, Линды и Кристи, все говорили: "О! Это потому, что нынешние такие бесцветные, такие безликие, такие андрогинные, все такие замученные тощие подростки — их же невозможно отличить друг от друга. То ли дело эти статные красотки с формами!" Сегодня именно эти бесцветные тощие подростки — которые, конечно, уже давно не подростки — вышагивают по подиуму, и мы их моментально узнаем и радостно восклицаем: "Вот! Какие были девушки — яркие, запоминающиеся! Не то что сейчас — все эти тощие бледные андрогины!" Про новую коллекцию Prada сказать было особенно нечего, кроме дежурных фраз про smart & ugly — но все, буквально все хором воскликнули: "Ура! Джемма вернулась!" Пиар и энтертейнмент.
Тут, конечно, очень важна именно Джемма — и надо отдать должное Миучче Праде: она блистательный стратег и тактик, это было 100% попадание. Дело в том, что всем девушкам из 2000-х сейчас примерно 30 — Джемме же только 26, и ее уже лет 6 как нет в фэшн-бизнесе. Она была настоящим символом наступившей новой эпохи, 2000-х. Именно она обозначила водораздел между 2000-ми с их экономическим ростом и лакшери-бумом и 90-ми с их низкими ценами на нефть и брендингом. Она была самой-самой в этом поколении моделей с детскими лицами, широко расставленными и широко распахнутыми глазами и вечно приоткрытыми ротиками — Джемма, Наташа, Саша. Но если Саша была таким волчонком-беспризорником, Наташа — Лолитой-Роми Шнайдер в одном флаконе, то Джемма — эльфом, феей, шекспировским Ариэлем и вообще всем, что может прийти вам в голову неземного. Она возглавила моду на невесомых девочек с кукольными лицами, она была буквально везде: показы, съемки, реклама Valentino, Dolce & Gabbana, JPG. А потом ей исполнилось 20, и она начала меняться — и набирать вес. Это было очень драматическим зрелищем — видеть, как она безнадежно сопротивляется взрослению.
Ее последним годом в качестве супермодели стал 2007. Я помню ее выход осенью 2007 на шоу Chanel S/S 2008 — тогда она еще не стала такой, какой мы ее увидим на фото папарации через пару лет, но уже заметно округлилась. Карл Лагерфельд нарочито выпустил ее в джинсовом бикини, и это выглядело довольно жестоко. За моей спиной одна фэшн-редакторша презрительным полушепотом говорила другой: "Ну и бедра она отъела!" Дальше были история ее романа с Хитом Леджером за месяц до его смерти, невротические попытки сбросить вес, обернувшиеся, конечно, еще большими килограммами, появление в эпизодических киноролях (в очередных "Пиратах Карибского моря", в "Великом Гэтсби"), рождение дочери. И вот она открывает шоу Prada — и бедра ее с того памятного показа Chanel не стали меньше. В этом, думаю, тоже был определенный жест Миуччи Прады: несовершенство — стержень современной культуры, главный ее эстетический и этический пойнт, особенно драматическое несовершенство, как у Джеммы. Главное достижение современного мира — наше отвоеванное право на несовершенство. Все мы неидеальны, все мы переживаем тяжелые моменты, и каждый достоин еще одного шанса, словно говорит нам Миучча, выпуская на подиум Джемму. Да, конечно, она окончательно и бесповоротно потеряла свое прежнее эльфийское обаяние, но приобрела другое, возможно, не менее крутое по нынешним меркам — девушки, которая выжила. Почти волшебным образом.