Юное лицо старинного модного дома
Оливье Рустен, креативный директор Balmain — самый молодой дизайнер со времен Ива Сен-Лорана, ставший во главе авторитетного модного дома. Наш парижский корреспондент Роза Синайски встретилась с Рустеном в его ателье
Для того, чтобы в 27 лет стать во главе целой модной империи, нужно обладать не только большой уверенностью в себе, но и совсем не по возрасту мастерством — у Оливье Рустена, без сомнений, в избытке и того, и другого.
Молодой креативный директор Balmain встречает нас в своем ателье (или, как он сам любит его называть, в "своей вселенной") неподалеку от бутика Balmain. С первого же взгляда на этого человека чувствуется, как много в нем энергии. Два шота эспрессо — и Оливье Рустен готов к разговору.
"я знаю, что всегда могу получить то, чего хочу, если буду достаточно упорно работать и сражаться за свои мечты"
В этом месте чувствуется дух Balmain и ваша индивидуальность. Расскажите немного о своей студии.
Здесь можно увидеть все мои источники вдохновения и мудборды, но это место не только для работы и для одежды. Я люблю окружать окружать себя личными вещами — вот, например, диски с "Полицией Майами" или письма от друзей и родственников. Мне нравится, что наша студия расположена в самом центре Парижа и что все находится по соседству — и мой офис, и ателье, и магазин.
Вы присоединились к команде Balmain в 25 лет — и стали креативным директором дома сразу после ухода Кристофа Декарнена, человека, который снова заставил всех заговорить о почти забытом французском доме. Как вы справились с давлением?
Я очень независимый человек. Я уехал из дома родителей в Бордо в 18 лет, изучал моду в Италии, потом был интерном в Roberto Cavalli, и с тех пор все развивалось очень стремительно. Я получил работу в Balmain в качестве ассистента дизайнера в команде Кристофа Декарнена, когда мне было 23. И когда мне предложили это место, не мог поверить, что это происходит на самом деле: я думал, они позовут какого-то большого дизайнера вроде Тома Форда. Но они поверили в меня и в мое видение, хотя, конечно, это назначение было рискованным.
Разумеется, давление может пугать, но я вырос в такой среде, где мне всегда приходилось бороться, чтобы что-то получить, всю жизнь что-то доказывать. И я знаю теперь, что всегда могу получить то, чего хочу, если буду достаточно упорно работать и сражаться за свои мечты. Очень важно не забывать, что это все-таки всего лишь одежда, и сохранять правильный баланс в своей жизни.
Вам удалось превратить Balmain в молодой и более веселый, более игривый бренд. Может быть, дело в вашем возрасте и связи с современной культурой?
Первым, что я сделал, получив эту должность, было решение самому стилизовать свои показы — мне казалось жутко старомодным приглашать стилистов или консультантов, которые будут учить меня, как заставить мою одежду хорошо выглядеть. У меня собственный язык, собственная эстетика, которые и превращаются во все, что мы делаем в Balmain. Это все способы самовыражения, и я хочу, чтобы люди видели это.
Вы активно пользуетесь Twitter и Instagram. Как вы считаете, оказывают ли социальные медиа влияние на вашу жизнь и на мир моды в целом? Вы не переживаете иногда, что показываете слишком много?
Мода кажется очень закрытым миром, и с помощью социальных медиа я хочу изменить ситуацию — хочу показать, что я обычный человек, могу сделать селфи после ночной вечеринки, сказать "я устал" или сфотографировать куриные наггетсы, которые ел на ланч.
Многие великие дизайнеры старого поколения потеряли свое чувство человечности под давлением моды, поэтому мне кажется, что социальные сети позволяют тебе оставаться на земле и объединяют тебя с людьми. Хотя у меня довольно роскошный образ жизни, я хочу, чтобы люди не забывали, что я тоже человек. Я хочу давать надежду и рассказывать волшебные истории и через одежду, которую делаю, и через соцсети.
Вы сделали лицом весенней рекламной кампании Рианну и назвали ее "новой иконой" — назвали не раз. Что делает ее идеальным воплощением духа Balmain Оливье Рустена?
Рианна — моя подруга, и она действительно обладает особым духом девушки Balmain — она знает, что ей идет, она сильная, она может надеть пижаму и выглядеть так, как будто собирается на красную ковровую дорожку. У нее очень правильное отношение к моде.
А идея рекламной кампании зародилась у меня тогда, когда я только начал мечтать о том, чтобы сделать Рианну звездой Balmain. Я написал ей сообщение "Will you make my dream come true??" — и она согласилась!
Работать с ней было так весело, что я даже не стал бы называть это работой. Это был просто радостный день в Нью-Йорке с громкой музыкой и хорошей едой, в отличной компании. Она примеряла вещи, и мы все просто отлично повеселились.
Какие у вас планы на развитие Balmain в дальнейшем?
Хотя Balmain и традиционный французский дом, я все же хочу вывести его на международный уровень. Я всегда нахожу вдохновение в разных источниках и в разных местах — например, коллекция pre-fall 2014 посвящена сафари. Мне нравится смешивать разные культуры, ведь женщины, для которых я создаю одежду, такие разные. Я могу создать коллекцию, вдохновленную яйцами Фаберже, а следующую посвятить сафари — я меняю темы каждый сезон, но всегда говорю на языке Balmain.
Вы думаете, женщина может выглядеть роскошно, не тратя на одежду баснословных денег?
Конечно, когда я работаю над коллекцией, я продаю сказку — но это все же приближенная к реальности сказка. Женщина не обязана покупать платье за 25 тысяч, она может пойти в один из наших магазинов и купить симпатичный блейзер, который будет носить несколько лет. Я делаю одежду для всех женщин и хочу видеть свои вещи на разных девушках. Я вижу много имитаций Balmain в вещах более бюджетных и массовых марок, и это тоже неплохой способ получить классический образ Balmain, не тратя больших денег.
Так вы не против копирования ваших работ демократичными сетями одежды?
Совсем нет, мне кажется, возмущаться по этому поводу давно не актуально. Все сейчас копируют, и я горжусь, что моя одежда кого-то вдохновляет — ведь это значит, что Balmain становится трендсеттером. И мне всегда радостно видеть молодых людей, которые идеи Balmain воплощают в своем особенном, живом стиле. Например, моя сотрудница как-то пришла на работу в футболке с черными и белыми кристаллами, которую купила в H&M или Zara и которая была точной копией вещи из нашей "бриллиантовой" коллекции. Мне показалось, что это забавно, и мне понравилось цветовое сочетание. Я думаю, что мода должна стать более популярной, более массовым увлечением — как кино или музыка.
Расскажите о команде Balmain. Вы наверняка привели с собой много молодых и талантливых людей, когда стали креативным директором.
Я люблю свое дело, потому что работаю с замечательными людьми, и хотя наш дом очень традиционный, команда у нас очень молодая. Мы, как семья, вместе проводим массу времени, и для меня важно сохранять особенную атмосферу. Благодаря нашей команде у меня нет чувства, будто я упорно работаю целыми днями или выматываюсь. Мы сидим в студии допоздна, включаем громкую музыку, танцуем.
С этими людьми я работаю еще с тех пор, когда пришел сюда ассистентом, поэтому мы уже давно знаем друг друга.
"Мне повезло: очень важно получать удовольствие от своей работы"
Что вы думаете о российских женщинах?
Я никогда не бывал в России и очень бы хотел посетить это волшебное место. Я встречал множество российский покупателей и представителей прессы, и есть кое-что особенное в российских женщинах: они действительно выделяются на фоне остальных, выглядят очень сексуально даже в повседневной одежде и в любое время суток. Я считаю, они всегда хорошо одеты и элегантны, и я рад, что русские клиентки тоже нас поддерживают. У России длинная история, полная волшебных сказок, как и у дома Balmain. Вот почему связь нашего дома и вашей страны так сильна.