Интервью с Мирославой Дума
Прибыв в Москву на открытие монобренда своей марки Charlotte Olympia, британский дизайнер и бизнес-леди Шарлотт Деллал встретилась с Мирославой Дума, чтобы поговорить о королевах и их свите, Стиве Джобсе и искусстве одеваться
Одному из самых ярких брендов в новейшей истории моды еще нет и десяти лет, но сегодня сложно представить себе приличную обувную коллекцию без пары-другой Dolly, Debbie или Kitty. Открытия московского филиала вселенной Charlotte Olympia ждали давно, потому что ее ироничное творчество, подкрепленное безупречным мастерством, у нас любят и ценят. Ожидание было вознаграждено: бутик незамедлительно стал местом паломничества для обувных афисионадо, а вечеринка с цыганами, медведями и фейерверками, которая прошла в штаб-квартире культового байк-клуба Sexton, Москва забудет не скоро. О других незабываемых моментах из истории бренда Шарлотт Деллал рассказала основательнице Buro 24/7 Мирославе Дума.
Мирослава Дума: Тебе удалось создать прекрасную историю и превратить ее в финансово успешный проект. В чем была первоначальная идея — творчество или бизнес?
Шарлотт Деллал: Я всегда хотела не просто работать в моде, а иметь собственный бренд, быть не просто дизайнером, а создавать свой мир своими руками. Помню, как ребенком запоем смотрела черно-белые фильмы 1940—50-х годов, и думаю, что именно гламурные образы тех лет вдохновили меня попробовать свои силы в моде. Я поступила на подготовительный курс в London College of Fashion и уже там решила, что моей специализацией будет обувь: в каждом студенческом проекте я обязательно придумывала не только одежду, но и полный арсенал аксессуаров, и один из преподавателей предложил мне обратить внимание на обувь. Я поняла, что это мое, и поступила в колледж Cordwainers, где учат именно техническому мастерству, так как создание обуви — это все-таки ремесло.
Твои первые эскизы или студенческие работы сохранились?
О да! Мое первое творение хранится у матери — это одна туфля, которую я сделала своими руками. Просто когда учишься обувному делу, обычно делаешь образцы в единственном экземпляре, потому что делать пару нет смысла. Тогда меня вдохновили бразильские мотивы, но главное — там был высокий каблук. Я тогда перерыла все архивы в колледже, чтобы найти правильную колодку! Тот первый образец, конечно, не сравнить с тем, что я делаю сейчас. Хотя кое-что осталось неизменным — каблуки, со временем они стали еще выше.
Обычно студенты модных колледжей проходят стажировки в известных домах мод. С кем удалось поработать тебе?
Я проходила практику в Emanuel Ungaro и Giambattista Valli, но, пожалуй, самыми важными стали полгода в редакции Telegraph под крылом легендарного фэшн-критика Хилари Александр. Я попала к ней сразу после школы на двухнедельную стажировку, но задержалась на шесть месяцев. В модной индустрии много самых разных профессий, а когда пробуешь свои силы в разных направлениях, то начинаешь лучше понимать, как все устроено. Мне было интересно все: от написания шопинг-обзоров и создания съемок до внутриредакционной системы хранения информации. Тогда я поняла, что не бывает неважных задач там, где даже самые простые вещи.
С чего вообще началось твое увлечение обувью? Примеряла втайне мамины туфли в детстве?
Думаю, что все девочки делают это! У моей матери был великолепный гардероб, она обожала наряжаться, и в этом смысле я следую по ее стопам. Когда у меня достаточно времени, сборы «на выход» превращаются в своеобразную церемонию. Я обожаю сам процесс: сделать укладку, освежить маникюр, наложить макияж, накинуть халат и прилечь на кушетку с бокалом шампанского... В этом есть что-то старомодное и романтичное, поэтому я позволяю себе иногда притвориться героиней старого фильма, которая проводит уйму времени, прихорашиваясь перед зеркалом. Тем более мама всегда мне говорила, что с нарядом лучше перестараться, чем наоборот. Она никогда не говорила, что мне нужно заниматься модой, но на многое меня вдохновила. Глядя на нее и на бабушку по папиной линии, я поверила в то, что идеал достижим и что можно выглядеть как кинодива не только на экране, но и в реальной жизни. Поняла, как важно уделять внимание мелочам, но при этом не терять из виду желаемый образ и не изменять себе и своему стилю. Я, например, всегда укладываю волосы, даже если никуда не собираюсь, и почти никогда не выхожу из дома без красной помады на губах, даже если просто иду в супермаркет. Это мой стиль — это я.
В России есть выражение «сапожник без сапог». Это означает, что у настоящего мастера так много работы, что у него совсем нет времени на себя. Это о тебе? Много ли пар обуви в твоей гардеробной?
Очень много! Но недавно поймала себя на том, что хоть я и создаю множество моделей, но сама почти всегда ношу одну и ту же. Думаю, обо мне тоже можно так сказать. Точнее, сапог у меня много, но я их не ношу. Я — сапожник-коллекционер. Которому к тому же не очень нравятся его собственные ноги. Как видите, я невысокого роста, а в обуви Charlotte Olympia я ощущаю себя выше и стройнее, а мои ноги кажутся мне длиннее. В этом весь фокус!
Личное обувное собрание пополняешь регулярно?
Уже нет. Раньше я покупала по несколько пар из каждой коллекции марки, а сейчас стала более избирательной и как-то спокойнее, наверное, к этому отношусь. Вот и в Москву привезла с собой всего две пары! Дома, в Лондоне, у меня есть личный и рабочий архивы, которые я в какой-то момент объединила, и теперь они занимают очень много места.
У Charlotte Olympia всегда очень интересные сумки самых необычных форм. Ты можешь превратить в сумку любой предмет?
Почти! Я коллекционирую разные красивые предметы, которые дают мне вдохновение. Например, я обожаю матрешек: у меня довольно большая коллекция, где даже есть игрушка в виде Мэрилин Монро. Также я собираю фигурки русалок, парфюмерные флаконы, винтажные предметы декора и антикварные произведения декоративно-прикладного искусства. Сумка, по сути, тоже красивый декоративный предмет, который несет определенную функцию. Наверное, есть предел фантазии и не любой предмет можно превратить в сумочку. Например, сумка в виде чайника — это уже слишком. Хотя... Может быть, я просто еще не увидела достаточно вдохновляющий чайник.
Мне всегда интересно наблюдать, как трансформируются источники вдохновения в дизайнерских коллекциях. В прошлом году я пригласила Джонатана Андерсона в Москву, и в ходе визита мы прокатились в метро и посетили музей космонавтики. И в его следующей коллекции появились вещи в цветах российского флага и свитер с изображением Белки и Стрелки.
Как здорово! Согласна, вдохновение можно брать отовсюду, особенно в таких культурно богатых местах, как Россия.
Есть дизайнеры, которые мечтают ограничить свою зону влияния дизайн-студией и не слишком вмешиваются в процессы за ее пределами. Это не твоя история?
Не моя. Думаю, по природе своей я скорее предприниматель. И чем лучше я узнаю, как все устроено в индустрии, тем проще мне поддерживать в себе предпринимательский азарт для того, чтобы двигаться вперед. Благодаря маме у меня с раннего детства была возможность смотреть на мир моды изнутри. Мне нравилось находиться в ателье во время примерок и за кулисами во время показов. Даже сейчас я получаю гораздо большее удовольствие, когда смотрю шоу с бэкстейджа, а не из зала.
Мне тоже гораздо интереснее наблюдать за тем, что было до подиума. Поэтому я так люблю, когда мы в Buro 24/7 делаем материалы о модном закулисье: репортажи из кутюрных ателье Chanel и Dior, мастерских Valentino и Hermès.
Именно! Поэтому я искренне люблю заниматься съемками лукбука, доводкой сайта, дизайном и печатью пригласительных. Все это — важные этапы общего процесса, в ходе которого я по кирпичику выстраиваю свой мир и свой бренд. Дело не только в обуви, но и в упаковке. Коробка, упаковочная бумага и еще миллион деталей — все это по-настоящему важно.
И это во многом определяет лицо марки. Как ты создавала стиль Charlotte Olympia? Что было сначала: золотая паутина на подошве или кошка на слиперах Kitty? Ты просчитала все на несколько шагов вперед?
Любого начинающего дизайнера прежде всего интересует создание характерной эстетики. Когда я начинала, все делали обувь на низком ходу. Но я всегда любила высокие каблуки и верила в то, что я такая не одна. Я работала над созданием узнаваемого силуэта, и появились Dolly Gold — туфли с платформой под мыском. Мы очень хорошо стартовали, и нас стали узнавать, когда я придумала слиперы Kitty, и они тоже стали знаковыми для марки, хотя на первый взгляд не вписывались в ряд. Я не планировала делать классические лодочки, но в какой-то момент поняла, что и они нужны. План важен, потому что впотьмах, на ощупь бизнес не построить. С другой стороны, развитие бренда должно быть органичным, а органику эту начинаешь чувствовать только в процессе.
В прошлом году мы пригласили Джека Ма, основателя Alibaba Group, на Петербургский экономический форум. Его рассказ о пути к успеху был очень вдохновляющим. Он сам из бедной семьи и работал учителем английского языка за $ 12 в день. Однажды он оказался в Америке и впервые получил доступ к компьютеру с интернетом, не зная даже, что такое Google. По его словам, у него никогда не было бизнес-плана, а компанию он построил, полагаясь на интуицию.
Безусловно, интуиция очень важна. Я могу запланировать открытие магазина, но произойдет это или нет — уже другая история. Может, когда придет время, мне покажется, что сейчас этого делать не следует. Планирование и гибкость эффективно дополняют друг друга, когда четко определена цель. Вот я, к примеру, часто бронирую авиабилеты в последний момент, но при этом всегда знаю, куда мне нужно долететь.
Упорство — тоже важная черта. Говорят, нужно потратить 10 тысяч часов, чтобы добиться успеха в любом деле.
Мой муж тоже так считает. Он говорит, что пришел к успеху, но для этого понадобилось четырнадцать лет труда. Правда, однажды он немного отвлекся — когда упорно добивался меня.
Сегодня у Charlotte Olympia одиннадцать магазинов по всему миру. Как тебе удается совмещать карьеру и семью? Она ведь у тебя тоже не маленькая.
На этот вопрос я всегда отвечаю: надо просто брать и делать. У меня старт бизнеса и пополнение в семье произошли одновременно — в 2008 году, поэтому мне трудно представить другой вариант развития событий. Я просто работала над этими двумя «направлениями» параллельно и постепенно собрала команду, на которую всегда могу положиться и без которой ни за что не смогла бы так легко найти баланс между офисом и домом.
Как говорят, короля играет свита.
Я не утверждаю, что я королева... Хотя в своем доме — определенно, да! На самом деле я понимаю, о чем вы. Даже Стив Джобс не справился бы в одиночку! Он не изобретал Macintosh — за него это сделали другие. Себя он называл дирижером, считая своим главным талантом способность привлекать таланты в команду. Именно такие «оркестры» при правильном управлении создают прекрасную музыку. А если кто-то не справляется со своими задачами, то возникает какофония. Это как швейцарские часы: в них миллион деталей, каждая из которых важна, и все они должны работать слаженно.
Что сейчас является приоритетом для марки? Над чем ты работаеешь наиболее активно?
Мы хотим укрепиться в том, что делаем, и продолжать развивать обувную и аксессуарную линии. Сейчас я начинаю делать более коммерческие модели, которые позволяют более полно удовлетворять потребности наших поклонников, расширить их круг и сделать компанию более устойчивой. Так, относительно недавно мы начали делать кеды, и они были приняты очень хорошо, как и детская обувь линейки Incy, которую мы представили три года назад.
У тебя трое детей, и я думаю, что детское направление для тебя должно быть особенно интересным.
Безусловно! Правда, моя троица — мальчишки, в то время как мои коллекции больше для девочек. Я очень хочу четвертого ребенка. Честно говоря, мне все равно, кто это будет — мальчик или девочка. Но, думаю, мужу хочется иметь дочь, которую можно баловать. Мама говорит, что я не готова к появлению девочки, потому что не хочу расставаться со своей короной. Может, она права и мне нужно рассмотреть возможность появления еще одной женщины в доме. По-моему, это серьезный вызов — похлеще выхода на новый рынок!
Другие истории
Подборка Buro 24/7