Колонка Илектры Канестри на Buro 24/7
Если в Париже, Лондоне или Нью-Йорке проходит крупная выставка, посвященная истории костюма и быта, или ретроспектива современного модельера, вы всегда узнаете об этом по многочисленным афишам на улицах, информационным брошюрам, не говоря уже о публикациях в периодике и интернет-изданиях. Под старинные кринолины, турнюры, накидки и зонты, равно как и под произведения еще живущих или недавно ушедших из жизни кутюрье, отдаются лучшие выставочные помещения самых авторитетных музеев и галерей. Вот только несколько примеров из культурного календаря прошлого года: выставка "Импрессионизм и мода" в Musee d'Orsay в Париже, "Hollywood Costume" и "Valentinο: Master of Couture" в лондонских "Музее Виктории и Альберта" и Somerset House соответственно, "Elsa Schiaparelli and Miuccia Prada's Impossible Conversations" в Музее Metropolitan в Нью-Йорке.
Обложка книги, выпущенной к выставке "Мода в зеркале истории XIX-XX века"
Москва — дело иное. Здесь выставки, так или иначе связанные с костюмом, остаются редкостью. Тут нечему удивляться — пережив колоссальные исторические потрясения, потеряв часть истории, мы лишились также и истории костюма, всегда бывшего ее отражением. Ну, а как еще в совсем недавнем прошлом у нас относились к объектам, связанным с одеждой, модой и бытом, мы все помним — как к чему то, связанному с совершенно второстепенной и ничтожной частью человеческой жизни и судьбы, в сравнении с объектами, свидетельствующими о трудовых и духовных подвигах народа.
Неважно, что приведет вас на выставку "Мода в зеркале истории. XIX-XX вв.", проходящую в музейном объединении "Музей Москвы" — сарафанное радио или мельком увиденная рекламная афиша. В любом случае, вам очень повезло. К сожалению, эта ретроспектива костюма, охватывающая огромный период в два века, экспонаты, произведенные как в России, так и заграницей, по своим масштабам не уступающая лучшим аналогичным зарубежным экспозициям, не получила должной поддержки ни от государства, ни от прессы. Восторг, а если вы не слишком искушены в подобных мероприятиях — культурологический шок, вам точно гарантированы!
Прогулочное платье из тафты и атласа вдохновлено офицерским мундиром времен крымской войны и русско-турецких войн. Англия 1850-1879- гг., из собрания А.Васильева
Жемчужины коллекции костюма "Музея Москвы". Пелерина и муфта из горностая, мастерская скорняка Белкина. Юбка произведена в ателье модного Дома Charles Frederic Worth, Париж. Начало XX-го века
Веер из бумаги и пластин из перламутра, украшенный росписями (Франция, 1850-1870-е гг.) стал своеобразной "эмблемой" выставки. Организаторам пришла в голову удачная мысль воспроизвести его на картоне и продавать посетителям
Выставка костюма такого масштаба проходит в России впервые, и это огромное достижение. Благодаря настоящему подвижничеству независимого куратора проекта, историка моды и в прошлом международного журналиста моды Наталии Козловой, в рамках выставки встретились и объединились две коллекции — собрание костюма Александра Васильева и предметы из архивов самого "Музея Москвы". В грандиозной экспозиции, разместившейся в двух залах на площади более 2500 кв.м, представлены 200 костюмов из собрания известного историка моды, и 80 экспонатов — как костюмы, так и различные предметы, от вееров, перчаток и швейных машинок до автомобиля — из фондов музея.
Чтобы выставка стала возможной, были преодолены многочисленные сложности разного порядка. "Нам потребовалось девять месяцев, чтобы родился вполне здоровый и оригинальный проект, объединивший развитие моды и нашего общества," — подчеркивает Наталия Козлова. Проблемы возникли даже с манекенами. "Женщины, жившие в XIX веке, обладали размером талии, который сегодня редко встретишь даже у подростка. Манекенов с такими пропорциями в России не достать, а для, чтобы произвести их на заказ не было достаточно средств," — продолжает куратор выставки. В итоге манекенам "спиливали" талии, подгоняя их под размеры одежды.
Бархатная женская сумочка, украшенная вышивкой гладью. Россия, 1870-1880-ее, из собрания "Музея Москвы"
Некоторые из раритетов "Музея Москвы" - корсажи от платьев, 1880-1890-е гг. От разнообразия оттенков, отделки и форм рукавов – "куколка", "жиго" и др., разбегаются глаза. В центре - легендарная швейная машинка "Зингера", которая была запатентована в 1855-м году
Подобные туфли из атласа дамы одевали на балы. Неудивительно, что часто после такого выхода в свет они тяжело заболевали. В этой изящной, но никак не защищающей от холода и влаги обуви, приходилось идти и по дождю и по снегу до кареты, а то и до собственного подъезда. Россия, 1850-1870-ее годы, из собрания "Музея Москвы"
Многие экспонаты впечатляют красотой, за многими кроются необычные истории. Батистовые белые ампирные наряды начала XIX века оказывается, почти прозрачны — в эту эпоху дамы появлялись на балах в, мягко говоря, очень откровенном виде. Вот тебе и романтизм! А датирующаяся началом XIX века эффектная кашемировая шаль с очень современной деталью — полосатой бахромой — произведена не где-нибудь в Лионе, а на российской мануфактуре.
Шелковое платье, украшенное кружевом, бисером и искусственным жемчугом. Россия, 1910-1917-е гг., из собрания "Музея Москвы"; Платье из крепдешина и тисненого бархата, украшенное кружевами и бисером традиционного для моды 1920-х прямого силуэта. Его точное "происхождение" неизвестно: предположительно, Западная Европа
Фрагмент роскошного вечернего платья из шифона из коллекции Александра Васильева. Модель, созданная в мастерской Надежды Ламановой в 1920-х годах, украшена традиционной для стиля модерн вышивкой бисером и стеклярусом. Принадлежала знаменитой красавице, актрисе Марии Андреевой, считающейся прообразом Маргариты из романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"
По двум платьям розовых тонов — более простому, хлопковому, и атласному, расшитому бисером и стеклярусом, выполненному в ателье поставщика императорской семьи, модного дома "Бризак" — можно представить себе, как в конце XIX века выглядела обрученная девушка. Подобные платья нежных розовых оттенков назывались "благословенными" — их шили к помолвке за год до свадьбы и они затем входили в приданое невесты. Расшитые яркими геометрическими узорами платья и блузы в стиле "а-ля рус", которые носили русские интеллигенты этого периода, стремившиеся всеми способами продемонстрировать свою близость к народу, столь современны по эстетике, что могли бы украсить коллекцию нынешних модельеров, любителей стиля этник. А великолепные, отделанные кружевами и украшенные вышивками, бусами и стеклярусом светлые платья, принадлежавшие знаменитой русской актрисе 1920-х годов Алисе Коонен, убедят даже самых ярых скептиков в том, что в России начала XX-го века был, по крайней мере, один модельер мирового масштаба — Надежда Ламанова.
Платья 1920-х годов, созданные в мастерской Надежды Ламановой и в знаменитых парижских ателье этой эпохи
Есть и "шедевры" иного порядка. Фиолетовое платье из голодных и холодных годов гражданской войны отделано даже не мексиканским тушканом, а самой настоящей кошкой! Незатейливое коричневое платье-роба перешито из поповской рясы. Изумительные платья ярких тонов с богатой отделкой времен НЕПа были привезены крупными советскими партработниками из Парижа для жен. Большинство из чиновников впоследствии были репрессированы и платья оказались на барахолке, спасая своих хозяек от нужды. Вот платье, туфельки и шляпка известной модницы Лидии Смирновой. Вот твидовый костюм от Chanel из гардероба Майи Плисецкой. А вот и подделка "под Chanel", легко распознаваемая по аляповатому крою и грубой ткани, как и большинство "произведений" отечественного легкпрома 1960х-1980-х гг.
Платья и ансамбли 1960-х годов. Четвертый манекен справа – твидовый костюм-двойка с юбкой дома Chanel, собственность Майи Плисецкой. А рядом с ним - скромная имитация Chanel, произведенная отечественной легкой промышленностью. Не нужно быть большим специалистом, чтобы понять, какие из выставленных моделей созданы в западных, а какие в советских ателье
Многие модели из собрания Александра Васильева выглядят буквально как новые. Кстати, их львиная часть приобретена самим Васильевым на аукционах. "Из-за ограниченного бюджета — коллекция живет без спонсорской поддержки, я пока не могу позволить себе платья дороже 10 000 евро. Таких несколько в моей коллекции — прижизненные модели Чарльза Фредерика Ворта, Поля Пуаре, Мариано Фортуни и Эльзы Скиапарелли," — рассказывает Александр Васильев. Двенадцать реставраторов в разных странах постоянно работают для поддержания экспонатов в таком великолепном состоянии. "Объем работы — огромный. Это долгий и дорогостоящий процесс," — подчеркивает историк моды.
Эта великолепная выставка доказывает очевидное — и у Москвы могло бы появиться масштабное собрание костюма, аналогичное собраниям Музея Metropolitan, "Музея Виктории и Альберта", "Музея костюма" Киото. Собрание Александра Васильева могло бы стать ее основой — историк моды предпочитает, чтобы его коллекция получила постоянную прописку именно в России. Такой шаг стал бы эпохальным. Ведь костюм — это не просто история общества и зеркало эпохи. Это зеркало жизни каждого из нас. Свидетели такой маленькой, в сравнении с большой историей, частной биографии — платье для выпускного бала, свадебный наряд, первая вечерняя сумочка, шелковый платок, доставшийся от мамы — спрятаны в нашем платяном шкафу. Проявление интереса к истории костюма — это доказательство проявления интереса к каждой отдельной личности. А оно в нашем обществе все еще редкость.
* Выставка "Мода в зеркале истории. XIX-XX вв." проходит в музейном объединении "Музей Москвы" : Зубовский бульвар 2, в памятнике архитектуры XIX в. "Провиантские магазины". Тел. для справок: 8-(499) 766-41-96. До 8 октября.