В связи с личными обстоятельствами креативного директора Alexander McQueen Сары Бертон — она вот-вот должна родить двойню — нынешний показ был сокращен до презентации для небольшого круга байеров и прессы. Собственно, это было ровно 10 платьев — как всегда, очень красивых, сделанных с фантазией, на первый взгляд кажущейся безудержной, но на самом деле строго продуманной и подчиненной своей логике.
Если в прошлой коллекции центральной темой были пчелы и все, с ними связанное, — цветы, пчеловоды, соты и мед, то в этой — клетка как символ прекрасного, но скованного идеала. Драгоценная, усыпанная жемчужинами, которая, как забралом, закрывала лица моделей. Ромбы ее косой решетки так или иначе повторялись на всех десяти нарядах.
Два первых белых платья, как всегда у Бертон, почти неотличимых друг от друга, расшитые жемчугом и украшенные великолепной вышивкой-ришелье и воротниками-брыжами в стиле XVI века, напоминали одновременно и о непорочных девах, и о сказочной Белоснежке. Сара Бертон очень любит играть с элементами исторического костюма — особенно с фижмами, кринолином и турнюром — и делает это почти в каждой коллекции. И на этот раз, кроме воротников как на картинах Веласкеса, были юбки как на картинах Гойи.
Вслед за этими небесными созданиями появились суровые воительницы все с тем же забралом на лице, но уже черного цвета. Жемчужины, впрочем, остались, но теперь они, словно шипы, покрывали жесткие наряды из черной кожи и черного шелка, похожие на костюмы героинь какого-нибудь фэнтези. Особенно в сочетании с неким гибридом перчатки и кастета, закрывавшим руки моделей, и металлизированной сеткой, закрывавшей их плечи как кольчуга. Этот образ завершали колготки из такой же металлизированной сетки и высокие сапоги, отделанный все теми же жемчужинами-шипами.
Дальше последовали белые наряды, с расшитым золотом корсажем и пышными юбками в пол, заштрихованными золотой сеткой. А закончилось все пышными белыми перьями страуса. Раз есть клетка — непременно должна появиться и птичка.
Сюжет этой сказочной истории может быть каким угодно — голубки и вороны, ангелы и демоны, Спящая Красавица и злая фея, принцесса и рыцарь или просто сила и слабость. Все зависит от вашей фантазии. Фантазия же Сары Бертон при всей ее эксцентричности и даже некотором безумии никогда не превращает эту феерию в фарс. То, что она придумывает, каждый раз выглядит уникальным, причудливым и виртуозно исполненным и никогда не опускается до штампов массовой культуры и дешевых театральных эффектов. Эта уникальность воображения — то общее, что связывает Сару Бертон и Александра Маккуина.
Ну и еще, пожалуй, то, что шоу для них — это блистательный концепт, который довольно условно соотносится с вещами, которые потом появятся в магазине. А потому нам придется подождать появления коллекции Alexander McQueen осень-зима 2013/14 в витринах, чтобы понять, во что же в реальности трансформировалась эта волшебная сказка.