Почему у руля модных марок так мало женщин

Ох уж этот сексизм!

Так ли мало женщин в фэшн-индустрии — и так ли у них мало власти, как жалуются модные журналисты? Обозреватель Buro 24/7 разбирается в вопросе.

На второй день после старта Недели моды в Нью-Йорке портал Business of Fashion — без преувеличения самый авторитетный источник во всей индустрии — выпустил статью «Дизайнеры-женщины по-прежнему в меньшинстве». Предпосылкой к тезису стал простой подсчет: редакция вычислила количество марок, существующих в рамках четырех модных недель, и обнаружила, что только в 40% у руля стоят женщины. Тот же плач Ярославны звучал за последние пару лет на самых разных площадках — от блога The Man Repeller Леандры Медин до колонки модного обозревателя New York Times Ванессы Фридман. Общий посыл один: женщины — в меньшинстве, и это как минимум несправедливо. Мы решили выяснить, так ли все плохо с правами женщин в моде и есть ли на самом деле причины бить тревогу.

Каждый год студенты обоего пола на равных основаниях поступают в престижные фэшн-вузы. В лондонском St Martins, по официальной статистике, от общего числа выпускников около 76% составляют девочки, в нью-йоркском Parsons их — 77%, в Антверпенской королевской академии — около 60%. Самые титулованные наставники — женщины. Александр Маккуин, Стелла Маккартни и Кристофер Кейн обязаны своей карьерой покойной Луиз Уилсон из Saint Martins. А Линда Лоппа, бывший декан факультета дизайна в Королевской академии, дала путевку в жизнь знаменитой «антверпенской шестерке» — и закономерно, что один них, Вальтер ван Бейрендонк, сегодня занимает ее пост. В среднем же соотношение полов среди преподавателей примерно 60 к 40 — с перевесом в сторону женщин.

Диана фон Фюрстенберг в своей студии, 1987 год

Вивьен Вествуд в своей студии в Лондоне, 1982 год

Пойдем дальше. Несмотря на высокую безработицу (особенно в Италии, но не только), выпускники, которые решают работать по специальности, устраиваются на стартовые позиции в модные марки — вопросы пола и гендера работодателей волнуют куда меньше, чем готовность круглосуточно работать, креативность и ответственность. Как в любой работе — особенно творческой. Кто-то параллельно или вместо этого занимается своим брендом, участвует в конкурсах для молодых дизайнеров. Посмотрите на шортлист премии LVMH и список ее победителей — умышленно или нет, но процент мужчин и женщин на каждой стадии премии сохраняется почти в идеальном равновесии. В 2016 году лауреатом LVMH Prize стала Грейс Уэльс Боннер. И шьет она, напомним, одежду для мужчин.

Фиби Файло и Карл Лагерфельд во время вручения премии LVMH в 2015 году

Эльза Скиапарелли, 1936 год

Все еще скучаете по временам Коко Шанель, Жанны Ланвен и Эльзы Скиапарелли? Жалеете, что даже DKNY и Diane Von Furstenberg — культовые бренды, основанные женщинами — сегодня в мужских руках? Позвольте, все не так однозначно: в мире победившего маркетинга креативный директор — порой не столько креативный, столько директор, менеджер. И причин, по которым женщины не всегда доходят до верха корпоративной иерархии, тоже больше, чем кажется. Самая очевидная — желание завести семью и родить ребенка — отмечена и коллегами из Business of Fashion. Ничего сверхъестественного: 30-40 лет в европейской культуре — тот возраст, когда женщины часто решают прервать карьеру ради личной жизни. И одновременно тот возраст, когда велика вероятность добиться максимальных высот в профессии и хороших, долгосрочных контрактов. Креативный директор — это еще и огромные нагрузки, и вечная борьба с коммерческим отделом, и много дополнительных функций, знакомых в целом любому руководителю высокого ранга. Не исключено, что именно поэтому женщин-«назначенцев» в мире моды гораздо меньше, чем тех, кто развил и вырастил собственный мощный бренд — как Миучча Прада, Рэй Кавакубо, Консуэла Костаниоли, Вивьен Вествуд, Вера Вэнг, Мэри Катрантзу и так далее. Но и они есть, и это гениальные примеры — едва ли кто-то оспорит авторитет Фиби Файло (Celine), Стеллы Маккартни, Клэр Уэйт-Келлер (Chloe), Надеж Ване-Цыбульски (Hermes) и Жюли де Либран (Sonia Rykiel). И мы уверены, что Марию-Грацию Кьюри ждет оглушительный успех в Dior. Мужчин на должностях креативных директоров значительно больше, не спорим, но среди них и куда больше очень сомнительных назначений: начиная от  недавних перестановок Oscar De La Renta и DKNY до Balenciaga и Emilio Pucci. И странно утверждать, что одежду для женщин должна создавать именно женщина, ведь, в конце концов, все мы хотим покупать красивые, качественные вещи, ладно скроенные и аккуратно сшитые. А уж если на то пошло — штат креативного отдела многочислен и включает людей обоего пола: к вашему свитшоту, платью или костюму гарантированно приложили руку и те, и другие.

Пьерпаоло Пиччоли и Мария-Грация Кьюри во время их последнего совместного выхода на показе Valentino Haute Couture, осень-зима 2016-2017

А теперь предлагаем взглянуть шире. Все современные стилисты, о которых только может мечтать молодой бренд, — от Кэти Гранд и Кэти Ингланд до Лотты Волковой — женщины. Главный модный портал —net-a-porter.com — создан Натали Массене. Она же с 2013 года еще и глава Британского модного совета (в Америке аналогичную должность занимает Диана фон Фюрстенберг). Главный тренд-аналитик последних десятилетий — голландка Ли Эделькорт. Лучшее в индустрии PR-агентство создано Карлой Отто. А самые известные в истории моды главные редакторы — женщины. И в этом не стоит искать иной логики, кроме как силы  отдельно взятой личности и ее таланта: едва ли кто-то всерьез станет утверждать, что мужчины в целом хуже способны сочетать одежду или не созданы для журналистики. На каждую Пэт Макграт обязательно найдется достойный визажист-мужчина, на каждого Демашрелье — своя Энни Лейбовиц. И может быть, раз Совет модных дизайнеров Америки кричит о мультирасовом вопросе, но молчит о равенстве полов в модной индустрии (за исключением ряда арабских и африканских стран), - проблемы и нет? А тем, кто все еще считает женщин ущемленными, напомним вот что: нет более влиятельного лобби в моде, чем гейское. Но вот против него, однако, никто пока всерьез не восстал. К всеобщему счастью.

Впрочем, вернемся на территорию РФ: хватает и своих примеров. Где был бы русский люксовый ритейл без Аллы Вербер (ЦУМ), Екатерины Моисеевой (Bosco di Ciliegi), Полины Киценко (Podium) и Виктории Саавы («Кашемир и шелк»)? Русский глянец без Алены Долецкой? У каждой из этих женщин есть большая команда друзей, партнеров, инвесторов и подчиненных — обоего пола.

Лотта Волкова во время показа Gosha Rubchinskiy, весна-лето 2017

Потому что с тех пор, как мир кутюра и pret-a-porter стал до невозможного коммерческим, единственным критерием успешной карьеры становится не гендер или пол, а талант, помноженный на желание долго и упорно работать в том, что искренне любишь (зачеркнуто: в большой корпорации).

Ну и напоследок: по данным портала Payscale, женщины-модели зарабатывают в полтора раза больше мужчин. Никого не задевает?

Тоня Смирнова

22.09.16, 16:16

  • Фото: Getty Images