Сколько стоит российская мода

Как формируются цены на вещи отечественных дизайнеров

Почему за топ из полиэстера с русским именем на этикетке просят почти 100 тысяч рублей? Как сумка, похожая на простую деревянную коробку, может продаваться за 80 тысяч? Почему условные Dolce & Gabbana стоят порой меньше, чем условный Ivan Petrov? Вопросов к русским дизайнерам у публики накопилось много — мы решили провести расследование и из первых уст узнать, из чего складываются их высокие цены

Дизайнеры не слишком любят обсуждать подобные вопросы и обычно стараются обходить стороной беседы, касающиеся финансовой стороны своего бизнеса. А вот для интернет-пользователей их высокие цены давно стали одной из любимых тем для бесконечных разговоров в комментариях на любом сайте о моде. В ответ на бесчисленное количество высказываний в духе: «Топ за 100 тысяч? Это шутка?» — с которыми, в общем-то, бывает трудно поспорить, обязательно приходит десяток ответных: «Вы злитесь только потому, что не можете себе этого позволить!» Одним из недавних главных раздражителей в этой бесконечной сетевой борьбе c кажущейся неадекватностью ценовой политики стала сумка «Астра» бренда Alexander Arutyunov. Общественность недоумевала, как сумка-коробка российского дизайнера может стоить 80 000 рублей. Сам дизайнер с возмущенной публикой не согласен: «Чтобы адекватно оценивать ее стоимость, нужно понимать, что процессы производства одной такой «коробки» происходят в трех разных мастерских, — рассказал нам Александр. — В первой собирают деревянную основу и вставляют в створки застежки-магниты, во второй занимаются внутренней обшивкой и нанесением логотипа — только это для одной-единственной сумки обходится в 8 тысяч! Третий этап — обтяжка кожей и нанесение самой надписи "Астра" и всего внешнего декора». Таким образом, себестоимость получается достаточно высокой, а наценка на все вещи у марки составляет всего 20 процентов.

Сумка «Астра» Alexander Arutyunov

Это объяснение звучит как минимум убедительно, но мы все-таки решили опросить и других российских дизайнеров, чтобы выяснить, как происходит процесс производства, как формируются цены и есть ли какое-то рациональное объяснение итоговым ценникам в магазинах.

Потратиться придется в любом случае: цены на дизайнерские вещи зависят не только от количества ночей, проведенных в работе над отделкой прекрасного платья, но и от стоимости материалов, арендных ставок, количества мастеров, которые трудятся над вещью, и их зарплат

Самый дорогой предмет в коллекциях Александра, к слову, вовсе не сумка, а платье за 300 000 рублей с отделкой из перьев и вышивкой, существующее в единственном экземпляре. Вышивкой увлекаются еще и в стенах модного дома Vilshenko — для них это главный конек и традиционная гордость. Основатель и креативный директор марки Ольга Вильшенко говорит, что только проработка каждого уникального рисунка и составление программы стежков для вышивальной машины занимает около недели. Размножается вышивка в производстве на разных фабриках, как в России, так и за рубежом — на ее изготовление требуется от трех до пяти дней. Затраты такого количества времени дают о себе знать: самая дорогая вещь в последней коллекции бренда — расшитое пальто за 120 тысяч рублей. В общем, как показывает практика, если хотите щеголять в вышитых нарядах, будьте готовы потратиться.

Хотя потратиться придется в любом случае: цены на дизайнерские вещи зависят не только от количества ночей, проведенных в работе над отделкой прекрасного платья или пальто, но и от стоимости тканей, фурнитуры, арендной ставки в том городе, где расположено производство, количества мастеров, которые трудятся над вещью, и их зарплат. Еще нужно помнить о работе компании: аренде офиса, выплатах всем сотрудникам, ассистентам и ассистентам ассистентов. Другой краеугольный камень — тираж, чем он больше, тем дешевле становится производство. Именно благодаря огромным тиражам (а также переносу производства в Азию), удается поддерживать крайне демократичные цены Насте Сартан, основательнице Trends Brands — самого удачного и единственного «нестыдного» российского бренда категории масс-маркет. Самая дорогая вещь у них — пальто, которое стоит около 12 тысяч рублей, но остальные, включая и обувь, редко обходятся дороже 3—5 тысяч. 

Платье Trends Brands

Шить вещь очень маленькими партиями совсем невыгодно, и особенно от этого страдают молодые и пока небольшие марки. Закупать материалы в Европе сейчас тоже стало накладно. Многим уже пришлось столкнуться с неприятностями из-за резкого скачка курсов иностранных валют. В числе тех, кому не повезло, оказался и Александр Арутюнов. Заказав в Италии шифон трех цветов, который должен был пойти на одно-единственное платье, дизайнер из-за скачков курса получил счет на 70 тысяч рублей — от заказа, конечно, пришлось отказаться. Пока выход из сложившейся ситуации он видит один: вдвое сократить количество образов в коллекции. Похоже, на ближайшие несколько лет и ему, и всем остальным дизайнерам придется затянуть пояса, чтобы минимизировать расходы и придерживаться принятой ценовой политики.

Платье из органзы LES'

Впрочем, и с европейскими тканями можно делать довольно доступную одежду. Например, марка LES' ткань закупает в Италии, а принтует и отшивает коллекцию уже в России. При этом популярные у бренда платья из органзы, самые дорогие предметы в коллекции, стоят 22 тысячи рублей, а боди или легинсы LES' можно купить за 6 500 рублей.

«Если бренду не 20 лет и он не из Франции, это не значит, что он должен стоить дешево»

Леся Парамонова, основательница марки, довольно часто делает капсульные коллекции. Одна из них была выполнена для московского концепт-стора «КМ 20», в котором представлены и другие российские дизайнеры, как молодые, так и вполне известные и заслуженные. Там есть Nina Donis, Гоша Рубчинский, Вика Газинская, Walk of Shame, A.W.A.K.E., Tigran Avetisyan и ZDDZ — цены на их вещи, в сравнении со многими соотечественниками, не заставляют схватиться за голову. Самый дорогой российский предмет одежды в «КМ 20» сейчас — зимняя парка от Вики Газинской, которая без скидки стоит около 120 тысяч (сейчас в «КМ 20» идут распродажи, и ее можно приобрести за 70 тысяч рублей). Эта цена включает в себя себестоимость производства, наценку магазина и самого бренда. Что касается обоснованности наценки за имя, то сама Вика комментирует ситуацию коротко и ясно: «Если бренду не 20 лет и он не из Франции, это не значит, что он должен стоить дешево».

Парка Vika Gazinskaya

Судя по всему, любимчик команды «КМ 20» Тигран Аветисян придерживается другого мнения — его розовые шорты, оказавшиеся самым демократичным предметом во всем ассортименте, стоят всего 5 700 рублей. Вместе с другими своими российскими собратьями они пользуются успехом: по продажам, как говорит владелица «КМ 20» Ольга Карпуть, наши марки не уступают иностранным. Из русских до «сэйла» почти никогда не доживают вещи A.W.A.K.E. и Walk оf Shame, а коллекции Nina Donis и вовсе распродаются почти сразу, как только поступают в магазин.

Шорты Tigran Avetisyan

С Ольгой солидарна и креативный директор Podium Group Полина Киценко. По ее мнению, продажи зависят от того, насколько удачна коллекция, и неважно, наш это бренд или зарубежный. А вот в универмаге «Цветной» дела обстоят по-другому: там продажи российских марок составляют не больше 5% от общего объема продаж сопоставимых по уровню западных брендов. И это несмотря на то, что российские дизайнеры в стенах универмага представлены в изобилии: здесь и Alexander Terekhov, и A La Russe Анастасии Романцовой, и Alena Akhmadullina, и Arctic Explorer Ксении Чилингаровой, и десятки других марок разных ценовых категорий. 

Самая бюджетная из представленных здесь вещей (не считая тех, что продаются в корнере Trends Brands) — футболка от Артема Кривды за 2 тысячи рублей. Марка Артема, по словам главного байера «Цветного» Александра Бичина, — одна из двух самых популярных. Второй лидер продаж и по иронии судьбы автор самой дорогой вещи, продающейся в универмаге, — Александр Терехов. Парка его именного бренда стоит 200 тысяч рублей. Представитель марки Оксана Лаврентьева объясняет, что сюда заложена себестоимость и стандартная для люкса наценка. 

Другой форпост российских дизайнеров — Podium Market. Сюда стоит отправляться за вещами I Am Studio, Laroom, Жанна Б., Katya Dobryakova, Bella Potemkina, Flashin', TattooSweaters, DNA, Dasha Gauser, Cyrille Gassiline, Candyshop и, пожалуй, за самым близким модникам уже около 16-ти лет брендом CapsLockShop, чью футболку можно купить за 1 990 рублей (удивительно, но сделана она при этом из хлопка). Насколько популярны задорные надписи CapsLockShop у покупателей магазина, нам узнать не удалось: Полина Киценко на вопрос о самых востребованных российских брендах ответила таинственным молчанием.

«Кризис и скачки валют поставили всех в одинаковую ситуацию, поэтому сейчас очень интересный момент для выживания самых находчивых и изобретательных»

Зато своими опасениями в свете пугающего будущего, которое пройдет под знаком «К», с нами охотно поделились сами дизайнеры. Кто-то отказался от закупок дорогих тканей и, как Александр Арутюнов, сокращает количество образов в коллекциях, кто-то поднял цены из-за изменений стоимости материалов. А у кого-то еще получается вовсе не обращать внимания на кризис, особенно оптимистично настроены представители A La Russe, у которых «не остается времени паниковать и даже думать о кризисе» из-за количества заказов на вещи их новой демократичной линии ARnouveau.

В любом случае, как сказала создатель LES' Леся Парамонова, «кризис и скачки валют поставили всех в одинаковую ситуацию, поэтому сейчас очень интересный момент для выживания самых находчивых и изобретательных». Что ж, будем ждать новых решений от российских дизайнеров. И, конечно, продолжать копить на новые платья.