Генеральный директор CFDA об американской моде и не только
Пока вы рассматривали наряды с недавней церемонии вручения CFDA Fashion Awards, наш нью-йоркский корреспондент встретился с генеральным директором Совета модных дизайнеров Америки Стивеном Колбом, чтобы поговорить о судьбе американской моды и важности следования своему собственному пути
Стивен Колб руководит Советом модных дизайнеров Америки (CFDA) с 2011 года. Колб невероятно корректен и дипломатичен, но при этом выдает афоризм за афоризмом и уже через пять минут кажется твоим лучшим другом. Именно этот человек вдохновил американскую моду внести свой вклад в избавление от последствий урагана «Сэнди» и создал фонд CFDA/Vogue, который уже много лет поддерживает молодые таланты. Белое open space головного офиса CFDA разделено красными перегородками, и мы садимся прямо тут, на белых диванах в зоне ожидания.
На минувшей церемонии вручения наград CFDA все с нетерпением ждали знаменитостей в откровенных нарядах, но большинство обошлось без провокаций. Тем не менее героини красных дорожек в последнее время обнажаются все с большим энтузиазмом. Почему?
Все началось в прошлом году на церемонии вручения наград CFDA-2014, где Рианна блистала в платье Адама Сельмана, усыпанном кристаллами Swarovski. Но должен вам сказать, что в действительности это платье было далеко не таким прозрачным, как на фото. На Рианне было «невидимое» белье Commando от одного из членов Совета модных дизайнеров Америки Керри О'Брайан. Рианна задала тренд, но даже ее образ был вдохновлен Мэрилин Монро, Шер и Бобом Мэки (американский дизайнер. — Прим. ред.). В моде никак нельзя без чувства юмора. Непристойностей не было, так что все в порядке.
Диана фон Фюрстенберг возглавляет CFDA в должности президента с 2006 года, и в этом году ее вновь переизбрали. В чем ее секрет?
Президента CFDA выбирает совет директоров, заручившись поддержкой дизайнеров — членов CFDA. Диана идеально подходит на эту должность по ряду причин. Во-первых, она прежде всего дизайнер и сталкивается в реальном времени с реальными проблемами и вопросами отрасли. Она видит, что происходит в моде и как она меняется. Она в игре. Во-вторых, ее международная известность и присутствие выходят далеко за пределы Соединенных Штатов и Европы. Это помогает нам находить партнеров и сотрудничать с другими столицами моды, а также привлекать общественное внимание к нашим проектам. В-третьих, для настолько занятого человека она всегда на связи. Никто не отвечает на мои письма быстрее ее. Диана всегда в курсе всего, что происходит в CFDA, но при этом не вмешивается в мою работу и в структуру организации. И у нее есть связи. Многие наши программы начались с того, что люди обращались с предложениями к ней. Проекты, которые не вписывались в концепцию Diane von Furstenberg, она направляла к нам. Иными словами, она работающая, доступная, знаменитая женщина с успешным бизнесом и полезными связями.
Нью-йоркская неделя моды известна своим хаотичным расписанием и организационными проблемами. Теперь, когда CFDA выступает организатором, как вы боретесь с этим?
Официальное расписание недели моды в Нью-Йорке формируется с помощью системы под названием «модный календарь». Женщина по имени Рут Финли основала ее более 65 лет назад, и тогда эта система впервые подвела все мероприятия в рамках недели моды под общий знаменатель. В прошлом году CFDA купил «модный календарь», и теперь мы занимаемся планированием. Прежде всего мы модернизировали и упростили все процессы, избавились от ограничений устаревшей системы. Мы также стали более продуманно подходить к расписанию показов. Раньше, чтобы попасть в расписание, достаточно было отправить письмо. Теперь же каждый дизайнер, прежде не участвовавший в неделе моды в Нью-Йорке, должен пройти отбор. Мы также впервые отделили календарь недели от других модных показов и мероприятий, официально с ней не связанных.
В июле нас ждет первая в истории нью-йоркская неделя мужской моды. Почему CFDA наконец решил вопрос в ее пользу и почему это не случилось раньше?
Попытка провести мужскую неделю моды в Нью-Йорке была около 15 лет назад, но она не прижилась. Теперь время пришло прежде всего потому, что мужская мода стала более открытой к новому и к инновациям, особенно в США, где сегодня работает новое поколение дизайнеров мужской одежды. Мы начали обсуждать неделю мужской моды довольно давно, и когда Amazon Fashion стал нашим первым партнером, мы поняли, что время пришло. Мы стремимся избежать цирка и сделать мероприятие, которое будет серьезной и профессиональной площадкой для мужской моды. В США этот сегмент сейчас достиг зрелости. Мужская мода больше не должна быть пресной и сугубо практичной. Американские мужчины сегодня все более творчески подходят к своему гардеробу и наслаждаются выбором.
Вы начали свою карьеру в таких благотворительных организациях, как Американское онкологическое общество и DIFFA (фонд «Дизайнеры против СПИДа»). Как случилось, что вы пришли в моду? И помогает ли вам ваш предыдущий опыт в нынешней работе?
Большую часть своей карьеры я проработал в некоммерческих организациях с серьезным акцентом на социальной миссии, идет ли речь о раке, СПИДе или ВИЧ. На фундаментальном уровне управление некоммерческой организацией в сфере здравоохранения почти не отличается от управления некоммерческой организацией в сфере моды, чем и является Совет модных дизайнеров Америки. У меня не было абсолютно никакого опыта в моде, но я довольно хороший руководитель, я умею финансировать проекты и координировать партнерские соглашения. Эти навыки довольно сложно получить, работая в PR или маркетинге в сфере моды. Мне удалось организовать и руководить CFDA как бизнесом. А особенностям работы в моде было легко научиться.
Кроме того, в любой благотворительной организации твоя главная цель — помогать людям. Здесь то же самое. Наша миссия — поддерживать американских дизайнеров в условиях глобальной экономики. Иными словами, помогать им.
«Самое важное — это видение, четкая концепция. Это звучит как клише, но это невероятно важно»
Какие из программ CFDA работают на эту цель?
Наш CFDA/Vogue Fashion Fund — это конкурс молодых американских дизайнеров, которые получают возможность выиграть бизнес-грант на сумму до $300 000 и поддержку громких имен в отрасли. Эта программа была первой в своем роде, и из нее вышло новое поколение американских талантов. В первый год существования программы (в 2004-м) приз достался Джеку МакКалоу и Лазаро Эрнандесу из Proenza Schouler. С тех пор его получили такие дизайнеры, как Том Браун, Александр Ванг, Джозеф Альтузарра и Маркус Уэйнрайт и Дэвид Невилл из Rag & Bone.
Сегодня едва ли не каждую неделю появляются новые марки, но совсем недавно два известных бренда, Band of Outsiders и Kris Van Assche, закрылись по финансовым причинам. Сейчас действительно настолько тяжелые времена для независимых марок?
У поддержки новых бизнесов есть обратная сторона, и она в том, что новых бизнесов сейчас очень много и рынок перенасыщен. Я считаю, что дизайнер с видением, фокусом и целеустремленностью легко может вырастить свой бренд до объема в 10 миллионов долларов, и это хороший здоровый объем для большинства марок. Выйти на следующий уровень уже сложнее, так как подобный рост требует внешних инвестиций, капитала и финансовых партнеров. И тут начинаются проблемы, потому что парни из бизнеса зачастую не понимают творческих процессов и фундамента, на котором выстроен бренд. Начинаются конфликты. К тому же этих парней с инвестициями просто не хватает на всех. Выживают сильнейшие.
А иногда все просто упирается в усталость. Дизайнеры работают под невероятным давлением и должны создавать сезонные коллекции часто без выходных. Если ты творческий человек и твой бизнес растет, ты начинаешь проводить все больше времени с калькулятором, а не с карандашом и сантиметром, и занимаешься совсем не тем, чем изначально собирался. Так не логичнее ли будет пойти работать на кого-то, просто творить и ни о чем не беспокоиться?
Какой совет вы бы дали молодым дизайнерам, мечтающим открыть и развивать собственный бизнес?
Самое важное — это видение, четкая концепция. Это звучит как клише, но это невероятно важно. Нужно быть готовым работать. И оставаться верным себе. Очень часто будет соблазн отвлекаться на то, что от тебя слева, справа и сзади, но нужно надеть шоры и идти вперед. Вчера я разговаривал с Джозефом Альтузаррой о том, что некоторые пытаются каждый раз изобрести себя заново. Так вот, не надо этого делать. Не нужно изобретать колесо каждый сезон. Если разрез на юбке — это твоя фишка, то продолжай делать юбки с разрезом. Если твоя фишка — идеальная белая рубашка, делай ее основой каждой коллекции. По ней тебя будут узнавать и за ней приходить к тебе. Создай основу и только потом расширяйся.
Что кроме любви к спортивном стилю отличает американских дизайнеров?
Американской моде чужд страх коммерции. Я не считаю моду искусством. Мода может быть художественной, но она не искусство. Мода — это бизнес. Ты можешь быть самым творческим человеком, но если ничего не продается, ты быстро выйдешь из игры. «Коммерческий» — не грязное слово.
Можем ли мы сегодня вообще говорить об итальянской, французской, британской моде, или все уже слилось в один глобальный модный ландшафт?
Границы между французской, итальянской, британской, американской, японской модой существуют по сей день, но они становятся все более расплывчатыми, потому что все мы сегодня живем в условиях глобальной экономики. Altuzarra теперь входит в состав Kering, Marc Jacobs и Donna Karan принадлежат LVMH, так что становится все сложнее разобраться, кто есть кто.
CFDA поддерживает новые технологии в моде: в прошлом году вы начали вручать награду лучшему «инстаграмеру» года, а в этом году наградили создателя Instagram Кевина Систрома. Как мобильные технологии и социальные сети изменили моду?
Сегодня мы все гонимся за контентом. Вы (Buro 24/7. — Прим. ред.) — яркий пример происходящих изменений. Цифровые технологии дают дизайнерам и даже CFDA шанс рассказать собственную историю своими словами. Это способ обращаться к аудитории напрямую, с полным контролем. Ты говоришь своим собственным голосом, в своем собственном стиле. И из этого диалога рождаются искренние отношения с клиентами, формируется обратная связь. С позиции бизнеса это огромное преимущество.
Вы не считаете, что мода лишилась чего-то важного, утратив эксклюзивность и став повсеместно доступной?
Нет. Я считаю, что в моде по-прежнему есть тайна и шарм. Следить за Instagram-аккаунтом Тори Берч не значит сидеть в первом ряду на ее показе, а ставить «лайки» на фотографии Марка Джейкобса из его последней поездки не значит, что ты туда приглашен.
«Я разговаривал с Джозефом Альтузаррой о том, что некоторые пытаются каждый раз изобрести себя заново. Так вот, не надо этого делать. Не нужно изобретать колесо каждый сезон»
И в то же время ходят слухи, что нью-йоркская неделя моды хочет ограничить присутствие блогеров на показах...
Семь или восемь лет назад Совет директоров CFDA принял решение включить блогеров в гильдию, члены которой номинируют дизайнеров на ежегодные награды. Раньше туда входили только редакторы, дизайнеры, байеры, стилисты — все, кто по долгу службы следит за новыми коллекциями. И некоторые в совете были в ужасе от идеи, что блогеры могут компетентно номинировать дизайнеров. Я думаю, что некоторые могут, а кто-то не может и не должен этого делать. Так что это дизайнер решает, приглашать их или нет и с какой целью.
На сегодняшний день вы проделали огромную работу по изменению отношения к моделям в отрасли. На самом ли деле ситуация меняется к лучшему?
В 2007 году мы запустили инициативу CFDA во имя здоровья и благополучия моделей. Каждый сезон мы выпускаем руководство, призванное просвещать отрасль о необходимых действиях. И мы видим изменения. Мы всегда активно выступали за то, чтобы девушки младше 16 лет не работали на показах и во время недель моды, потому что это слишком тяжело для них физически и эмоционально. И нам это удалось. Теперь вышло новое законодательство, которое защищает моделей младше 18 лет, по аналогии с законами, защищающими детей-актеров. Конечно, есть большая разница, так как юные актеры работают на площадке несколько месяцев, у них обычно есть менторы и один работодатель. У моделей же всегда много работодателей. Так что мы работает с департаментом труда, чтобы довести его до ума.
Как выглядит ваш рабочий день?
Каждый день разный, но я расскажу, какие дни я люблю. Например, сегодня. Я начал свой день с завтрака с одним из членов совета, дизайнером Джоном Бартлеттом. Джон — веган, и у него родилась отличная идея веганской коллекции, это мы и обсуждали. Потом я планировал, рассчитывал и расписывал мужскую неделю моды. Я пообедал с еще одним членом CFDA, Александром Плоховым, который раньше делал одежду под брендом Cloak, а теперь его марка называется Alexandre Plokhov. Он будет показывать свою коллекцию на мужской неделе. Затем я поговорил по телефону с мэрией насчет нашей инициативы модного производства, в рамках которой мы поддерживаем и возрождаем местные текстильные фабрики. А сегодня вечером в Высшей школе моды я буду вручать награду Кену Даунингу, директору моды Neiman Marcus. Вечерами я все время на мероприятиях, но на самом деле я жаворонок. Уже в 7 утра начинаю писать письма.
Насколько важны для вас мода и одежда?
Я совсем не модник, хотя мне очень повезло, что я работаю в моде, понимаю ее и имею к ней доступ. Это круто. Когда я только пришел в CFDA, из американских дизайнеров я мог назвать Ральфа [Лорена], Кельвина [Кляйна] и Донну [Каран], самых больших игроков. Теперь меня окружают невероятные творческие люди. Я хожу на потрясающие мероприятия, например CFDA Fashion Awards, шоу Burberry, Met Gala. И каждый раз я спрашиваю себя: «Как я сюда попал?» Однако, когда я уйду из CFDA, я не буду ко всему этому стремиться и скучать по моде. Я отлично провожу время, пока я здесь, а потом вполне вижу себя где-нибудь в глуши. Я буду ухаживать за садом и будут очень счастлив.
Что еще делает вас счастливее?
У меня есть муж и собака, которых я обожаю. У нас есть дом в Пенсильвании, где мы проводим много времени на выходных, когда нам хочется променять город на лес с елками, рекой и озером. Я люблю гулять и плавать на байдарках. Около года назад я начал заниматься трансцендентальной медитацией, и это приносит мне удовлетворение. Я хожу в спортзал, в кино, в театр, провожу время с семьей. И Instagram: я обожаю фотографировать.
Это благодаря вашей инициативе CFDA наградил Кевина Систрома?
Я не имел к этому никакого отношения! Но у нас действительно недавно вышла книга «Дизайнеры в Instagram».
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7