Джил Сандер: конец прекрасной эпохи

Чистые истоки

Третий уход Джил Сандер символически совпал с наступлением постминимализма, которое мы увидели на парижских шоу

Вряд ли у кого-то еще из современных дизайнеров были такие драматические отношения с собственным брендом, как у Джил Сандер с Jil Sander.

После ее невероятного успеха в 90-е, когда Сандер стала одним из главных дизайнеров, классиком, наряду с Хельмутом Лангом, германского минимализма, умозрительного и философского, она продала в 99-м Prada Group 97 процентов своих акций и через полгода, разругавшись в пух и прах с Патрицио Бертелли, мужем Миуччи Прады и CEO Prada Group, первый раз ушла. Это была одна из первых громких историй с уходом дизайнера из марки его собственного имени.

К тому же, в отличие от ухода Ива Сен-Лорана из Yves Saint Laurent, внешне вполне респектабельного, хоть и не без внутреннего драматизма, тут был открытый конфликт. После ее ухода Jil Sander перестала приносить прибыль, более того, убытки увеличивались с каждым годом. Jil Sander превратилась в этакий чемодан без ручки, который невозможно бросить, но и что с ним делать дальше, совершенно не понятно.

Бертелли пришлось смирить свою гордыню и позвать Сандер назад — в мае 2003 года она вернулась в собственный офис и на этот раз продержалась 18 месяцев, но без особенного толку и для себя и для компании. Идиосинкразия между этими двумя людьми была абсолютно фатальна, так что все подобные попытки были обречены.

Бутик Jil Sander в Гамбурге, 1997

Затем в 2005 году в Jil Sander появился Раф Симонс, затем, в 2006 году Prada Group продала в конце концов бренд CCP, затем CCP продала его GIBO' CO. S.p.A., затем Джон Гальяно произнес свою знаменитую речь в La Perle, благодаря которой Раф Симонс оказался в Dior, а Джил Сандер – вновь в Jil Sander.

На этот раз прошло почти два года — и вот она уходит в третий, и если учесть то, что через месяц ей исполнится семьдесят, видимо, в последний раз. Ее камбэк был вполне впечатляющим, она сделала три замечательные коллекции — цельные в своей безмятежности, идеально продуманные в каждой детали, прекрасные, как в самые золотые времена минимализма. И эти три коллекции идеально совпали с новой волной минимализма, достигшей своего пика как раз в 2012 году.

Jil Sander Lookbook S/S 1995

Jil Sander Lookbook FW 1997/98

"Минимализм" тут очень важное слово. Очевидно, что Сандер самым серьезным образом повлияла на всех тех замечательных британских девушек, которым было по двадцать в 90-е, которым сейчас по 40 и которые составили как раз новую волну минимализма. Стелла Маккартни и Фиби Файло при всех их отличиях друг от друга и от Жиль Зандер, безусловно, ее духовные дочери.

Это она показала им — и всему миру — какой может быть альтернатива power women 80-х. Что вовсе не обязательно агрессивно демонстрировать свою сексуальность и свою власть, чтобы выглядеть современно и убедительно. Что совершенно не обязательно все обтягивать и подчеркивать, чтобы выглядеть модно. Что, более того, самый ошеломительно современный образ создают как раз аккуратные костюмы-пеналы, простые, как мычание, белые рубашки и гладкие прямые пальто.

Рекламная кампания Jil Sander весна 1996. Фотограф Craig McDean

Что достаточно черного, серого, белого и бежевого, чтобы чувствовать себя абсолютно уместно и уверенно где угодно. И что вообще модный принцип — это вычитание, а не прибавление. В основе ее одежды была вполне феминистская идея — женщина одевается для себя, а не для мужчины. И если ей удобно в вещах, то это придает ей уверенность куда более заметную, чем любой, самый богатый декор.

И не удивительно, что Jil Sander так выстрелила именно в 90-е годы — эпоху победы феминизма. Носить ее вещи в 90-е — это был настоящий statement. Брючный костюм Jil Sander сходу демонстрировал миру всю вашу прогрессивность, и одного его было достаточно, чтобы заявить свои принципы и убеждения. Именно этому свойству — делать не просто концептуальную, но идеологически концептуальную одежду — и научились у Джил Сандер вышеупомянутые девушки.

Жиль Зандер, 1997

При этом ее минимализм был безупречен эстетически. И вот этот последний, третий уход Джил Сандер символически совпал с наступлением постминимализма, которое мы увидели на парижских шоу. Сложно представить себе Джил Сандер и ее вещи, окутывающие и защищающие словно кокон, в мире, где даже Фиби Файло делает нечто буйно-разноцветное. Вряд ли мы еще когда-нибудь увидим вещи, придуманные Джил Сандер на подиуме (хотя дай бог, конечно), и потому есть очевидный смысл купить что-то прекрасное из этих ее трех финальных коллекций.

И дело не только в том, что это настоявшие инвестиции, и лет через 15, превратившись в винтаж, они сохранят свою ценность. Дело в том, что лет через 20 — а может быть и раньше — они будут выставлены в музеях. А быть обладателем настоящего произведения искусства — это совершенно особенное чувство. И за это в том числе ей стоит сказать спасибо.

Jil Sander весна-лето 2014

Елена Стафьева

25.10.13, 12:11

  • Фото: Архивы пресс-служб, Getty Images