«Мулан»: как создавались костюмы для ремейка диснеевского мультфильма

Еще не успев выйти в прокат, фильм «Мулан», снятый по культовому мультфильму 1998 года, обзавелся недоброжелателями. Авторов проекта обвинили и в халатности к истории Китая, и в расовом однообразии съемочной команды. Впрочем, у новой «Мулан» есть неоспоримое достоинство — это костюмы: яркие, драматичные и в большинстве сцен исторически корректные.

Об игровой версии «Мулан» в Голливуде задумались еще десять лет назад — в итоге ремейк доверили новозеландке Ники Каро, известной по ленте «Жена смотрителя зоопарка». В ее руках лента лишилась обаятельного сверчка и дракончика Мушу, которого в мультфильме неподражаемо озвучивал Эдди Мерфи. От командира армии Ли Шанга тоже отказались — как объяснил продюсер, командир, который одновременно является возлюбленным героини, неуместен в мире пост-#MeToo.

Как и мультфильм 1998 года, лента берет корни в китайской поэме о Хуа Мулань VI века, до нашего времени не сохранившейся: спасая престарелого больного отца от участия в сражениях, Мулан выдает себя за мужчину и сама отправляется воевать с кочевниками-гуннами. Работать над костюмами пригласили Бину Дайгелер. Она одевала Тильду Суинтон для «Выживут только любовники», Хавьера Бардема для «Бьютифул», а недавно разработала гардероб феминисток 1970-х годов к сериалу «Миссис Америка» с Кейт Бланшетт в главной роли. Основным направлением для «Мулан» Дайгелер выбрала период династии Тан (618–907 гг.) — по ее словам, это было время ярких нарядов и щедрых вышивок, а в женских платьях использовали как минимум пять ярких цветов. Дайгелер рассказывала, что объездила все европейские музеи, в которых есть отделения китайской культуры, и отправилась на три недели в Китай, чтобы погрузиться в историю династии, исследовать символизм в вышивках и цветах национальных костюмов. «У нас было огромное пространство для работы с текстилем. Я скупала натуральные ткани, которые вручную красили в множество оттенков желтого, синего и так далее. У каждого цвета в то время была своя роль: желтый, например, предназначался только для императора».

Сцена сватовства — Мулан в традиционном костюме ханьфу
Колдунья Сянь Лан, которую играет китайская суперзвезда Гун Ли
Для образа капитана Тунга повторили доспехи времен династии Тан из черепашьего панциря

Стоит оговориться, что рассказ художника по костюмам о своей работе стал причиной праведного гнева. «Метод работы над костюмами демонстрирует, как Голливуд относится к китайской культуре: исследования Дайгелер сводятся к поездкам по европейским музеям и путешествиям в Китай меньше, чем на месяц», — написали в Teen Vogue. Съемочную команду обвинили в том, что она не привлекла китайских дизайнеров, которые помогли бы понять культуру страны: «Мы сомневаемся, что Disney на самом деле заботится об инклюзивности, особенно жестоко получилось с „Мулан“ — ведь это наиболее яркое представление о Китае, которых в массовой культуре не так уж много».

Тем не менее смертельных ошибок в подборе костюмов в фильме еще не увидели — к образам подошли с почтением к китайской культуре. Самой первой вещью в гардеробе новой Мулан стало сиреневое платье для сватовства — традиционное ханьфу, которое состоит из нескольких слоев: нижнего белья, платья и накидки, вручную расшитой цветами магнолии и птицами-фениксами (китайским символом женской энергии). На платье ушло 12 метров ткани. К тому же команде пришлось изготовить его копию, но более свободного силуэта — для акробатических трюков актрисы Лю Ифэй с чайным сервизом.

Практически все трюки Лю Ифэй исполняла самостоятельно, и было важно, чтобы военное обмундирование было не просто исторически корректным, но и пластичным для сцен сражений и эффектных тайчи-прыжков Мулан с тяжелым мечом. Для правдоподобности сначала Бина Дайгелер разработала доспехи для мужчин-солдатов и только потом корректировала силуэты под Мулан. Причем для каждой сцены сражения — на воде, на лошадях и так далее — главной героине готовили разные доспехи. Когда будете смотреть, обратите внимание, что незадолго до сцены, когда тайна Мулан раскрывается, ее броня превращается в юбку, специально подчеркивая изящность женщины.

Костюм главнокомандующего армии — капитана Тунга — повторяет доспехи времен династии Тан из черепашьего панциря: с дизайном помогали специалисты по китайским боевым искусствам, и крошечные детали, на которые зритель может даже не обратить внимания, обозначают место воина в иерархической структуре. Образ колдуньи — нового персонажа, которого не было в мультфильме — художник по костюмам связала с ястребами. Корона сделана в форме скелетов птицы, фактура кожаной юбки напоминает перья — и каждое такое перо сшивалось вручную. Референсом для нарисованной белой маски на половину лица для визажиста Дениз Кум стал показ Александра Маккуина.

Всего для фильма команда дизайнеров создала больше тысячи костюмов — масштаб, достойный номинации на «Оскар». В сцене сбора воинов соседи Мулан выглядят один краше другого, и каждая женщина одета в красочное платье с вышивкой. В баталиях до совершенства проработан образ каждого солдата — смотрится безусловно грандиозно. Впрочем, производственный бюджет в 200 миллионов долларов (а по некоторым данным, он может быть еще больше) позволял такой размах — фильм стал самым дорогим проектом в истории кинематографа, который поставила женщина-режиссер.

Алена Галкина

10.09.20, 14:08