Еще не успев выйти в прокат, фильм «Мулан», снятый по культовому мультфильму 1998 года, обзавелся недоброжелателями. Авторов проекта обвинили и в халатности к истории Китая, и в расовом однообразии съемочной команды. Впрочем, у новой «Мулан» есть неоспоримое достоинство — это костюмы: яркие, драматичные и в большинстве сцен исторически корректные.
Об игровой версии «Мулан» в Голливуде задумались еще десять лет назад — в итоге ремейк доверили новозеландке Ники Каро, известной по ленте «Жена смотрителя зоопарка». В ее руках лента лишилась обаятельного сверчка и дракончика Мушу, которого в мультфильме неподражаемо озвучивал Эдди Мерфи. От командира армии Ли Шанга тоже отказались — как объяснил продюсер, командир, который одновременно является возлюбленным героини, неуместен в мире пост-#MeToo.
Как и мультфильм 1998 года, лента берет корни в китайской поэме о Хуа Мулань VI века, до нашего времени не сохранившейся: спасая престарелого больного отца от участия в сражениях, Мулан выдает себя за мужчину и сама отправляется воевать с кочевниками-гуннами. Работать над костюмами пригласили Бину Дайгелер. Она одевала Тильду Суинтон для «Выживут только любовники», Хавьера Бардема для «Бьютифул», а недавно разработала гардероб феминисток 1970-х годов к сериалу «Миссис Америка» с Кейт Бланшетт в главной роли. Основным направлением для «Мулан» Дайгелер выбрала период династии Тан (618–907 гг.) — по ее словам, это было время ярких нарядов и щедрых вышивок, а в женских платьях использовали как минимум пять ярких цветов. Дайгелер рассказывала, что объездила все европейские музеи, в которых есть отделения китайской культуры, и отправилась на три недели в Китай, чтобы погрузиться в историю династии, исследовать символизм в вышивках и цветах национальных костюмов. «У нас было огромное пространство для работы с текстилем. Я скупала натуральные ткани, которые вручную красили в множество оттенков желтого, синего и так далее. У каждого цвета в то время была своя роль: желтый, например, предназначался только для императора».
Стоит оговориться, что рассказ художника по костюмам о своей работе стал причиной праведного гнева. «Метод работы над костюмами демонстрирует, как Голливуд относится к китайской культуре: исследования Дайгелер сводятся к поездкам по европейским музеям и путешествиям в Китай меньше, чем на месяц», — написали в Teen Vogue. Съемочную команду обвинили в том, что она не привлекла китайских дизайнеров, которые помогли бы понять культуру страны: «Мы сомневаемся, что Disney на самом деле заботится об инклюзивности, особенно жестоко получилось с „Мулан“ — ведь это наиболее яркое представление о Китае, которых в массовой культуре не так уж много».
Тем не менее смертельных ошибок в подборе костюмов в фильме еще не увидели — к образам подошли с почтением к китайской культуре. Самой первой вещью в гардеробе новой Мулан стало сиреневое платье для сватовства — традиционное ханьфу, которое состоит из нескольких слоев: нижнего белья, платья и накидки, вручную расшитой цветами магнолии и птицами-фениксами (китайским символом женской энергии). На платье ушло 12 метров ткани. К тому же команде пришлось изготовить его копию, но более свободного силуэта — для акробатических трюков актрисы Лю Ифэй с чайным сервизом.
Практически все трюки Лю Ифэй исполняла самостоятельно, и было важно, чтобы военное обмундирование было не просто исторически корректным, но и пластичным для сцен сражений и эффектных тайчи-прыжков Мулан с тяжелым мечом. Для правдоподобности сначала Бина Дайгелер разработала доспехи для мужчин-солдатов и только потом корректировала силуэты под Мулан. Причем для каждой сцены сражения — на воде, на лошадях и так далее — главной героине готовили разные доспехи. Когда будете смотреть, обратите внимание, что незадолго до сцены, когда тайна Мулан раскрывается, ее броня превращается в юбку, специально подчеркивая изящность женщины.
Костюм главнокомандующего армии — капитана Тунга — повторяет доспехи времен династии Тан из черепашьего панциря: с дизайном помогали специалисты по китайским боевым искусствам, и крошечные детали, на которые зритель может даже не обратить внимания, обозначают место воина в иерархической структуре. Образ колдуньи — нового персонажа, которого не было в мультфильме — художник по костюмам связала с ястребами. Корона сделана в форме скелетов птицы, фактура кожаной юбки напоминает перья — и каждое такое перо сшивалось вручную. Референсом для нарисованной белой маски на половину лица для визажиста Дениз Кум стал показ Александра Маккуина.
Всего для фильма команда дизайнеров создала больше тысячи костюмов — масштаб, достойный номинации на «Оскар». В сцене сбора воинов соседи Мулан выглядят один краше другого, и каждая женщина одета в красочное платье с вышивкой. В баталиях до совершенства проработан образ каждого солдата — смотрится безусловно грандиозно. Впрочем, производственный бюджет в 200 миллионов долларов (а по некоторым данным, он может быть еще больше) позволял такой размах — фильм стал самым дорогим проектом в истории кинематографа, который поставила женщина-режиссер.