В Эрмитаже открылась выставка «Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания фонда Still Art» — это больше восьмидесяти авторских отпечатков работ великих фэшн-фотографов. Шедевры Ирвина Пенна, Ричарда Аведона, Хельмута Ньютона, Питера Линдберга, Херба Ритца, Ника Найта и Энни Лейбовиц представлены в инсталляции в форме космической капсулы. Рассказываем истории нескольких хитов экспозиции — увидеть остальные можно в Белом зале Главного штаба до марта 2022-го.
Американский фотограф Ормонд Джильи публиковался в Life, Time и Paris Match, однако чаще всего его вспоминают именно по этому постановочному кадру 1960 года. Идея съемки пришла Джильи, когда он увидел из окна своей студии, что здание напротив начинают сносить. Тогда команда фотографа связалась с прорабом: Джильи хотел демонтировать из окон рамы и поставить туда девушек в красивых платьях. Прораб разрешил, но с одним условием — его жена тоже должна участвовать в съемке. Работа над знаменитым снимком началась сразу на следующий день, в полдень, когда демонтажники ушли на обеденный перерыв, — фотограф с камерой и мегафоном устроился на пожарной лестнице в здании своей студии. Команда позвала знакомых моделей и своих подруг — всего 45 женщин, которые пришли с готовыми прическами и в собственных платьях, потому что на стилизацию и макияж просто бы не хватило времени. Среди них есть и жена самого фотографа — Сью Эллен Джильи в розовом платье (на втором этаже, крайняя справа).
«Обнаженная, спускающаяся по лестнице» — это одна из наиболее известных картин Марселя Дюшана. В 1912 году художник представил «Обнаженную» на выставке Салона независимых в Париже: по легенде, в этот же день организаторы Салона потребовали либо снять картину с выставки, либо переименовать ее, аргументировав это тем, что «обнаженная не должна спускаться по лестнице, она должна лежать». Именно эту работу Дюшана и цитирует с помощью фотографии Гьон Мили. Инженер по образованию, Мили был одним из первых, кто использовал стробоскопическую электронную вспышку — именно она позволила фотографу создать стоп-кадр, состоящий из фаз процесса движения.
Чтобы получить этот шедевр, Настасья Кински героически пролежала несколько часов на полу, обвитая питоном: чтобы змея не уползала, ее хвост привязали к щиколотками девушки. По воспоминаниям команды, никто в студии не дышал и не двигался, чтобы не спугнуть рептилию. Когда спустя два часа ее язык дотронулся до мочки уха Настасьи, все на площадке, включая самого Аведона, нажавшего на кнопку затвора, буквально потеряли дар речи. В итоге редакционный кадр пустили в продажу в виде постеров — два миллиона копий разлетелись мгновенно, как горячие пирожки. Двадцать лет спустя в документальном фильме «In Vogue: The Editor's Eye» стилист съемки Полли Меллен рассказывала, что пожалела о браслете на Настасье — лучше бы она оставила ее полностью обнаженной.
Портрет Лагерфельда сделан на фоне его дома в Гамбурге. Здание было построено в 1920-х годах по проекту Вальтера Бедекера. Вилла с панорамным видом на Эльбу носила название Villa Schüler (она принадлежала семье адвоката Шулера), но когда ее купил Лагерфельд, он сразу же поменял название на Villa Jako — в честь Жака де Башера, любви всей жизни Лагерфельда. Башер умер в 1989 году, два года спустя Карл приобрел эту виллу, но вскоре ее продал. «Невозможно жить на Эльбе. Вы проводите все время, уставившись на реку, и в итоге становитесь ленивым», — объяснял тогда свое решение дизайнер.
В недавнем интервью газете The New York Times Энни Лейбовиц повторяет: она не фэшн-фотограф! За пятидесятилетнюю карьеру Лейбовиц сделала десятки легендарных снимков: чего стоит только съемка Йоко Оно и Джона Леннона, которая стала последней для музыканта (спустя пять часов он был застрелен), или хроники Боснийской войны. В 1998 году Анна Винтур позвала Лейбовиц в Condé Nast — фотограф сотрудничает с издательством до сих пор. Она снимала Хиллари Клинтон после скандала в 1998 году, сажала Дональда Трампа в суперкар и стала первым американским фотографом, приглашенным в Букингемский дворец для съемки королевы Елизаветы II в окружении любимых корги. На выставке Still Art выставлены несколько авторских отпечатков из съемки «Алисы в Стране чудес» с Натальей Водяновой. Это выдающаяся фэшн-история для Vogue, которую Лейбовиц в 2003 году делала вместе с Грейс Коддингтон (история гласит, что изначально Энни планировала съемку про Мэри Поппинс, но Грэйс терпеть не могла сказочную няню, да к тому же та носила только черные платья). «Алису» снимали в парке под Парижем: в каждом кадре Водянову сопровождает какой-то дизайнер в роли персонажа из книги Льюиса Кэрролла. Джон Гальяно — Червонная Королева, Готье — Чеширский Кот, Том Форд — Белый Кролик, запрыгивающий головой вниз в кроличью дыру, Марк Джейкобс — Гусеница. По задумке команды, Карл Лагерфельд должен был предстать в роли Герцогини, но модельер отказался, сказав, что будет играть только самого себя (убедительный аргумент Коддингтон, что в книге Кэрролла не было Карла Лагерфельда, не сработал). Еще одно требование Лагерфельда звучало так: либо снимаем в 5 часов утра, либо не снимаем вообще. Так что рассветные лучи в кадре — не какая-то креативная идея, а всего лишь каприз героя.
Другие истории
Подборка Buro 24/7