История сотрудничества Кристиана Лубутена с Большим началась в 2016 году, когда дизайнер впервые посетил театр. Как почитатель танца, Лубутен был очарован местом — и объявил о финансовой помощи в реставрации предметов из музейной коллекции Большого театра. Директор музея Большого театра Лидия Харина рассказала о ценных костюмах и парах обуви, отреставрированных при поддержке Christian Louboutin.
Лида Харина,
директор музея Большого театра
В нашей коллекции костюмов — около трёх тысяч предметов. Впервые благодаря Кристиану Лубутену мы стали реставрировать обувь: её в коллекциях Музея Большого театра много. Чаще всего это балетные туфли и в редких случаях — предметы обуви характерных артистов и артистов оперы конца девятнадцатого и начала двадцатого веков.
1
Самый ранний экспонат выставки — изящные туфли на каблуке, выкрашенные золотой краской. Обувь принадлежала Маргарите Кандауровой. На подошве — подписки о партиях и постановках, в которых туфли участвовали.
2
Ещё один экспонат, которому более ста лет, — туфли знаменитого тенора Дмитрия Смирнова к партии Ромео из опера «Ромео и Джульетта» (Шарль Гуно, 1896 год).
Обувь сделана из шёлка, подкладка — из рыжего бархата.
3
Платье советской оперной певицы Веры Давыдовой к партии Марии Мнишек (1946 года). Наряд сшит по эскизам театрального художника Федоровского. Опера «Борис Годунов» идёт в Большом театре и сегодня — сопоставив крой и отделку этого костюма с платьями, в которые разные артистки исполняли партию Марины Мнишек, можно проследить эволюцию сценического костюма за последние 70 лет.
4
Ещё один костюм, сделанный Федоровским для балерины Марианны Боголюбской к партии Чаги (опера «Князь Игорь» Бородина, 1944 год). Лёгкие шифоновые и газовые ткани выгоднее всего выявляют пластику.
5
Сарафан Майи Плисецкой к партии Царь-девицы из «Конька-горбунка» Щедрина (1960 год). Любой предмет, служивший балерине, — ценнейший экспонат любого музея.
Пока шли реставрационные работы, дизайнер посетил мастерские. Рассматривая редкие ткани из шёлка, сатина, парчи, обсуждая с реставраторами техники, Лубутен придумал коллекцию сумок. «Я думал об определённой эпохе — 1910–1911 годы, когда русский балет впервые увидели в Париже. Представлял, как русские балерины входят в ресторан Maxim's под руку с французскими джентльменами. В то время была традиция объявлять о визите каждой женщины: всё внимание было приковано к этим сильным и элегантным героинями — именно им я посвящаю эти сумки», — рассказывает дизайнер. Каждая из пяти моделей коллекции названа в честь русской балерины — Анны Павловой, Матильды Ксешинской, Екатерины Гельцер, Ольги Спесивцевой и Тамары Карсавиной. Использованы алый, чёрный и белый муар, похожий на тот, что дизайнер видел в реставрационных мастерских, а также искусственный мех, полудрагоценные камни и перья страуса, окрашенные плюмасье Бруно Лежероном по старинной методике. На ремешке каждой сумки выложена змея — рисунок, по задумке дизайнера, отсылает к балету «Дочь Фараона», впервые поставленном именно в России.