Выхода нового фильма Уэса Андерсона редакция BURO. ждала с особым трепетом. Как минимум потому, что в центре сюжета на этот раз — журналисты. В российский прокат «Французский вестник. Приложение к газете "Либерти. Канзас ивнинг сан"» выходит 18 ноября — рассказываем, что нужно знать о костюмах в ленте нашего любимого режиссера.
Идеально выверенная симметричная картинка, обращение к ретро-эстетике, пастель и всплески насыщенного желтого, красного и голубого, дух приключений, юмор и всегда звездный актерский состав — фильмы Андерсона легко узнать по «первым двум нотам», но невозможно предугадать, что на этот раз покажет режиссер.
«Французского вестника» ждали долго и терпеливо — и оно действительно того стоило. Перед нами фильм-послание, любовное письмо журналистике, вдохновленное The New Yorker, — о своих чувствах к еженедельнику Уэс Андерсон рассказывал в интервью Independent. С 16 лет его занимало именно это издание, где удачно соседствовали и критика, и репортажи и, конечно же, художественная литература. «Это всегда было первое, что читали в The New Yorker», — говорит режиссер, который переходил к рассказам, как только получал новый экземпляр в руки.
Редакция придуманного им «Французского вестника» работает в середине XX века, располагаясь в здании заброшенной войлочной фабрики в вымышленном же городке Эннуи-сюр-Блазе, который в реальном мире имеет вполне точные координаты — Ангулем, в 130 км от Бордо. «В этом городе, построенном из уровней, есть что-то особенное, есть глубина, где всегда что-то есть позади», — объясняет свой выбор Андерсон.
Именно здесь разворачиваются события сразу трех сюжетных линий, о которых и повествуют сотрудники «Французского вестника» — приложения с «еженедельным анализом международной политики, моды, искусства (хорошего или нет) и других случайных новостей».
Созданием общей атмосферы занимался художник-постановщик Адам Штокхаузен. Перед началом съемок Уэс Андерсон предложил команде познакомиться с несколькими фильмами «для вдохновения», в том числе короткометражкой «Красный воздушный шар» 1956 года, где яркие шары вдыхают жизнь в серый и обветшалый послевоенный Париж. Так в «Вестнике» появились отсылки к французскому кинематографу 1960-х и игра на контрасте — безупречный андерсоновский колорблокинг в ленте чередуется с черно-белыми кадрами.
За стиль по уже сложившейся традиции отвечала обладательница четырех премий «Оскар» гениальная Милена Канонеро. Образы персонажей «Отеля "Гранд Будапешт"» — тоже ее рук дело, а значит, у нового фильма есть все шансы сорвать большой куш на церемонии Американской киноакадемии в 2022 году.
Действие «Французского вестника» начинается, конечно же, в редакции, где на планерке обсуждается грядущий выпуск. Главный редактор, он же сын основателя, Артур Ховитцер — младший (Билл Мюррей) выглядит как самый настоящий начальник и журналист «старой школы»: коричневые брюки и однобортный жилет, отлично сочетающиеся с лимонного цвета рубашкой и графичным галстуком. Его противоположность — автор путевых заметок Эрбсен Сазерак (Оуэн Уилсон), задача которого ввести читателя/зрителя в курс дела и рассказать о жизни в Эннуи-сюр-Блазе. Он одет очень по-французски и очень по-фоторепортерски: черный берет, свитер на молнии, изумрудные брюки, заправленные в высокие носки цвета охры, ботинки на шнуровке — все, чтобы с максимальным комфортом передвигаться на велосипеде по городу, делая зарисовки о местных жителях.
Первый из трех сюжетов открывается черно-белой картинкой, которая контрастирует с огненно-рыжим платьем-кафтаном Дж. К. Л. Беренсен (Тильда Суинтон). Писательница и по совместительству журналистка «Вестника» — роскошная, умная, свободная, фривольная и однозначно гордится тем, что может поведать историю жизни и творчества заключенного художника Моузесе Розенталера (Бенисио дель Торо). В том числе о его любовной связи с тюремным охранником Симоной (Леа Сейду). Так что выбор кафтана (Missoni) для Беренсен более чем оправдан. Во-первых, она является свидетелем происходящих событий, во-вторых, ей важно привлечь к своей персоне максимальное внимание. К тому же расслабленный крой позволяет жестикулировать и в любой ситуации чувствовать себя в своей тарелке. Примечательно, что героиням Суинтон частенько достаются богатые во всех смыслах слова вещи (вспомним бархатные халаты из «Выживут только любовники»). По замечанию The Cut, именно такой наряд лучше всего передает энергетику героини и, разумеется, идеально сочетается с массивными золотыми украшениями. Что ж, невозможно не согласиться.
Но не Missoni единым — кажется, образы уже упомянутого Розенталера, как и подобает настоящему художнику, взяты из коллекции бренда S.R. Studio. LA. CA., основанного соратником Рафа Симонса Стерлингом Руби. Любовь к безупречному тейлорингу во «Французском вестнике» демонстрирует персонаж Эндриена Броуди — арт-дилер Жюльен Кадацио. Он носит двубортный костюм с заостренными лацканами и эффектной брошью — человек искусства все-таки.
Одной из центральных фигур второго сюжета фильма оказывается журналистка и автор статей о студенческих протестах Люсинда Кременц (Фрэнсис Макдорманд). Соблюдать профессиональный нейтралитет Кременц обещает самой себе и главным участникам событий в ярком красном костюме с юбкой и лоферах. А еще — с вместительной сумкой и сигаретой в руках. Заданная цветом тема революции и стремления к общественным переменам поддерживается растрепанным волосами главного бунтаря Дзеффирелли (Тимоти Шаламе). В отличие от своей будущей возлюбленной Джульетты (Лина Кудри), которая в кадре появляется в юбке в клетку и кожаной куртке и не расстается с мотоциклетным шлемом, он носит «профессорский» шерстяной пиджак в елочку и рубашку под свитер.
В третьем акте, «Приватная столовая комиссара полиции», все взгляды устремлены на гастрообозревателя Ройбака Райта (Джеффри Райт), для которого Канонеро выбрала куртку и брюки в стиле сафари и удобные ботинки, напоминающие казаки. Персонаж вдохновлен писателем Джеймсом Болдуином, а потому в его гардеробе есть и классический костюм, и оксфорды, и нагрудные платки.
Вселенная Уэса Андерсона — действительно целый мир, вымышленные события в котором почему-то воспринимаются как подлинные. Особое место в нем, безусловно, занимают костюмы. Они идеально соответствуют воображению режиссера и становятся униформой, которая ассоциируется с конкретными персонажами, определяет их личные качества и род деятельности.
Все это отражает идею, по меткому замечанию журнала Slate, Андерсона как режиссера-«лакрицы», которого можно либо любить, либо ненавидеть: «Ни один из ныне работающих режиссеров не снимает фильмы, которые больше напоминали бы эту вызывающую разногласие конфету, чем Уэс Андерсон».