На прошлой неделе две приятные российские марки, которые занимаются очками, — P.Y.E и FKSHM / Fakoshima — выпустили совместную коллекцию. Мы попросили у ребят рассказать о сотрудничестве, а заодно обсудить силу инфлюенсеров и выход на международный рынок. На вопросы BURO. ответили бренд-директор P.Y.E Юля Ким и основатель марки Fakoshima Костя Шиляев.
Юля: Мы выпускаем две большие коллекции в год, а в промежутках между сезонами делаем релизы: добавляем в базовую линейку новые модели, перевыпускаем старые модели в новых цветах, подкручиваем уже имеющиеся модели, делая их более удобными. У P.Y.E нет привязки к солнечным очкам, большая часть наших заказов — это оправы или оправы с коррекцией зрения. Рынок нас знает как бренд оптики, поэтому даже если какой-то спад продаж солнцезащитных очков в конце сезона и есть, мы этого не чувствуем.
Костя: Мы, наоборот, остро чувствуем сезонность, потому что основной ассортимент FKSHM — это солнцезащитные очки. Именно поэтому мы ориентируемся не только на российский рынок, но и на европейский, американский. Хочется попасть на азиатский, потому что там эта сезонность ощущается еще меньше. Сейчас у нас две коллекции в год, иногда мы выпускаем что-то особенное. В идеале хотелось бы, как Gentle Monster, не привязываться к сезонности, это уже устарело.
Юля: Офлайн, и на это есть две причины. Первая — романтичная: мы бы хотели, чтобы P.Y.E ассоциировался с expirience-ритейлом. Нам нравится контактировать с клиентом, и если говорить об аналитике, офлайн-магазин — идеальное поле, чтобы собирать информацию о людях. Вторая причина более прагматичная: мы просто совсем недавно запустили сайт, симпатичный и удобный. Мы раскачаем его, подкрутим, а через год можно будет сравнивать.
Костя: Офлайн. Очки FKSHM сложные, их нужно мерить. У кого-то большая голова, у кого-то маленький нос. У P.Y.E собственные магазины, а мы работаем с мультибрендами. Мы не можем сами рассказывать свою историю, и не каждый магазин может хорошо о нас рассказать. Очень продвинутые продавцы в Avgvst: отлично знают марки, готовят по каждому продукту спич-баббл, могут быстро привлечь клиента. Еще нас очень любят в итальянском Ottica Isee. Онлайн важен именно для привлечения клиента — даже если сайт не приносит дохода, на который ты рассчитываешь.
Костя: Первой дебютную модель Fakoshima надела Тильда Суинтон. Она приехала в Москву на открытие «Кофемании» на Лубянке, а я как раз делал эскизы, основываясь на ее лице, андрогинном и худом. Меня не приглашали на вечеринку, я приехал в «Кофеманию» на велосипеде, подошел к Тильде в сопровождении охраны и подарил очки. Сегодня наши очки носят разные музыканты, но результат спрогнозировать сложно: от абсолютно никакого отклика до невероятного спроса, как было после Ники Минаж. Есть инфлюенсеры, которые носят Fakoshima постоянно, — например, @voguediary, бешеная модница, которая всегда одета в Gucci — и в наши очки. От этого есть крутой накопительный эффект.
Юля: Я жду, когда уже этот мыльный пузырь инфлюенсеров схлопнется: engagement rate может быть десять процентов, но если копать глубже, понимаешь, что уровень вовлеченности поднимают такие же блогеры, которые оставляют комментарии, и боты. Наши успешные кейсы с инфлюенсерами? Даже не могу назвать это кейсом, но сразу вспомнила про Варю Веденееву, которая сделала сториз из магазина и отметила нас: к ней не был привязан никакой промокод, но отклик был невероятный. У нас были удачные интеграции с блогерами из ютуба: да, к российскому ютубу есть вопросы, но мы верим, что еще немного, и начнут появляться жемчужины. Нужно найти их, пока они маленькие, задружиться и помочь им.
Костя: Я давно хотел сделать интеграцию в аниме или мультфильм, и недавно мы поработали с виртуальным инфлюенсером Наной. Нана — бандитка, она вроде бы в музыкальной тусовке, но при этом сама по себе. Полукриминальная, дерзкая, ей не чужда мода. Мы приготовили с авторами Наны большой кейс: проработали стиль для каждого ролика, специально записали музыкальный трек.
Юля: За визуальность и графические вещи в наших соцсетях отвечает Оля Марченко из студии Facultative Works. В инстаграме нам хочется показывать больше жизни — скоро начнем делать это на IGTV. Мы хотим, чтобы наш IGTV был как подкаст «НОРМ», только адаптирован под наш проект: будем рассказывать, как мы набивали шишки в диджитале, какие были проблемы в команде, как мы их решали. Я считаю, что если у компании есть возможность вкладывать любые ресурсы в некоммерческий контент, то это нужно делать. Поднимать неудобные вопросы от лица бренда — это очень круто.
Костя: Когда я запускал марку, то часто обращался за советами к Коле (Коля Шепеленко — сооснователь P.Y.E. — прим BURO.). Ценно, что ребята с радостью делились опытом. Потом мы решились на коллаборацию, поехали на оптическую выставку в Гонконг. Там нашли потрясающие нейлоновые линзы красивых расцветок, суперпрочные, легкие, тактильно приятные — и придумали коллекцию буквально за неделю. Сидели вечером на террасе отеля, вокруг — индуистский храм, детский бассейн, небоскребы, кладбище, все вперемешку. Мы сразу поняли, какие модели хотим видеть в коллекции: так получились очки-маска, овальные очки в стиле Такеши Китано, прямоугольные в духе 1990-х и две модели авиаторов.
Юля: Пока что в России отсутствует культура коллабораций, и мне кажется, это большая проблема. Многие марки почему-то думают, что если они поделятся своим опытом, то компания-«конкурент» заберет часть пирога. На деле происходит по-другому. Мы не соревнуемся с брендом Кости — и дело даже не в разных сегментах. Мы не соревнуемся даже с новыми локальными марками, которые появляются на рынке. У нас есть соперники гораздо сильнее — и они стоят в торговых центрах. Вот кто для нас конкуренты. А бороться вместе только интереснее.