Как образ Дэвида Боуи вдохновил Тодда Хейнса
Серебряный виниловый комбинезон со вставками из искрящегося глиттера. Воротник из белоснежных перьев, который по масштабу сравним разве что с одеяниями монархов с картин времен XVIII века. Чокер-колье, целиком и полностью выполненное из кристаллов. Закатив глаза во всем этом великолепии, звезда глэм-рока ожидает своей смерти от пули неизвестного — пускай и инсценированной. Образ рок-звезды и гей-иконы 70-х годов Брайана Слейда будто под копирку списан с Дэвида Боуи, за что Тодд Хейнс и команада, которая занималась продакшеном фильма «Бархатная золотая жила» (оригинальное название «Velvet Goldmine» — еще одна отсылка к Боуи, а именно к названию его песни), выслушали немало угроз довести дело до суда от самого Боуи. Тем не менее создатели фильма, настаивают, что герой стал собирательным образом из как минимум трех звезд эпохи — Боуи, Брюса Вейна Кэмпбелла и Марка Болана.
Сюжет «Бархатной золотой жилы» вдохновлен реальными событиями — отношениями на грани любовного треугольника, которые разворачивались в 70-е между Дэвидом Боуи, Игги Попом и Лу Ридом. В центре картины — провокационная звезда глэм-рока Брайан Слейд. Он носит сценическое имя Maxwell Demon и выступает вместе с группой Venus in Furs (снова отсылка в реальности, а именно — к одноименной песне «The Velvet Underground», в которой пел и играл Лу Рид), а потом внезапно инсценирует свою смерть и после этого исчезает с радаров. Здесь Хейнс в очередной раз проводит параллель с Боуи и его группой Spiders on Mars, вместе с которой британский певец записал культовый альбом «Ziggy Stardust and the Spiders from Mars». В нем Боуи через песни и их очередность рассказывает судьбу вымышленного персонажа Зигги Стардаста от восхождения и успеха и до самоубийства звезды.
Что стало со Слейдом, никому не известно, и ответ на этот вопрос предстоит узнать молодому журналисту, которого сыграл столь же молодой Кристиан Бейл. Фильм погружает в музыкальную и молодежную рок- и гей-сцену Британии 70-х — и во многом благодаря костюмам. За стиль в фильме отвечала известная британская костюмер Сэнди Пауэлл. С Хейнсом она познакомилась через друга, по совместительству продюсера фильма. Для Пауэлл «Бархатная золотая жила» стала первым опытом сотрудничества с режиссером, который вылился в традицию. События фильма происходят в 1974 году — костюмеру фильма тогда, между прочим, было 14 лет. По словам Пауэлл, события картины — по большей части ностальгическая художественная выдумка, поэтому при создании костюмов она решила руководствоваться фантазией и собственными юношескими воспоминаниями об эпохе и месте. Для персонажа Джонатана Рис-Майерса за основу были взяты сценические костюмы Боуи разных периодов, Игги Поп стал прообразом для Юэна Макгрегора, а простых людей одели в то же, что носила молодежь того времени. Так как денег, как это часто бывает, на все не хватало, многие вещи взяли на прокат у друзей — например, шубу из меха попросили у жены Роберта Дэлтри из группы The Who. Другие костюмы шили из дешевой ткани или покупали в секонд-хэндах.
«Бархатная золотая жила» получилась настолько визуально богатой, что, пусть она порой и выглядит как гипертрофированная версия реальных 70-х, это только подогревает к ней интерес как к источнику идей — например, для глэм-наряда для вечеринки.